Анализ эффективности слияния предприятий

Слияние компаний является проявлением внешнего роста за счет создания эффекта синергии, который выражается в том, что стоимость продукта слияния превышает первоначальную стоимость составных частей. Причиной возникновения эффекта синергии является повышение качества управления и повышение экономии за счет масштаба.

Эффект синергии прослеживается последовательно, сначала в форме прямой выгоды, а потом - рыночной выгоды.

Прямая выгода состоит в увеличении денежных потоков объединенной компании благодаря рационализации расходов и увеличении объемов производства. Это приводит к тому, что компания становится более привлекательной для инвесторов, которые ожидают, что слияние ускорит рост компании, усилит ее позиции на рынке, уменьшит колебания в денежных потоках - цикличность деятельности одних предприятий компенсируется цикличностью других. В своей совокупности рыночные выгоды от слияния проявляются в снижении премий за риск, уменьшении расходов капитала, а также улучшении соотношения цена/прибыль на акцию. Успешным слиянием рынок признает такое слияние, которое позволяет повысить рыночную цену акций компаний до уровня, которого невозможно достигнуть без проведения слияния.

Эффект слияния выступает в виде стоимостного разрыва, который представляет собой разницу между будущей рыночной стоимостью объединенной компании и суммарной существующей рыночной стоимостью компаний, которые объединяются при сохранении текущих условий их функционирования:

Эффект слияния выступает в виде стоимостного разрыва, который представляет собой разницу между будущей рыночной стоимостью объединенной компании и суммарной существующей рыночной стоимостью компаний, которые объединяются при сохранении текущих условий их функционирования:

Анализ эффективности слияния предприятий - student2.ru (10.73)

где: VG – стоимостной разрыв;

MV – рыночная стоимость объединенной компании;

MVi – рыночная стоимость i-й компании;

n – количество компаний, которые объединяются.

Критерием целесообразности слияние является отношение:

Анализ эффективности слияния предприятий - student2.ru (10.74)

Инициатором слияния выступает, в абсолютном большинстве случаев, одна компания (ее действия также характеризуются терминами присоединения, поглощения, захвата, которые являются синонимами слияния и отображают оттенки отношений между объединяющимися компаниями). Для ее акционеров эффект слияния проявляется в росте прибыли на принадлежащие им акции и описывается таким образом:

Анализ эффективности слияния предприятий - student2.ru (10.75)

Анализ эффективности слияния предприятий - student2.ru (10.76)

Анализ эффективности слияния предприятий - student2.ru (10.77)

где: Isji – совокупная прибыль на акции всех объединяющихся компаний;

∆Isji – прирост прибыли на акцию объединенной компании;

Is, Isi – прибыль на акцию, соответственно объединенной компании

и поглощающей компании;

Ispr – индексы изменения прибыли на акцию объединенной компании.

Слияние происходит двумя способами:

1) покупка компаний;

2) обмен акциями между компаниями.

Наши рекомендации