Принципы фин. деят-ти Г и органов МСУ
Понятие и ф-ции финансов.
Ф- сов-ть матер. ср-в, необх-мых для удовлетворения потребностей гос-ва и разл. обществ.союзов. Деят-ть гос и обществ. органов по добыванию матер. ср-в составляет содерж-е фин хоз-ва. Гл отличие фин хоз-ва от частного – принудит. хар-р. Гос власть обличена силою извлекать доходы из имущ-ва и доходов населения. Обязанность граждан по удовлетворению фин потребностей Г и деят-ть фин органов регулир-ся юр нормами, сист. кот. образует ФП. Ф – одна из экон. категорий, развитие кот связано с товарно-ден. отнош-ями и существованием Г, кот использ-т данн. категорию для реш-я своих задач. Сущ-ет 2 т.з.: 1) Матер-ная: Ф- ден фонды гос-ва, его территор-ных образований, а также предпр-й, учреждений, орг-ций, используемые для удовлетворения развития общества и развития произв-ва. 2) Функцион-ный: Ф – экон. ден. отнош-я по формированию фондов ден ср-в гос-ва, S РФ, предприятий, учр-ний и орг-ций, необх-х для обеспечения расширенного воспроизводства и для удовлетворения соц нужд в процессе чего происходит распред-е, перераспред-ние обществ. продукта и контроль за удовлетв-ем потребностей общ-ва. Ф-ции Ф: собирание, распред-е, перерапред-е ресурсов.
Фин. сист. России.
Фин с-ма – сов-ть фин-х и кредитных институтов при помощи кот. Г собирает, распеределяет и расходует ден ср-ва. Структура фин. сист. РФ Химичева: гос и местный бюджет; внебюджетные целевые фонды; Ф предприятий, учр-ний и орг-ций; имущественное и личное страхование; гос и банк. кредит. Горбунова: бюджетная с-ма; гос внебюд фонды; фонды, консолидир-ный в Б; внебюдж-ые децентрализованые фонды; фонд страхования; кредит; Ф хоз-щих S. Карасева: бюджетные фонды; внебюдж фонды; гос и мун кредит; страховые фонды; Ф хоз-щих S.
3. Фин. деят-ность Г и органов МСУ: понятие, цели, формы.
Фин деят-ть гос-ва – это особый вид гос. деят-ти, направленный на созд-е, распределение и использ-ние фондов ден. ср-в, необх-х для фин обеспечения деят-ти органов Г, безоп-ти, обороны страны и ее соц-эконом развития. Носит публичный х-р. Представит. органы гос власти закрепляют правовые основы фин деят-ти. Фед собрание приним-т ФЗ о фед бюджете, в том числе ФЗ предусм-т финансирование Фед собрания. Аналогичные з-ны приним-т представи-ные органы субъектов РФ. Правит-во РФ обеспечивает проведение фин, кредитной и ден политики, представл-т в гос думу проект фед бюджета, разрабатывает и реализ-т нал. политику, обеспечивает совершенствование бюджетной сист., осущ-т упр-ние внутр-м и внешним долгом РФ. Цели фин деят-ти гос: 1) созд-е усл-вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел-ка. 2) вып-ние ф-ций гос-ва. Методы фин деят-ти: 1) м-д добровольных и обязат-ных платежей (налоги, гос. пошлина). 2) м-д финансиров-я (нач. и ср. образов-е) и кредитов-я(налог. кредит). 3) м-д безналичн. расчетов (платежн. поручения) и расчетов наличными (руб., вексель) ден. ср-вами. Формы фин. деят- ти: 1) правов. – деят-сть, кот. влечет правовые последствия и осущ-ся на основе юр. оформления; 2)неправовая – деят-сть, которая не влечет юр. последствий, хотя и предусмотрена законодат-вом.
Принципы фин. деят-ти Г и органов МСУ.
1) пр-п законности (весь процесс образования, распределения и использ-я фондов ден. ср-в регулируется нормами ФП); 2) пр-п гласности (фин/ деят-сть Г (проекты разл. финансово-правовых актов и др. сведения) подлежит доведению до сведения физ. и юр. лиц, в т.ч. и ч/з СМИ.); 3) участие граждан в фин. деят-ти Г и органов МСУ; 4) пр-п плановости (вся фин деят-сть Г построена на сист. финансово-плановых актов (фед. бюджет, бюджеты SРФ, сметы бюджетн. учреждений, балансы предпр-ий, балансы дох. и расх. населения и др.); 5) разделение законодат. и исполнит. властей; 6) пр-п соц. направленности фин. деят-ти; 7) пр-п равноправия SРФ; 8) пр-п единства фин. политики (един. сист Н и сборов) и ден. сист. 9) пр-п федерализма (сферы фин. деят-ти регулируются централизованно,компетенция РФ и S РФ в области финансов четко разграничена; ).
5. Фин. право как отрасль права: понятие, происхожд-е, знач-е.
ФП как отрасль права – совок-сть юр. норм, регулирующих обществ. отнош-я, возникающ. в процессе функци-ния фин. сист. страны: образования, распред-я и использ-я публичн. финансов (ден. фондов Г и муницип. образований), необх-х для осущ-ния зад. и ф-ций Г, его органов. ФП регулирует обществ. отнош-я в сфере публичной фин. деят-ти. Финансы происходит в пер. с лат. обязат. уплаты любой ден. суммы. . С экон. т.зр. финансы в шир. смысле – это сист. отнош-й в общ-ве по поводу образования и использ-я ден. фондов в сферах: публичных (гос.) финансов, кредитной сист., отраслей воспроизводственного процесса, вторичного фин. рынка, междунар. фин. отнош-й. В узком смысле – гос. (публичные) финансы – сист. ден. отнош-й по поводу формирования и использ-я фондов, необх-х Г для выполнения своих ф-ций. С юр. т.зр. финансы – экон. ден. отнош-я по формированию, распределению и использ-ю фондов ден. ср-в Г, его территор. подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необх-х для обеспечения расширенного воспроизв-ва и соц. нужд, в процессе осущ-ния кот. происходит распред-е и перераспред-е обществ. продукта. По поводу происхождения ФП сущ-ет 2 т.зр.: 1) ФП выделились из администрат. и гос права. 2) ФП независимо от его признания, теоретич. закрепления появилось одновременно с возникновением Г.
Фин. право как наука.
Наука ФП - это сист. категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явл-ях, составляющих ее предмет, она представляет собой опред. совок-сть структурированных соотв-ющим образом и материально закрепленных знаний, теоретич. положений и выводов о содержании, роли и значении, а также развитии ФП как составной части ФП. Предметом науки ФП явл обществ отнош-я, кот. возникают в процессе фин. деят-ти, в т.ч. в процессе функц-ния и развития фин. сист. России. Ф-ции науки ФП: общетеоретич. (заключ-ся в ее назначении способствовать развитию юр. науки и науки об обществе, Г и экон-ке вообще (н-р, науки гос. управления, общ. теории финансов и т.д.)), аналитич. (состоит в классификации и систематизации действующ. правовых норм), критич. (заключается в выявлении недостатков действующ. законодат-ва и пробелов позитивного права в сфере фин. деят-ти), конструктивн. (способствует образованию новых норм и правовых институтов), воспитательн.