Методы налогового контроля
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур применяемых сотрудниками контролирующих органов при осуществлении налогового контроля образует методы налогового контроля.
Классификацию методов налогового контроля можно представить в виде следующей схемы24:
Документальные | Фактические |
-юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах. - формальная (арифметическая и логическая) проверка документов. - встречная проверка документов организации-контрагента и др. | - учет налогоплательщиков. - получение объяснений. - осмотр помещений. - инвентаризация. - привлечение специалистов. |
Основным же методом налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков.
Документальная проверка юридических лиц осуществляется в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемых по каждому участку работы. В них включают в первую очередь предприятия, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также все убыточные предприятия для выяснения причин убытков и объявления их банкротами.
Документальная проверка может длиться, как правило, не более 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя Государственной налоговой инспекции или его заместителя.
Налоговые органы при проверке первичных документов и учетных регистров применяют сплошной или выборочный метод.
Сплошной метод характеризуется проверкой всех документов, в том числе записей в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются, как правило, кассовые и банковские операции.
Выборочный метод – это метод, при котором проверяют часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В тех случаях, когда выборочной проверкой будут установлены серьезные нарушения налогового законодательства или его злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводиться сплошным методом с обязательным изъятием документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (доходов) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы. Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками2
13. Правовой статус Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Федерал Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в установленной сфере деятельности:
· за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
· за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
· за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
· за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Основы ее организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 |363|.
Росфиннадзор осуществляет деятельность непосредственно и через территориальные органы, называемые управлениями. Они осуществляют свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов РФ..
Порядок осуществления ряда функций и полномочий Росфиннадзора урегулирован непосредственно: БК РФ [34]; НК РФ [48; 49]; Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" [60].
14. Правовое регулирование аудиторской деятельности. Обязательный аудит
Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Основу правового регулирования аудиторской деятельности в РФ составляют:
– Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
– Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 16 от 28 августа 2003 г.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Общие принципы аудита: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; проф. поведение.
Основные требования к аудиту: достоверность; профессионализм; качество услуг; уверенность.
Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет форму открытого акционерного общества;
2) источником образования средств организации являются отчисления, физ. и юр. лиц;
3) объем выручки организации за один год превышает в 500 тысяч раз МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием,;
5) обязательный аудит предусмотрен законом.
При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.
15. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок. Такие наблюдения осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков.
Аудит, согласно Закону, будет осуществляться Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку результатов закупок, достижения целей закупок.
Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным.
Сейчас контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это ФАС России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципального района, городского округа.
Органы внутреннего муниципального финансового контроля будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с закупками, а также установления достоверности учета таких расходов.
Контрактная система охватывает весь цикл госзакупок и регулирует:
· планирование закупок товаров, работ, услуг;
· определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
· процедуру заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого являются либо поставка товара, либо выполнение работ, либо оказание услуг для государственных, муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений;
· особенности исполнения контрактов;
· мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Контрактная система в сфере закупок основывается на следующих принципах:
· открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 Закона №44-ФЗ);
· обеспечение конкуренции (статья 8 Закона №44-ФЗ);
· профессионализм заказчиков (статья 9 Закона №44-ФЗ);
· стимулирование инноваций (статья 10 Закона №44-ФЗ);
· единство контрактной системы в сфере закупок (статья 11 Закона №44-ФЗ);
· ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (статья 12 Закона №44-ФЗ).