ЛЕКЦИЯ № 11. Объекты коммерческого права

Объектами торгового права являются те ценности, по поводу которых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом:

1) товары;

2) товарораспорядительные документы;

3) средства индивидуализации товаров (товарный знак, наименование места происхождения товара).

Объектами коммерческого права являются не все товары, а лишь те, которые могут быть продвинуты от производителя к потребителю, т. е. такие товары, которые участвуют в торговом обороте. Мировой практикой ряд товаров не включается в число объектов коммерческого (торгового) права в связи со спецификой их транспортировки или же отсутствием возможности транспортировки такого товара:

1) электроэнергия;

2) тепло;

3) вода;

4) недвижимое имущество и др.

Порядок оборота вышеперечисленных товаров остался за пределами регулирования торговых кодексов ведущих мировых держав. Эти товары исключены их предмета регулирования ведущих международных документов в области торгового права.

В РФ ряд товаров изъят из торгового оборота и не является объектами торгового (коммерческого) права:

1) космическое оборудование;

2) военная техника;

3) яды;

4) лекарственные средства и др.

Товарораспорядительные документы наряду с товарами являются объектами коммерческого права. Владельцы товарораспорядительного документа имеют право на товар, указанный в данном документе. Продажа товарораспорядительных документов влечет переход прав на эти товары. К товарораспорадительным документам относятся:

1) складские свидетельства;

2) коносамент;

3) накладные на перевозку грузов. Средства индивидуализации товаров:

1) товарный знак;

2) знак обслуживания;

3) наименование места происхождения товара.

Товарный знак - обозначение, благодаря которому товары одних хозяйствующих субъектов отличаются от однородных товаров других хозяйствующих субъектов.

Знак обслуживания - обозначение, благодаря которому услуги одних юридических либо физических лиц отличаются от однородных услуг других юридических или физических лиц.

Наименование места происхождения товара - указание в названии товара того места его производства, которое позволяет отличить данный товар от других товаров.

Товарный знак и знак обслуживания регистрируются в Патентном ведомстве на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

ЛЕКЦИЯ № 12. Понятие товара. Виды товаров

Понятие товара

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий потребность человека посредством купли-продажи. Данное определение товара рассмотрено с экономической точки зрения. В ГК РФ с понятием товара отождествляется понятие "вещь". ГОСТ РФ "Товары: термины и определение" определяет товар как любую вещь, неограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи. В соответствии с типовым законом ЮНСИТРАЛ товар - это предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, предметы оборудования в твердом, жидком, ином состоянии, а также электрическая энергия и услуги, сопутствующие поставкам товара, если их стоимость не превышает стоимости самих товаров. Для коммерческого права товары - это движимые вещи, находящиеся в торговом обороте, имеющие стоимостную оценку и выступающие предметом договора купли-продажи, где сторонами являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Существуют товары особого рода:

1) потребительские;

2) электроэнергия.

У потребительских товаров особые возможности обмена, ремонта, возврата.

Электроэнергия обладает радом специфических свойств:

1) ее невозможно зрительно обнаружить;

2) ее невозможно накапливать и хранить;

3) процесс ее производства связан с транспортировкой и потреблением;

4) при передаче потребителю не может быть возвращена;

5) не может быть предметом виндикационного иска.

Виды товаров

Все товары делятся на три группы:

1) идентичные;

2) взаимозаменяемые;

3) однородные.

Идентичными признаются товары, которые имеют одинаковые характеризующие их признаки: физические характеристики, качество товаров, репутацию на рынке, страну происхождения, производителей. Некоторые незначительные различия в характеристиках товара могут не учитываться.

Однородные товары, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции: качество, репутация на рынке, страна происхождения, наличие товарного знака.

Взаимозаменяемые товары сходны с однородными, могут быть сравнимы по их функциональному значению, применению, техническим характеристикам и цене с другими товарами таким образом, что покупатель их заменяет или готов заменить в процессе потребления.

Наши рекомендации