Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики
Тема: Понятие о финансах и управление финансами
Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики
Финансы (фр. fiпапсе от ср. - лат. fiпапсiа — наличность, доход) — это совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением ииспользованием фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования.
Предпосылки возникновения финансов:
• в результате первых буржуазных революций в Центральной Европе произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично;
• формирование и использование бюджета стало систематическим, т. е. возникла система государственных доходов и расходов, законодательно закрепленная;
• налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер.
Внутренняя природа финансов — это отношения между участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения — производственные (экономические), так как возникают непосредственно в общественном производстве. Эти отношения возникают во всех сферах общественной деятельности, на всех уровнях хозяйствования. Однородные экономические, отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, образуют экономическую категорию.
Финансы выражают реальные производственные отношения, имеют объективный характер и специфическое общественное назначение и, следовательно, выступают в качестве экономической категории.
Признак финансов как экономической категории — распределительный характер финансовых отношений (возникают и функционируют на стадии распределения стоимости общественного продукта — каждый участник общественного производства должен получить свою долю этой стоимости).
Денежная форма финансовых отношений — важный признак финансов. Деньги обязательное условие существования финансов. Нет денег — не может быть и финансов, так как финансы это общественная форма, обусловленная существованием денег. Деньги — одновременно и условие, и предпосылка существования финансов.
Денежные отношения становятся финансовыми, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников общественного воспроизводства и происходит использование этих доходов.
Финансовые отношения охватывают две сферы:
• экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию централизованных фондов государства — бюджет, государственные социальные внебюджетные фонды;
• экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию децентрализованных фондов предприятий и организаций, а также денежных доходов и накоплений домашних хозяйств.
Типы финансовых отношений: между государством и хозяйствующими субъектами; государством и непроизводственной сферой; государством и населением; государством и финансово-кредитной системой; государством и зарубежными банками, компаниями, государствами; различными экономическими субъектами, минуя государство, и т. д.
Первичное распределение стоимости общественного продукта — она распадается на необходимый и прибавочный продукт, происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений, Такие доходы называются первичными — с помощью финансов образуется прибыль предприятий, зарплата работников.
Перераспределение стоимости общественного продукта — образуются доходы государства через налоговый механизм, и направляются на выполнение функций государства, а также предприятия направляют оставшуюся прибыль на развитие производства.
Финансовые ресурсы — это материальные носители финансовых отношений. К финансовым ресурсам относятся денежные доходы, накопления, поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства для целей расширенного воспроизводства.
Виды финансовых ресурсов: прибыль, налоги, страховые платежи, амортизационные отчисления.
Использование финансовых ресурсов — черезденежные фонды специального назначения. Главный источник денежных фондов — национальный доход (вновь созданная стоимость).
Общий признак финансовых отношений для всех общественно-экономических формаций формирование денежных доходов и накоплений в форме финансовых ресурсов и использование их через финансовые фонды как составной части общей системы денежных фондов.
Специфическое общественное назначение финансов — распределять и перераспределять стоимость ВВП, выраженную в денежной форме, между субъектами хозяйства.
Функции финансов:
· распределительная функция — через нее реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми финансовыми ресурсами. Объекты функции — стоимость ВВП в денежной форме и часть национального богатства, принявшего денежную форму. То есть функция обеспечивает формирование первичных (основных) доходов на основе распределения вновь созданной стоимости, и в этот процесс вовлекается часть национального богатства при перераспределении стоимости ранее накопленного производственного потенциала, при возмещении ущерба от стихийных бедствий и т. д. Врезультате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы (налоги, доходы непроизводственной сферы, инвестиции). Субъекты функции — государство, предприятия, население;
· контрольная функция — финансы обладают свойством количественно, через финансовые ресурсы и фонды, отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы, так как финансы связаны с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме. Инструмент реализации контрольной функции — финансовая информация.
Воспроизводство — это воссоздание израсходованных факторов производства (рабочей силы, природных ресурсов, средств производства) посредством их последующего производства. Простое воспроизводство — это воспроизводство в неизменных размерах. Расширенное — воспроизводство во всё увеличивающихся размерах.
Капитал (от латинского capitalis — главный) охватывает все, что способно приносить доход. В более узком смысле это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают денежные средства, с помощью которых приобретен физический капитал.
Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений, в который соответствует требованиям законодательства РФ, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
Формы государственной поддержки приоритетных проектов: предоставление государственных гарантий; бюджетных ссуд; дотирование процентных ставок по выдаваемым коммерческим кредитам; предоставление инвестиционного налогового кредита; заключение инвестиционного соглашения с Правительством РФ; реализация проекта через заключение договора кон цессии, соглашения о разделе продукции, договора о доверительном управлении и иной формы вовлечения государственной собственности в инвестиционный процесс; включение в федеральную адресную инвестиционную программу; включение в федеральную целевую программу; продвижение инвестиционного проекта через государственную инвестиционнопроводящую систему.
Инвестиционный фонд — представляет собой ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов. Основной элемент механизма финансирования инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства.
Виды инвестиций:
• по источникам — государственные, иностранные, коллективные (частные), инвестиции российских предприятий (внутренние инвестиции);
• по целям — прямые капитальные вложения (производственные); интеллектуальные; портфельные (финансовые); нефинансовые (не денежные) в форме прав, лицензий, имущества, know-how; контролирующие; неконтролирующие.
Источники финансирования капитальных вложений: собственные средства инвесторов и привлеченные средства.
Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валют РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Прямая иностранная инвестиция:
• приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ;
• вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
• осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей.
Приоритетный инвестиционный проект с участием иностранного капитала инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ), включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
Основные гарантии для иностранных инвесторов:
• гарантия правовой защиты;
• осуществления инвестиций в различных формах; перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
• компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
• гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ;
• обеспечения надлежащего разрешения спора; использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
• гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
• гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
• гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
• гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.
Источник коллективных (частных) инвестиций — сбережения населения. Рынок коллективных инвестиций — это рынок паевых инвестиционных фондов (ПИФЫ). ПИФы являются наиболее привлекательными и защищенными инвестиционными инструментами для населения страны. Вложения в них стали альтернативой банковским депозитам, проценты по которым в настоящий момент отстают или соответствуют уровню инфляции.
Инвестиции предприятий — внутренние инвестиции являются приоритетным направлением развития экономики. Предприятия используют собственные и привлеченные средства для инвестиций. В течение последних лет финансирование инвестиций в основной капитал осуществлялось в большей степени за счет привлеченных средств, в структуре которых существенная часть приходилась на бюджетные средства.
Приватизация(от лат. privatus — частный) — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Основные принципы приватизации: равенство покупателей; исключительно возмездная основа; приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества:
• преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
• продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
• продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
• продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
• продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
• продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
• продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного илимуниципального имущества без объявления цены;
• внесение государственного или муниципального имущества в качествевклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
• продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Концессия (от лат. Concession — разрешение, уступка) — договор о передаче в эксплуатацию принадлежащих государству или местным органам власти источников природных богатств, предприятий и других хозяйствующих объектов за плату на определенный срок российским и иностранным инвесторам. Наиболее популярная форма государственно-частного партнерства.
Стороны соглашения — государство либо государственное (муниципальное) образование, с одной стороны (концедент), индивидуальный предприниматель, или одно или несколько юридических лиц, с другой стороны (концессионер);
Объект концессии — недвижимое имущество;
Цель договора — создание или реконстр9кция государственного имущества частным инвестором, изменение целевого назначения объекта не допускается.
Соглашение о разделе продукции (СРП) — договор, по которому РФ предоставляет хозяйствующему субъекту за плату на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, а инвестор обязуется осуществить работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет условия пользования недрами и порядок раздела произведенной продукции между сторонами.
Финансовая система
Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Иначе, финансовая система — система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Состав финансовой системы:
· централизованные фонды денежных средств (государственные и муниципальные финансы): бюджетная система, государственный кредит, государственное страхование;
· децентрализованные фонды денежных средств (финансы хозяйствующих субъектов и населения) — это финансы организаций различных организационно-правовых форм и различных форм собственности во всех сферах экономики, а также финансы домашних хозяйств.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
• бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты, в том числе:
— бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значёния Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - это бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Консолидированный бюджет муниципального района — это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием — утвержденный органом местного самоуправлений поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации.
Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация РФ — является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.
Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).
Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Субвенции — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субсидии — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Государственные внебюджетные фонды— традиционно это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В настоящее время формируются следующие государственные социальные внебюджетные фонды: пенсионный (ПФР), социального страхования (ФСС), обязательного медицинского страхования (ФОМС). Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы.
Государственный и муниципальный кредиты — денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.
Государственные и муниципальные займы это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.
Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование — гарант дают письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Финансы предприятия — фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения — государству, работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам страхового рынка).
Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп: с другими предприятиями и организациями; внутри предприятия; внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга; с финансово-кредитной системой — бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.
Денежные фонды предприятий: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд накопления; фонд потребления; валютный фонд; фонд для выплаты заработной платы; фонд для платежей в бюджет; другие фонды.
Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства) — это экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства.
Финансовая политика
Финансовая политика — совокупность мероприятий государства по разработке общей концепции, основных направлений и целей использования финансовых отношений для создания финансового механизма и управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.
Иначе — это деятельность государства по использованию финансовых отношений для выполнения им их функций.
Цель финансовой политики — повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
Виды финансовой политики в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач:
• финансовая стратегия — это долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Намечает принципы организации финансовых отношений, позволяет разрабатывать целевые программы в составе федерального бюджета;
• финансовая тактика — это политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей.
Виды финансовой политики в зависимости от поставленных задач:
• политика экономического роста — система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости (рост государственных расходов и снижение налогового бремени);
• политика стабилизации — правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен;
• политика ограничения деловой активности — направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.
Типы финансовой политики (традиционные):
• классическая — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов;
• регулирующая — вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики, а финансовый механизм используется для регулирования социальных отношений, для достижения полной занятости населения;
• планово-директивная — государственная собственность на средства производства, плановая система управления, максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства.
Типы финансовой политики (в современном понимании):
• дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством — сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста;
• недискреционная финансовая политика, то есть политика встроенных стабилизаторов — ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Другие «стабилизаторы»: социальные выплат, программы помощи фермерам, эффект надежности компаний, инертность склонности к потреблению.
Элементы финансовой политики:
• политика в области государственных расходов — общественные работы, программы расходов на социальные нужды, правительственные закупки и инвестиции;
• фискальная политика — уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов; налогообложение должно носить однократный характер; обязательность уплаты налогов; процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной.
Финансовый механизм — способ реализации финансовой политики, представляет собой систему форм, видов, методов организации финансовых отношений, установленных государством.
Уровни финансового механизма:
• финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций;
• механизм государственных финансов (бюджетный механизм и механизм внебюджетных фондов);
• страховой механизм как самостоятельная часть финансового механизма.
По территориальному делению финансовые механизмы: Федерации, субъектов РФ, местных органов власти.
Элементы финансового механизма: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.
Типы финансового механизма:
• директивный — государство детально разрабатывает всю систему организации финансовых отношений, обязательную для всех участников;
• регулирующий — не затрагивает напрямую интересов государства, характерен для частных предприятий, государство определяет общий порядок использования средств после уплаты налогов.
Управление финансами
Управление (management) — сознательное воздействие человека на объекты и процессы, на участие в них людей для придания хозяйственной деятельности определенной направленности и получения желаемых результатов.
Иначе — это совокупность форм управления социально-экономическими процессами, а также предприятиями, коммерческими организациями, которые являются основой экономической жизни.
Финансовый менеджмент (управление финансами) — форма управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, возникающих при движении финансовых ресурсов.
Иначе — это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности.
Функции финансового менеджмента:
• воспроизводственная — заключается в обеспечении сбалансированности движения материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала;
• распределительная — тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров подлежит распределению. Эта функция заключается в формировании и использовании денежных фондов предприятия, поддержании эффективной структуры его капитала;
• контрольная — контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов и контроль за реализацией стратегии финансирования.
Подсистемы финансового менеджмента:
• управляющая (субъект управления) — финансовые менеджеры вырабатывают и реализуют цели финансового менеджмента, основная конечная цель — повышение конкурентных позиций через механизм эффективного формирования и использования прибыли;
• управляемая (объект управления) — денежный оборот как непрерывный поток выплат и поступлений. Управление им означает предвидение его возможного состояния на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.
Бюджетирование (разработка системы бюджетов компании) — выраженная в стоимостных показателях программа действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации произведенной продукции и т. д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Цель — обеспечить формирование эффективных, обоснованных затрат и определить качество результатов данных затрат.
Финансовая дисциплина — четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок формирования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов РФ и местного самоуправления.
Соблюдение финансовой дисциплины обеспечивается органами управления финансами, которые являются органами финансового контроля.
Структура органов управления финансами:
• Министерство финансов РФ — включает:
— Федеральную налоговую службу (ФНС);
— Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ФСФВН);
— Федеральную службу страхового надзора (ФССН);
— Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ);
— Федеральное казначейство;
• Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР);
• Федеральная таможенная служба (ФТС).
Министерство финансов Россииявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за:
• соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
• производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
• соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФВН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Осуществляет контроль и надзор:
• за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
• за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
• за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
• за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Федеральная служба страховогонадзора (ФССН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Осуществляет контроль и надзор за:
• соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
• выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;
• предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
• достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;
• обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
• составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
• выдачей страховщиками банковских гарантий;
• соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы.
Федеральная служба пофинансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.
Осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; проверку полученной информации. Направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований.
Разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативныхправовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.
Регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг); правила негосударственных пенсионных фондов; документы профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Проводит проверки эмитентов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов.
Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ).
Осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию.
Финансовый контроль
Финансовый контроль — система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов государства.
Иначе — совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности хозяйствующих субъектов.
Назначение финансового контроля — содействие реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов.
Объект финансового контроля — денежные распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов по уровням и звеньям экономики страны, ее регионов.
Задачи финансового контроля: обеспечение соблюдения налогового законодательства; правильности ведения бухучета, отражения валютных операций, составления и исполнения бюджета; эффективного использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и организаций; выявление резервов роста финансовых ресурсов.
Функции финансового контроля: контроль источников поступления бюджетных ресурсов, расходования бюджетных ресурсов, за использованием средств внебюджетных фондов и счетов, за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках, за эффективным использованием государственной и муниципальной собственности, за эффективностью и законностью предоставления и использования налоговых льгот, государственных дотаций, пресечение финансовых злоупотреблений.
Принципы финансового контроля: законность, ответственность, объективность, системность.
Виды финансового контроля:
• по субъектам контроля — общегосударственный (президентский, парламентский, исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов, ведомственный) и негосударственный (внутрихозяйственный и аудиторский);
• по времени (срокам) проведения — предварительный, текущий, последующий;
• по характеру материалов — документальный и фактический;
• по методам проведения— проверка, обследование, надзор, анализ, наблюдение (мониторинг), ревизия;
• по форме проведения — обязательный по закону (внешний) и инициативный, по решению субъекта (внутренний).
Приемы финансового контроля:
• приемы фактического контроля — инвентаризация, лабораторный анализ, экспертная оценка, устный опрос, обследование, контрольный запуск сырья.
• приемы документального контроля — проверка документов; арифметическая (счетная) проверка; сопоставление документов; письменный запрос; экономический анализ.
Этапы финансового контроля: проверка согласованности показателей различных форм отчетности; сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухучета; проверка обоснованности учетных записей по первичным документам.
Государственный финансовый контроль в РФ — государство является заказчиком финансового контроля и основным пользователем его информации.
Цель — установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.
Задачи: проверка своевременности и полноты образования фондов государственных средств; выявление резервов роста финансовых ресурсов государства; проверка сохранности, эффективности и целевого использования фондов государственных средств; обеспечение
возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в бюджеты и внебюджетные фонды; контроль за прохождением государственных средств в сфере денежного обращения; проверка выполнения международных финансовых обязательств государства; экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за исполнением принятого бюджетного закона.
Объекты государственного финансового контроля — денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества.
Принципы организации и осуществления государственного финансового контроля: разграничение функций и полномочий между органами финансового контроля РФ, регионов и муниципальных образований; независимость органов финансового контроля и их должностных лиц от проверяемых ими организаций и защищенность от постороннего влияния; скоординированность действий органов финансового контроля с целью исключения дублирования в их деятельности.
Ревизия — один из важнейших мётодов государственного финансового контроля, представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период.
Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется вслучаях, если:
• организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
• организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом или фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
• объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышают на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской федерации минимальный размер оплаты труда;
• организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше. для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
• обязательный аудит в отношении этих организаций индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
Аудиторские доказательства — информация, собранная аудитором в ходе проверки и являющаяся основанием для составления объективного и обоснованного аудиторского заключения.
Виды аудиторских доказательств:
• внешние - информация от третьей стороны в письменном виде;
• внутренние — информация от клиента в письменном или устном виде;
• смешанные — информация от клиента в любой форме, подтвержденная третьей стороной в письменном виде.
Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Варианты аудиторского заключения: без замечаний (безусловно положительное); с замечаниями (условно положительное); отрицательное; не составляется.