Разработка и контроль товарной и инновационной политики
Товарная политика связана с обоснованием необходимости и целесообразности производства определенной продукции на базе реального или потенциального спроса и учета конкуренции на исследованных рынках. Эта продукция может выступать в виде отдельных товаров, товарных групп или более широкого товарного ряда.
Инновационная политика направлена на организацию НИОКР по созданию новых или модифицированных видов товаров, отвечающих запросам потребителей и превосходящих по тем или иным параметрам аналогичные товары конкурентов, а также на обеспечение внедрения разработок в производство с целью развития предприятия.
Разработка и осуществление ценовой политики.
Ценовая политика заключается в формировании и динамичном поддержании оптимальной структуры цен на продукцию предприятия по товарам и рынкам. Наибольшее внимание нужно обращать на стратегически важные для производителя рынки. При этом необходимо предусматривать разные варианты ценовой политики на случай изменений условий рынка.
Сбыт товаров и его стимулирование.
Сбытовая политика выражается в анализе и выборе вариантов поставки выпускаемой продукции потребителям и в разработке и осуществлении того варианта, который обеспечивает наилучшее удовлетворение потребительских запросов и максимальные хозяйственные результаты производителя и других участников распределительного процесса.
Сервисная политика заключается в том, чтобы убедить потребителя в целесообразности приобретения товаров данного производителя обеспечивающего гарантию поддержания этих товаров в эксплуатационном состоянии с помощью соответствующей сервисной политики. Хорошо организованный сервис служит надежным средством стимулирования сбыта и создания благоприятного имиджа предприятия.
Рекламная политика представляет собой целенаправленную деятельность по ознакомлению потребителей с предлагаемыми данным предприятием товарами и с самим предприятием, чтобы обеспечить достижение долгосрочных целей товаропроизводителя.
Необходимо отметить, что маркетинговая политика должна носить информационный характер и быть организационной базой научных исследований, материально-технического и другого ресурсного обеспечения производственного процесса, финансирования деятельности товаропроизводителя. Она также должна лежат в основе планирования, контроля и регулирования деятельности предприятия.
Очевидно, что маркетинговая деятельность не должна «претендовать на руководство» производственным процессом или снабжением. Ее роль заключается в определении пространства и условий деятельности предприятия, всех звеньев и служб, предоставлении им необходимой организационной информации, а также в контроле и координации их работы в сопоставлении с целями всей производственной системы, а также с принятыми методами и средствами. Сказанное можно проиллюстрировать схемой (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Область применения маркетинга в производственной системе
Сфера применения маркетинга не ограничивается производством материальных продуктов. Он широко используется и в практике работы обслуживающих предприятий, торговых организаций, учреждений культуры, образования, науки, в экспортно-импортных операциях.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятия «система».
2. Назовите признаки системы.
3. На какие типы подразделяются системы?
4. Какие системы относятся к производственным системам?
5. Какие системы относятся к маркетинговым системам?
6. Перечислите признаки маркетинговой системы.
7. Какова область применения маркетинга в производственной системе?
ТЕСТЫ
1. Система — это:
а) некоторая целостность, состоящая из независимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого;
б) некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого;
в) некоторая целостность, состоящая из основополагающих частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
2. Важнейшими признаками системы являются:
а) делимость на составляющие элементы, наличие взаимосвязей между элементами, взаимодействие с внешней средой;
б) делимость на независимые элементы наличие взаимосвязей между элементами, взаимодействие с внешней средой;
в) делимость на составляющие элементы, наличие независимых связей между элементами, взаимодействие с внешней средой.
3. Существуют следующие основные типы систем:
а) совершенные, несовершенные;
б) внешние, внутренние;
в) открытые, закрытые.
4. Природу системы определяют:
а) состав, содержание и параметры элементов системы, сущность процессов ее функционирования, наличие внутренних и внешних связей;
б) параметры элементов системы, сущность процессов ее функционирования, наличие внутренних и внешних связей;
в) состав, содержание и параметры элементов системы, сущность процессов ее функционирования.
5. Производственная система — это:
а) система, включающая социальные элементы и реализующая процесс преобразования ресурсов в определенную продукцию;
б) система, включающая вещественные элементы и реализующая процесс преобразования ресурсов в определенную продукцию;
в) система, включающая вещественные и социальные элементы и реализующая процесс преобразования ресурсов в определенную продукцию.
6. Маркетинговая система — это:
а) совокупность взаимосвязанных элементов управленческой деятельности, которая обеспечивает эффективное производство и сбыт готовой продукции с учетом потребностей населения;
б) совокупность взаимосвязанных элементов коммерческой деятельности, которая обеспечивает эффективное производство и сбыт готовой продукции с учетом потребностей населения;
в) совокупность невзаимосвязанных элементов управленческой деятельности, которая обеспечивает эффективное производство и сбыт готовой продукции с учетом потребностей населения.
7. Маркетинговая система обладает следующими признаками:
а) целенаправленность, динамичность, вероятностность, иерархичность, самоорганизованность;
б) целенаправленность, сложность, динамичность, вероятностность, иерархичность;
в) целенаправленность, сложность, динамичность, вероятностность, иерархичность, самоорганизованность.