Понятие налога и его признаки 4 страница
В период нэпа предполагалось вначале осуществлять налогообложение как государственных, кооперативных предприятий на общих основаниях, так и частных в соответствии с одними и теми же принципами, одними и теми же законодательными актами. Однако доход государственных предприятий выступал как доход казны, поэтому налогообложение их сразу стало носить формальный характер и неизбежно заменялось индивидуализированным распределением прибыли государственными органами в соответствии с целесообразностью, но не в соответствии с законом. Как продолжение традиций дореволюционной России в налоговой системе нэпа разграничивалось налогообложение деревни и города. С весны 1921 г. вплоть до 1923 г. крестьянство облагалось продналогом, включавшим натуральные поставки 18 видов продукции (зерновые, мясо, картофель, сено, гужевой налог и др.). Однако проведение денежной реформы, активизация торговли побуждали крестьянство производить наиболее выгодные виды продукции и продавать их за устойчивые деньги. В результате с 1 января 1924 г. все натуральные и трудовые повинности были отменены, а продналог стал взиматься только в денежной форме. Тем самым еще раз были продемонстрированы возможности и эффективность саморегулирования рыночного хозяйства.
Важнейшими видами обложения в городе были промысловый и подоходно-поимущественный налог. Промысловый налог состоял из двух независимых частей: патентного и уравнительного сборов. Цена патента определялась местоположением торговых и промышленных предприятий, емкости рынков, на которых они хозяйствовали (наивысшие ставки были в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, составлявшие 1-й пояс из 5 в то время существующих) а также разрядом (размером капитала): выделялось 12 разрядов промышленных предприятий, 5 разрядов торговых организаций. Уравнительный сбор представлял собой налог, уплачивавшийся с суммы хозяйственного оборота (фактически — налог с оборота). Подоходно-поимущественный налог также состоял из двух частей — подоходного и поимущественного. При этом поимущественное обложение прогрес-
1 Буланже М. Из истории подоходного налога и налога на прибыль // Налоговый вестник. 1998. № 6. С. 147,148.
сивно возрастало по мере роста масштаба. Кроме того, в городах взимался рентный налог, состоявший из основной ренты (для компенсации потерь от выпадения земли из сельхозоборота) и дополнительной ренты в зависимости от доходности строений, возведенных на данной земле, а также в зависимости от местоположения участка). Гербовым сбором облагались сделки с векселями, акциями, облигациями, договоры о поставках, подрядах, страховании и т. д. Целями введения этого налога считались рационализация и минимизация документооборота внутри народного хозяйства, дебюрократизация хозяйственной жизни.
Общими характерными чертами налоговой системы нэпа можно считать: а) классовый подход; б) относительно низкие ставки налогов (например, ставка уравнительного сбора в 1923 г. составляла 3,5%; ставка гербового сбора — 0,2—0,25% от облагаемой суммы), что, правда, сопровождалось произвольным применением норм налогообложения на местах. Правомерно утверждать, что «щадящий» налоговый режим сыграл свою положительную роль в относительно быстром восстановлении народного хозяйства. Общий выпуск промышленной продукции в 1925 г. достиг 75% довоенного уровня; в этом же году сельское хозяйство вышло на довоенные параметры посевных площадей; валовый сбор зерна составил 94% от уровня 1913 г.1
Организационно-правовым оформлением свертывания нэпа и перехода к плановому хозяйству явилась налоговая реформа, проведенная в 1930—1931 гг. Ее основные положения таковы. Во-первых, акциз и промысловый налог сливались в единый налог с оборота. Фактически налог с оборота оказался ближе к акцизу, чем к истинному налогу с оборота, так как неравномерно ложился на разные отрасли производства, облагая главным образом производство и реализацию потребительских товаров; не облагал равномерно все звенья оборота, сосредоточивался в единственном — оптовом звене, освобождая от обложения производство; предвосхищал реализацию товаров в рознице. Во-вторых, налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, консолидировались в единый платеж — отчисления от прибыли; этот платеж отождествлялся с ведомственным распределением прибыли. Будучи индивидуализированными платежи из прибыли, строго говоря, перестали быть налогом. В-третьих, были отменены другие важные формы налогообложения (рента с городских земель, гербовый сбор с внутрихозяйственных операций), так как была ликвидирована экономическая основа для указанных форм налога. В-четвертых, налоги граждан, которые они платили со своих низких доходов, не играли существенной роли в доходах госбюджета.
Эволюция мировой налоговой практики начиная с 1930-х гг. носила Не просто иной, но противоположный характер: 1) косвенные налоги Эв°люционировали к равномерному распределяемому налогу на добав-
Резников Л. Настоящее и нэп // Российский экономический журнал. 1996. № 4. '•"• 26.
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
4. Налоговая система
ленную стоимость (в настоящее время НДС взимается более чем в 60 странах); 2) сложилось единообразное налогообложение фирм (так, в результате налоговых реформ 1980—1990-х гг. произошло устранение ряда налоговых льгот), были сокращены действовавшие налоговые ставки и т.д.; 3) все большую роль в налогообложении стали играть личные доходы граждан.
В СССР денежные накопления народного хозяйства в части налоговых поступлений складывались из следующих источников: а) прибыли хозрасчетных предприятий; б) налога с оборота, в) прочих поступлений (в том числе подоходного налога с граждан, государственных и таможенных пошлин и т. д.). До хозяйственной реформы 1965 г. основной формой денежных поступлений был налог с оборота (до 46% в 1965 г.), затем стал увеличиваться удельный вес отчислений от прибыли (в 1985 г. они составляли 57%).
Наиболее сложный механизм распределения был характерен для 1988—1990 гг., когда стали действовать первая и вторая модели хозяйственного расчета, получившие свое название в соответствии с тем, что подлежало распределению на уровне предприятия — прибыль или доход. Не случайно поэтому при формировании налоговой системы 1991 г. ориентировались именно на эти две формы распределительного механизма. Так, часть платежей, которые раньше осуществлялись из прибыли или дохода, преобразовывались в налоговые платежи. Например, отчисления от расчетной прибыли в бюджет трансформировались в налог на прибыль (ставка налога для СССР была установлена в 45%, для РСФСР — 38%); плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства — в налог на имущество и т. д. Однако такой подход к формированию налоговой системы просуществовал недолго, всего один год (1991). С 1992 г. налогообложение стало все в большей степени ориентироваться на опыт развитых зарубежных стран в части установления состава налогов, величины их ставок, направлений льготирования, а также учета затрат. Однако игнорирование отечественных условий и опыта привело к негативным финансовым, экономическим и социальным последствиям.
Налоговая система России периода рыночных реформ была изначально сформирована в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. № 2118-1. Налоговые органы и их структура были предусмотрены Законом РСФСР от 21 марта 1991г. «О Государственной налоговой службе РСФСР». Подавляющее большинство налогов устанавливались на основе федерального или регионального законодательств, решений представительных органов местного самоуправления. В основу законодательства в период становления налоговой системы Российской Федерации заложены следующие основные принципы ее построения:
• универсализация налогообложения, обеспечивающая: а) одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствеН-
ной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и т. д.; б) одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики; в) единый подход к предоставлению права на получение налоговых льгот, а также защиты законных интересов всех налогоплательщиков;
• использование множественности налогов, разнообразных их видов, позволяющее учесть как получаемые налогоплательщиками доходы, так и имущественное положение. В период кризисной ситуации в экономике обосновано наличие большого количества источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем несколько видов поступлений с высокими ставками изъятия;
• четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
• приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающие вопросы налогообложения;
• однократность обложения;
• приоритет международных договоров над внутренним налоговым. законодательством по вопросам избежания двойного налогообложения;
• определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с другой.
Крайне негативную роль в формировании налоговой системы России сыграл Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» (п. 7), в котором отменялся закрытый перечень налогов. Количество региональных и местных налогов не ограничивалось. Начался бум налоготворчества в регионах и на уровнях местного самоуправления — только в 1994 г. было введено дополнительно более 70 видов региональных и местных налогов. Для характеристики ситуации, возможно, уместны строки И. В. Гете из «Фауста»:
У нас что город, то и норов, И своевольничает знать.
Число взимаемых в стране налогов выросло настолько, что их точное число практически было неизвестно. Появились экзотические региональные и местные налоги, например на падение объемов производ-СТва, на инвестиции за пределами региона, за прогон скота и т. д. Тем са-мьщ возникла угроза целостности и единству РФ как единого государева. Региональное налоготворчество с 1 января 1997 г. было отменено указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1214.
Действовавшая с 1992 г. российская налоговая система оказалась Раине несовершенной. Она формировалась как своеобразный симбиоз
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
зарубежных налоговых систем, лишенный увязки с реальными условиями, складывающимися в российской экономике (в частности, не учитывались продолжительный экономический спад; правовая, политическая, экономическая, финансовая, денежная неустойчивость; не-конкурентоспособность продукции отечественной обрабатывающей промышленности в условиях открытия российской экономики, ее включения в мировую; низкий уровень личных доходов большинства граждан; наличие огромных природных богатств; сезонный характер народного хозяйства; сложившиеся стереотипы хозяйственного поведения; правовой нигилизм; криминализация общественной жизни и др.), К основным недостаткам этой налоговой системы следует отнести:
• противоречивость и запутанность налогового законодательства, его нестабильность и непредсказуемость, не позволяющие предпринимателям видеть перспективы своей деятельности, а также неоднократные, часто существенные изменения законов по отдельным налогам (например, в период с 1992 по 1999 гг. в законы РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на имущество предприятий» и «Об акцизах» было внесено соответственно 19, 17, 8 и 7 изменений и дополнений);
• сложный порядок определения налогооблагаемой базы большинства налогов;
• многочисленность нормативных документов и частое несоответствие законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения (к концу 1990-х гг. действовали более тысячи нормативных актов и документов — федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, инструкций государственных органов;
• чрезмерно большое количество действовавших налогов в период 1994—1996 гг. (более 100), затруднявшее расчеты налогоплательщиков с бюджетом;
• достаточно высокая налоговая нагрузка (более 35% ВВП), не позволявшая реализовывать стимулирующую функцию налогов для поощрения инвестиций;
• несоблюдение принципа справедливости при распределении налогового бремени (перекладывание налоговых платежей на достаточно узкий круг предприятий, низкое обложение сверхвысоких доходов, супердорогой недвижимости и т. п.);
• слишком жесткие финансовые санкции при задержке налоговых платежей;
• значительный недобор налоговых доходов в результате массового уклонения от их уплаты; недостаточное соблюдение принципа неотвратимости наказания при совершении налоговых преступлений (в сред нем менее 10% соответствующих дел заканчивалось осуждением);
• преимущественно фискальная направленность налогообложени
• заниженное налогообложение пользования природными ресуР сами.
ява 4. Налоговая система 173
Отмеченные недостатки как раз и обусловили необходимость радиального изменения налоговой системы и привели к появлению Нало-ового кодекса РФ (часть I Кодекса вступила в силу с 1999 г., первые лавы части II, регулирующие взимание конкретных налогов, вступили силу с 2001 г.). Основными целями налоговой реформы были следующие- Во-первых, повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет: а) выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и освобождений); б) отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов); в) исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов; г) улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов. Во-вторых, снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя: а) более равномерное распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками; б) снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда; в) снижение ставок налогообложения прибыли предприятий. В-третьих, упрощение налоговой системы за счет: а) установления закрытого перечня налогов и сборов; б) сокращения числа налогов и сборов; в) максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты. В-четвертых, обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы (при разработке основных положений налоговой реформы планировалось, что она должна проводиться в несколько этапов и занять 4—5 лет). Для реализации указанных общих целей была осуществлена корректировка налогового и бюджетного законодательств, повлекшая за собой изменение роли различных налогов в формировании бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.