Понятие и роль государственного и местного бюджетов
Общепризнана колоссальная роль бюджета для перспектив экономики и других сфер общества. Бюджет — основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социально-экономические процессы в обществе. Перед государством в настоящее время стоит задача оздоровления финансовой системы и повышения эффективности ее функционирования. Решение данной задачи невозможно без наведения порядка в бюджетной системе.
Более десяти лет бюджетная система страны находится в стадии перманентного реформирования и столько же времени — в кризисном положении. Решение задач первостепенной важности по наведению порядка в денежно-кредитной политике и налаживанию контроля за исполнением бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетных правоотношений потребует реальных действий, направленных на постепенное вытеснение сложившейся практики использования бюджетных средств не по назначению, неисполнения бюджетных предписаний всеми уровнями органов власти, приводящей к недофинансированию и задержкам финансирования ряда важных направлений, и т.п. Практика функционирования бюджетной системы свидетельствует о многочисленных случаях злоупотребления в сфере бюджетной деятельности. Отсутствует правовая, а также имущественная защита субъекта, получающего бюджетные средства, при нанесении ему ущерба из-за неполного финансирования либо его задержки.
Бюджет, будучи одним из атрибутов государства, служит основным источником финансового покрытия материальных потребностей государства. Как экономическая категория он представляет собой денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода. К числу таких отношений относятся отношения по формированию доходов и осуществлению расходов. В связи с этим можно считать идентичными понятия «бюджет» и «бюджетные отношения»*.
* «Бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд», — отмечается в учебнике «Бюджетная система Российской Федерации» (М., 1999. — С. 12).
В результате функционирования бюджета образуется главный фонд денежных средств государства, который является централизованным. Государство, представленное федеральным и региональными уровнями, имеет соответственно два уровня бюджетов. Органы местного самоуправления имеют свои бюджеты.
В организационном плане бюджет — это способ финансового обеспечения функций государства. Он позволяет учитывать поступающие в адрес государства и муниципалитетов деньги и распределять их между структурными звеньями данного государства и другими получателями денежных средств. Через бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.
Некоторые люди ошибочно представляют бюджет как некое денежное хранилище. На самом деле бюджет можно представить как форму оперативного направления денежных средств на определенные цели. Причем это форма, которой придали статус закона*. О бюджете как форме образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, говорится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
* Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации утверждаются соответственно в форме федерального закона и законов субъекта Федерации, местные бюджеты принимаются решениями представительных органов местного самоуправления.
Бюджет реализуется в документе, финансовом плане (можно сказать, бюджетном плане), что по сути является раскладкой, росписью, распределением денежных доходов и расходов государства на определенный период времени. Данный финансовый план формирования и расходования денежных средств государства ежегодно разрабатывается и утверждается законом. При этом он носит комплексный характер, поскольку включает практически все виды доходов и расходов государства, за исключением денежных средств, входящих во внебюджетные фонды.
Довольно часто в официальных документах и обыденной практике термин «бюджет» применяется для обозначения финансовых планов внебюджетных фондов, а также юридических лиц*. Конечно, это не совсем корректное употребление данного термина. В указанных случаях следовало бы говорить о финансовых планах этих субъектов.
* Например, в таком плане понимается термин «бюджет» в «Толковом экономическом и финансовом словаре» И. Бернара и Ж.-К. Колли. Там говорится, что бюджет — это «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению индивидуальным или коллективным субъектом». (См.: М.: Международные отношения, 1997. — С. 258). Данное толкование позволяет говорить о всех видах бюджетов — государственном, хозяйствующих субъектов, семейном и проч. Такое предельно широкое по объему понятие делает его неизбежно неполным по содержанию, поскольку теряет некоторые признаки, характеризующие бюджет государства или его административно-территориальных единиц. При подобном понимании бюджета утрачиваются такие важные его функции, как исполнительская и контрольная.
С помощью бюджета, как и остальных финансов, государство обеспечивает выполнение распределительной (сметной) и контролирующей целевых задач. Конкретно бюджеты всех уровней обеспечивают распределение собранных в бюджетах средств и реализуют функцию контроля по отношению к их получателям, а также ко всей цепочке распределительного процесса.
Вместе с тем бюджет является средством воздействия на другие группы общественных отношений и в этом аспекте является способом управления общественными отношениями. В целом государство в форме бюджета имеет мощное средство (не всегда, правда, эффективно используемое) воздействия на экономические, социальные и даже политические процессы. Бюджет более всего позволяет реализовывать публичные дела государства, все то, что направлено на обеспечение общих интересов и потребностей населения.
Одновременно бюджет — часть фискального механизма государства. Он позволяет перераспределять часть национального дохода, например, в тех пропорциях и направлениях, которые соответствуют складывающейся парадигме государственного воздействия на процессы в обществе*. При этом государство не может не учитывать объективных потребностей развития общества, степень его политической устойчивости, расстановку сил на политической арене и т.п.
* В настоящее время через бюджет перераспределяется до 30—40% национального дохода. См.: Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М., 1999. -С. 17.
Таким образом, по материальному содержанию бюджет — это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли — регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе — система денежных и иных общественных отношений между государством, физическими и юридическими лицами. Он выполняет целый ряд функций в общественном организме. В частности, обеспечивает перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП), является средством государственного регулирования экономики и стимулирования экономической деятельности, финансирования социальных задач и т.д.