Налоговая система и классификация налогов
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, законодательно установленных и взимаемых на территории данной страны или региона.
Налоговая система любого государства строится на определенных принципах. Впервые принципы налогообложения (классические принципы) были сформулированы еще А. Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.).
Смит выделил 5 принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
1) Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности.
2) Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.
3) Принцип определенности – сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.
4) Принцип удобности – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
5) Принцип экономии – издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
Современные принципы налогообложения базируются также на идеях Смита и включают в себя кроме вышеназванных принципов следующие:
1) Принцип обязательности – обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов.
2) Принцип запрета обратной силы налогов, ухудшающих положение налогоплательщиков.
3) Принцип универсализации – сокращения количества налогов.
4) Принцип стабильности.
5) Принцип однократности налогообложения – один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период времени.
6) Принцип единства – действие единой налоговой системы на всей территории государства.
7) Другие принципы – самостоятельносмотри лекцию по Налоговой политике
Принципы построения налоговой системы РФ можно найти в ст. 3 НК РФ.
См. Приложение 1 - самостоятельно
Иногда для анализа налоговой системы государства или для сравнения налоговых систем различных государств рассчитывают такой показатель как эластичность налоговой системы. Коэффициент эластичности налоговой системы определяется как отношение относительного изменения налоговых платежей за определенный период времени к относительному изменению ВВП за этот же период времени. Коэффициент показывает, на сколько %-ов изменится объем налоговых поступлений при изменении ВВП на 1%.
В РФ налоговая система строится в соответствии со ст. 12-15 НК РФ.
Ст. 12 – здесь указаны налоги спецрежимов.
Статья 13. Федеральные налоги и сборы
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) налог на наследование или дарение;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Статья 14. Региональные налоги
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Статья 15. Местные налоги
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Классификация налогов
Современная классификация налогов учитывает множество факторов, по которым они могут различаться. Важнейшей является разделение налогов по экономическому содержанию на прямые и косвенные. Разделение на прямые и косвенные налоги учитывает определенность такого элемента налогов, как плательщик, а также источник их взимания. Так, по прямым налогам плательщик известен заранее, по косвенным плательщик предварительно не устанавливается. Если прямые налоги источником своей уплаты имеют доход налогоплательщика, то косвенные взимаются из выручки от реализации.
Другая классификация налогов подразумевает их разделение по уровням взимания. В соответствии с этим в федеративных государствах три уровня, в унитарных — два. В РФ три уровня: федеральные налоги и сборы, субъектов Федерации, местные налоги и сборы.
Налоги делятся а общие и специальные (или целевые) в зависимости от того, определены ли заранее цели, на которые они будут использованы. Целевые — налоги, поступающие во внебюджетные специальные фонды или используемые внутри специальных фондов (налог на владельцев автотранспортных средств).
Следующая классификация предусматривает разделение налогов в зависимости от характера плательщиков: 1) с физических лиц (подоходный налог); 2) с юридических лиц (налог на прибыль); 3) комбинированные (налог на имущество).
По порядку введения органами государственной власти налоги делятся на 1) общеобязательные и 2) факультативные (вводимые по желанию).
Прямые налоги
Широкое распространение прямые налоги получили с середины 19 века.
Их особенностью наряду с регулярностью обложения является заранее установленный объект обложения, порядок определения его величины и суммы налога. Однако, что касается субъекта обложения, наметился разный подход к исчислению прямых налогов. В связи с этим все прямые налог делятся на реальные и личные. При реальном налогообложении в основе определения налога лежит характеристика объекта налога, при личном – характеристика субъекта.
Положительные стороны прямого налогообложения по сравнению с косвенным:
1. проще планировать.
2. трудно укрыться от налогообложения.
Отрицательные стороны:
1. высокие ставки снижают стимулы к зарабатыванию доходов.
2. обесценивание доходов государства в связи с отставанием во времени уплаты налога от момента получения дохода, по которому уплачивается налог.
К числу личных прямых налогов, получивших наиболее широкое распространение, относятся: подоходный налог, налог с наследства и дарения, налог на имущество, налог на прирост капитала, налог на прибыль компаний и корпораций.
Налог на доходы физических лиц в РФ (НДФЛ)
Самостоятельно (глава 23 НК РФ)
- кто плательщик, объект налогообложения, налоговые ставки (не только 13%), вычеты (стандартные, имущественные, социальные, профессиональные).
Косвенные налоги
Косвенными налогами считаются налоги, которые являются элементами цены или взимаются как надбавки к цене. В настоящее время их называют налогами на расходы или потребление.
Наряду с удобством взимания многие отмечают и справедливость косвенных налогов, заключающуюся в том, что уровень жизни человека определяется не тем, что он получает, а тем, что потребляет. Следовательно, с ростом потребления необходимо взимать с них и большую сумму налога, что обеспечивают косвенные налоги.
Налоги на потребление в отличие от прямых налогов не предусматривают заранее определенных плательщиков. Именно при косвенном налогообложении очень часто происходит переложение налогов с производителя или продавца на конечного потребителя товаров.
Чем менее эластичен спрос, тем большую часть косвенных налогов производитель или продавец может переложить на потребителя. И наоборот, чем более эластичен спрос, тем большую часть уплачивает сам производитель/продавец.
Таким образом, уровень переложения косвенных налогов на потребителя зависит от ряда факторов и не всегда является 100%-ным.
Косвенные налоги в современном виде разделяются на три основных группы:
1) Акцизы;
а) индивидуальные;
б) универсальные;
2) Фискально-монопольные налоги;
3) Таможенные пошлины.
Акцизы — надбавки к цене на товары внутреннего (отечественного) производства. Первоначально возникли индивидуальные акцизы, которые являются надбавкой к ценам на отдельные товарные группы или виды товаров. Чаще всего ими облагаются товары повседневного использования. Происхождение индивидуальных акцизов тесно связано с государственными регалиями или фискально-монопольными налогами.
Универсальные акцизы появились лишь в середине 20 века. Их особенностью является то, что ими облагаются почти все товары и товарные группы. Существовало три универсальных акциза: 1) налог с оборота; 2) налог с продаж; 3) налог на добавленную стоимость.
По фискально-монопольным налогам ставки не устанавливаются, поскольку весь доход при их реализации является сразу собственностью государств. Это надбавка к цене товаров, реализация которых является монополией государства.
Таможенные пошлины. Их классификация применяется в зависимости от того, ввозятся, вывозятся или провозятся товары по территории страны (импортные, экспортные или транзитные пошлины).
От способа установления ставок таможенных пошлин выделяются: 1) адвалорные (ставки устанавливаются в % от таможенной стоимости или оценки товара); 2) специфические (ставка устанавливается обычно в руб. и коп. с единицы товара).
В зависимости от целей, ради которых устанавливаются таможенные пошлины, различают пошлины: 1) фискальные (для формирования доходов государства); 2) протекционистские (для поддержки собственных производителей); 3) антидемпинговые (вводятся на импортные дешевые товары или товары, которые продаются по демпинговым ценам)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
5. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).