Консолидированная финансовая отчетность
Консолидированная финансовая отчетность связана с функционированием группы предприятий, которая состоит из материнской (холдинговой) компании и дочерних предприятий (компаний). Консолидированная финансовая отчетность составляется путем упорядоченного прибавления показателей финансовой отчетности дочерних предприятий к аналогичным показателям материнской компании. В результате пользователи финансовых отчетов получают для анализа финансовую информацию (формы №№ 1-4) о группе предприятий как едином предприятии, которое функционирует в рамках холдинга, но не является юридическим лицом.
Консолидированные финансовые отчеты включают все предприятия, которые контролируются холдингом. Под контролем понимаем решающее влияние на финансовую, хозяйственную и коммерческую политику предприятия с целью получения выгод от его деятельности. Практически все крупные западные корпорации имеют дочерние предприятия и составляют консолидированные финансовые отчеты. Методы и технология консолидации хорошо проработаны и описаны в национальных стандартах учета большинства экономически развитых стран.. Для того чтобы финансовые отчеты содержали достоверную информацию о группе предприятий как едином целом, необходимо объединить все пункты финансовых отчетов (каждую статью активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов), составленных на одну и ту же дату баланса за один и тот же отчетный период; при этом необходимо исключить:
• балансовую стоимость финансовых инвестиций материнской компании в каждое дочернее предприятие и ее долю в каждом из них;
• сумму внутригрупповых операций (операции между материнским и дочерними предприятиями или между дочерними предприятиями одной группы) и внутригруппового сальдо (сальдо дебиторской задолженности и обязательств на дату баланса, которое образовалось в результате внутригрупповых операций);
• сумму нереализованных прибылей и убытков вследствие внутригрупповых операций (кроме убытков, которые не могут быть возмещены).
Кроме того, материнская компания для составления консолидированной финансовой отчетности определяет долю меньшинства в капитале и финансовых результатах дочерних предприятий. Доля меньшинства - это доля чистой прибыли (убытка) и чистых активов дочернего предприятия, не принадлежащая материнской компании; она определяется как произведение процента голосов, не принадлежащих материнской компании, и, соответственно, чистой прибыли (убытка) и собственного капитала. Доля меньшинства отражается в консолидированном балансе и отчете о финансовых результатах отдельной строкой. Составление консолидированной финансовой отчетности требует применения единой учетной политики для подобных операций всеми предприятиями, входящими в группу. О статье, где применялась различная учетная политика, сообщается в примечаниях к консолидированным финансовым отчетам. Кроме того, в таких примечаниях следует также приводить:
• перечень крупных дочерних предприятий с указанием названия, страны регистрации или нахождения, долю собственности и в случае отличия - долю в распределении голосов;
• характеристику метода, использованного для учета дочерних предприятий в отдельных финансовых отчетах материнского предприятия.
Кроме того, необходимо отметить:
• причины исключения дочернего предприятия из консолидации;
• характер отношений между материнским и дочерним предприятием, если материнское предприятие не владеет в дочернем прямо или косвенно более чем половиной голосов;
название предприятия, где материнскому предприятию принадлежит более половины голосов прямо или косвенно через дочерние предприятия, но которое по причине отсутствия контроля не является дочерним предприятием;
• влияние приобретения или продажи дочерних предприятий на финансовое состояние (на дату составления финансового отчета), результаты отчетного периода и соответствующие суммы предыдущего периода;
• статьи, которые определены с применением различной учетной политики.
Консолидированная отчетность является открытой, поэтому ее можно использовать с целью анализа, рекламы, получения справочной информации всеми заинтересованными лицами, в частности акционерами материнской компании, государственными органами, неправительственными организациями (союзами предпринимателей, торгово-промышленными палатами и т. п).