Способы внедрения стратегии в деятельность организации
Процесс реализации стратегии заключается в фактических действиях по осуществлению запланированных предприятием мероприятий. Стратегия может внедряться в деятельность организации несколькими способами, определяющими скорость, стоимость и психологическую восприимчивость изменений. Выделяют следующие способы внедрения стратегии в деятельность организации:
1. Принудительные преобразования- директивная реализация проектных мероприятий по внедрению стратегии. Коренные и быстрые преобразования организации из фактической модели в плановую. Внедрение стратегии на основе принудительных организационных преобразований использует следующие методы:
· реинжиниринг бизнес-процессов (проектирование внутренней среды организации, наиболее соответствующей принятой стратегии без учета действующей структуры);
· стратегическая реструктуризация (изменение организационной структуры управления предприятия, приведение её в соответствие с запланированными стратегическими мероприятиями);
· реорганизация предприятия (изменение структуры выпускаемой продукции, производственной структуры, состава функциональных подсистем с целью обеспечения соответствия организации реализуемой стратегии);
· слияние (поглощение).
Используется на предприятиях с высокой степенью влияния формального руководства в случае инициирования процесса преобразований со стороны руководства предприятия.
Основные недостатки метода:
· высокая вероятность широкого сопротивления изменениям со стороны неформальных структур в случае, если затронуты их интересы;
· высокая потребность в единовременных инвестиционных затратах - стратегия внедряется быстро, в связи с чем капитальные вложения должны быть сделаны в течение достаточно короткого временного интервала;
· необходимость детальной проработки решений до начала их внедрения (включая оценку рисков).
2. Непрерывное организационное совершенствование — преобразование организации из желаемой модели в плановую путем постепенного и поэтапного внесения незначительных изменений в функционирование предприятия. Основные методы, используемые в процессе организационного совершенствования:
· постепенная реорганизация подразделений предприятий;
· организационное обучение (включая групповые тренинги);
· постепенный охват внешней среды - постепенный переход на использование ресурсов нового поставщика, новую рыночную нишу через поэтапное увеличение объемов закупок (продаж).
Метод следует использовать на предприятиях с высоким влиянием неформальных структур с целью исключения сопротивлений изменениям. Очевидные плюсы метода заключаются в психологическом восприятии несущественных изменений коллективом предприятия, а также в несущественных единовременных инвестиционных затратах - небольшое число мероприятий приводит к небольшим затратам за интервал планирования.
Однако существуют и риски использования метода:
· длительное время, необходимое для внедрения стратегии (в инновационной отрасли это может привести к несвоевременности вывода инновационного продукта на рынок);
· необходимость привлечения сторонних консультантов для управления изменениями на предприятии.
3. Внедрение стратегии на основе самоорганизации - формирование стратегии через сознательную деятельность работников организации, имеющих общие целевые установки, сформированные при помощи механизмов стимулирования.
Используются следующие методы внедрения стратегии на основе самоорганизации:
· создание целевых установок работников, отождествляемых с целями организации;
· связывание материального стимулирования работников с результатами функционирования организации;
· создание организации, ориентированной на миссию, - формирование значимых целей деятельности в сознании работников организации (например, забота о благосостоянии
государства и др.).
Внедрение на основе самоорганизации - достаточно сложный, однако приносящий наилучшие результаты процесс. Его эффективно использовать в организациях с низкой формализацией структур управления. Необходимым условием применения является высокая подготовленность и сознательность работников предприятия. Основное внимание руководителя процесса внедрения должно быть сосредоточено на формировании общих целевых установок и групп влияния в организации и за ее пределами.
Существует ряд недостатков использования метода:
· высокая сложность формирования у персонала общих целевых установок;
· зависимость скорости внедрения стратегии от субъективной скорости восприятия целевых установок работниками.
4. Формирование стратегии на основе аутсорсинга - формирование стратегии путем привлечения внешних организаций для осуществления некоторых запланированных функций и мероприятий на постоянной основе. Аутсорсинг использует следующие методы внедрения стратегии:
· реализация совместных проектов и программ;
· создание консорциумов (как правило, характерно для кооперации инновационных организаций по созданию и выводу на рынок инновационных продуктов);
· создание виртуальных корпораций и организационных сетей.
Считается, что аутсорсинг позволяет организации создать лучшее конкурентное преимущество, так как организация, специализирующаяся на выполнении определенных функций, делает их лучше, чем предприятие, выполняющее широкий спектр операций.
Аутсорсинг является действенным методом на предприятиях, где неэффективно изменять внутреннюю структуру для реализации стратегии. Также следует использовать аутсорсинг при наличии финансовых ограничений по капитальным и текущим расходам. Аутсорсинг позволяет избежать финансовых вложений в основные средства (предприятие-партнер располагает всеми необходимыми активами для выполнения заданных функций).
Основные недостатки реализации стратегии посредством аутсорсинга:
· сопротивление со стороны экспертной структуры организации, не желающей разделять собственную компетенцию со сторонними организациями;
· сложность поиска специализированных организаций, выполняющих операции по реализации стратегии более квалифицированно, чем работники организации.