Понятие и цель бюджетного регулирования. Межбюджетные трансферты и их виды.
Межбюджетные отношения являются важным направлением государственной политики .страны. На сегодняшний день межбюджетные отношения в РФ регулируются, в первую очередь, Конституцией, Бюджетным кодексом РФ. Они устанавливают основные принципы организации бюджетной системы РФ, в первую очередь полномочия органов федеральной власти и субъектов Федерации, а также и органов местного самоуправления в указанной сфере. В частности, Конституцией определены полномочия по утверждению и выполнению федерального бюджета, бюджетов Федерации и местного бюджетов.
Непосредственно регулированию межбюджетных отношений посвящена глава 16 Бюджетного кодекса РФ.
Межбюджетные отношения – это отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).
Целью регулирования межбюджетных отношений является обеспечение соответствия между полномочиями и осуществлением расходов, закрепленными законодательными актами РФ бюджетами, и бюджетными ресурсами которые должны обеспечить выполнение этих полномочий..
Межбюджетные отношения выполняют функцию распределения доходных источников и расходных полномочий между звеньями бюджетной системы.
Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:
1) распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы РФ;
2) разграничение регулирующих доходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
3) равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
4) равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;
5) обеспечение бюджетов достаточными ресурсами для выполнения ими соответствующих функций и задач. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований
Основой межбюджетных отношений является разграничение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы соответственно с распределением соответствующих полномочий органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления
Это разграничение не обеспечивает сбалансирование абсолютно всех бюджетов по причине значительных отличий в объемах доходов и расходов территориальных образований. В этом случае сбалансирование достигается путем перераспределительных процессов в пределах бюджетной системы, т.е. бюджетного регилирования.
Для обеспечения эффективности справедливости распределения полномочий между разными уровнями власти необходимо опираться на следующие налоговые положения.
- Поступления от закрепленных по определенным уровням
власти налогов должны быть достаточными для финансирования возложенных на них обязанностей.
- Количество и качество общественных благ, которые получают
жители определенной территории, должны зависеть от уровня налоговой нагрузки.
Межбюджетные отношения являются довольно сложным явлением и характеризуется в разрезе правовых, экономических и политических аспектов
Правовой аспект – возникает в странах, у которых это регулируется
нормативными актами, в частности:
- разграничиваются полномочия федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления по предоставлению общественных (бюджетных) услуг;
- устанавливаются сферы этих совместных полномочий;
- определяет расходы федерального бюджета, бюджета федерации и местных бюджетов, которые финансируют общественные услуги;
- распределяет доходы между федеральным бюджетом и бюджетами федераций и местными бюджетами;
- устанавливает перечень делегированных отношений органов федеральной власти органов власти субъектов федерации органам местного самоуправления;
- определяет политику государства в сфере финансового выравнивания.
Экономический аспект: - отношения между органами федеральной власти органов власти субъектов федерации органами местного самоуправления;
- по поводу формирования и использования финансовых ресурсов;
- включает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
- определяет трансферты, которые передаются из федерального бюджета – бюджетам субъектов федерации , а также из бюджетов субъектов федерации - местным бюджетам и наоборот;
- организацию контроля за расходованием средств бюджетов всех уровней
Политический аспект связан с организацией государственной власти в стране, реализацией государственных и местных интересов, с принятием законодательств, которые бы максимально сбалансировали государственные и местные интересы.
Межбюджетные трансферты это средства, которые безвозмездно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой.
Межбюджетные трансферты делятся на 3 группы:
1. дотацию выравнивания;
2. субвенция;
3. субвенция
К первой группе относятся трансферты, которые обеспечиваются в порядке выравнивания бюджетной возможности на бесплатной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов (дотация выравнивания доходной способности бюджета, трансферты, которые передаются в вышестоящий бюджет).
В России: Дотации – определенные суммы денежных средств, передаваемые из вышестоящего бюджета для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Ко второй группе относятся трансферты, которые передаются на конкретные цели в порядке определенном органом, который принял решение о выделении средств.
Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.
В отличие от дотаций субвенция имеет целевое направление.
Порядок направления и использования субвенции определяется органом, который ее выделяет.
Основные виды субвенций:
- субвенции на осуществление программ социальной защиты (семьям с детьми, инвалидам и участникам войны);
- субвенция на выполнение инвестиционных проектов;
- субвенция на приобретение машин скорой помощи для сел;
- субвенция на социально – экономическое развитие
- субвенция на социально-экономическое развитие, выполнение мероприятий по предотвращению аварий и техногенных катастроф в жилищно-коммунальном
хозяйстве и на объектах коммунальной собственности и на инвестиционные проекты
и т.д.