Понятие форм кредита и их классификация 6 страница
Посредническая функция банков проявляется и в посредничестве в платежах для своих клиентов как наличными, так и безналичными денежными средствами. Концентрация денежных ресурсов на счетах в банках позволяет осуществлять бесперебойные платежи, сокращать расходы по их проведению. Стандартные формы расчетов, платежных инструкций используются для совершения расчетов через банки. Банки берут на себя ответственность за своевременное и полное выполнение поручений клиентов по совершению платежей за их счет, а в определенных условиях и за счет кредита. Банки выступают посредниками в операциях с ценными бумагами (купля-продажа ценных бумаг, их хранение, консультации, другие агентские функции), тем самым способствуя развитию, формированию фондового рынка.
Функцией банка является также стимулирование воспроизводства материальных благ и накоплений в хозяйстве. Это достигается путем мобилизации денежных ресурсов и их перераспределения в целях улучшения структуры производства и обращения. Доходы и сбережения превращаются в капитал. В первую очередь используются внутренние накопления хозяйствующих субъектов и населения. Различные субъекты получают денежные доходы (прибыль), часть из которых аккумулируется для будущих расходов. Банки мобилизуют эти денежные доходы и сбережения в виде вкладов (депозитов) с выплатой депозитного процента. Стимулирование к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики банков, страхованием депозитов, гарантией их возврата.
К функциям банка можно также отнести - функцию регулирования денежного оборота. Банки являются центрами денежного и платежного оборотов. Через них создаются возможности совершения обмена, движения денежных средств, регулирования этих процессов, эмитирования средств платежа. Особенностью банков является то, что они организуют денежный оборот в его совокупности, непосредственно осуществляют его и трансформируют наличный денежный оборот в безналичный и обратно. Банки не могут заниматься только кредитной деятельностью, не выполняя операций по расчетам.
Выполняя перечисленные функции, банки играют важную роль в экономике. Роль банка можно рассматривать с количественной и качественной точки зрения. Количественная сторона определяется объемами банковского продукта (кредитные вложения, их структура, вложения в ценные бумаги и т.д.), а также набором, разнообразием банковских услуг (операций). Эти данные позволяют оценить масштабы банковской деятельности, сравнить работу отдельных банков как по стране, так и в сопоставлении с другими странами.
Качественная оценка роли банков производится в увязке с общеэкономическими показателями. Так, банки обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие средства, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительства жилья и др.. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики. Количественная и качественная сторона роли кредита неразрывны. Качественная сторона в конечном счете выражается в каких-то количественных показателях (денежная масса, безналичный денежный оборот, размер активов, курс валюты и др.).
Надежность коммерческих банков всегда была предметом беспокойства для акционеров, вкладчиков, органов регулирования банковской системы и контроля. Банковское банкротство оказывает более неблагоприятное воздействие на экономику, чем банкротство других типов предприятий и организаций. Надежность имеет важное значение для акционеров, ибо убытки банков могут нанести ущерб их вложениям. Потеря вклада (депозита) затрагивает многочисленные сбережения вкладчиков и капитал многих хозяйственных организаций. Убытки банков снижают общее доверие к кредитной системе государства, а это ощущается и в других секторах экономики.
Экономические потрясения в любой стране сказываются в свою очередь на банковской системе. В силу специфики своей деятельности банки подвержены многочисленным потенциальным рискам, например, таким как: гораздо большая зависимость от вкладов, чем от капитала; более долгосрочный характер и меньшая ликвидность активов по сравнению с пассивами и др. Между банками и их клиентурой, а также между самими банками, возникают сложные взаимоотношения, взаимная зависимость, в результате чего проблемы, которые на начальном этапе носят местный характер, могут охватить весь банковский сектор и перекинуться на экономику в целом. Поэтому стратегической целью банков, денежно-кредитной политики государства является создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста.
«Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы»[34] одобрена указом Президента Республики Беларусь 28 мая 2002 г. № 274. Она определяет целевые ориентиры, задачи и направления развития банковского сектора. Реализация концепции приведет к формированию в Республике Беларусь банковской системы, приближенной по важнейшим характеристикам к банковским системам динамично развивающихся стран. Стратегическое развитие банковской системы и денежно-кредитной политики Республики Беларусь осуществляется как неотъемлемая часть единой государственной социально-экономической стратегии с учетом особенностей экономики. Ставятся такие задачи как: обеспечение высокой надежности деятельности банковской системы; совершенствование пруденциального надзора, законодательной базы банковской деятельности; создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику и в банковскую систему; развитие технологического уровня банковской системы с учетом совершенствования международных тенденций в этой области; развитие международного сотрудничества в области банковского дела. Непосредственная политика государства в развитии банковской системы в перспективе состоит в создании разных условий для устойчивого динамичного развития банков и небанковских кредитно-финансовых организаций на базе единых рыночных начал; интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь и Российской Федерации; создание эффективной институциональной и функциональной структур банковской системы; формировании банков в рамках универсальных банков, снижение их рисков путем диверсификации услуг; комплексного обслуживания клиентов; увеличение ресурсной базы банков, уменьшение участия государства в банках; повышение доли и роли несистемообразующих банков; формирование сферы добросовестной конкуренции в деятельности банков; расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков; повышение капитализации банков и увеличение их уставных фондов; совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля в банках; повышение самостоятельности банков в своем стратегическом развитии и осуществлении деятельности на основе принципа коммерческой эффективности и ответственности за конечные результаты.