Проблемы интернационализации
Конкуренция на международных рынках предъявляет более жесткие требования к разработке стратегий, чем соперничество на национальных рынках. Особое внимание необходимо уделить запросам потребителей, организации сбытовых каналов, мотивам конкурентов и их методам противодействия, которые могут отличаться от существующих на национальном рынке. Некоторые возникающие в этой связи вопросы можно упорядочить в соответствии с теорией международной конкуренции М. Портера.
Стратегия и структура фирм, их соперничество
Как цели предприятий-конкурентов формируют стратегии, горизонты планирования и целевые сегменты?
Из-за различий в структуре собственности, методах управления и рынке капитала фирмы могут ориентироваться на долгосрочные или краткосрочные цели, на большие дивиденды или увеличение доли рынка и т.д. Например, по этим критериям различаются крупные японские и американские компании.
Каким образом характер соперничества на внутреннем рынке будет побуждать фирмы к переменам?
Фирмам по производству упаковочного оборудования в Италии присущи типичные черты местной среды. Это небольшие предприятия, управляемые сильными, патерналистски настроенными руководителями, которые имеют личные отношения с важными покупателями. Соответственно, они подгоняют оборудование под специфические требования заказчика и быстро реагируют на изменение конъюнктуры рынка.
Факторы производства
Каково в стране направление связанных с отраслью исследований и какого типа образование получают вновь нанимаемые работники?
В разных странах существуют разные традиции профессионального образования: в Германии господствуют профессиональные школы, в Японии обучают на рабочих местах, в США практикуется узкоспециализированное обучение и т. д. Не меньшие различия имеются в культивировании научных направлений и механизме взаимодействия с научно-техническими центрами.
Каким образом будут видоизменены стратегии под воздействием невыгодных, с точки зрения конкуренции, изменений параметров факторов производства?
Конкуренты на международном рынке различаются по набору и стоимости имеющихся факторов производства и темпам создания новых.
Условия спроса
На какие сегменты, скорее всего, будет сделан упор ввиду их важности в данной стране?
Национальные рынки имеют разную структуру спроса, требования покупателей из одного и того же сегмента в разных странах могут отличаться. Например, немецкие полиграфисты жестче относятся к качеству бумаги, чем их российские коллеги.
Сопутствующие и поддерживающие отрасли
Как развитие местных поставщиков повлияет на направление технического развития?
Конкуренты из разных стран различаются по наличию поставщиков внутри страны базирования, а также по способу взаимодействия с ними.
Каким образом новые шаги со стороны родственных отраслей видоизменят характер соперничества на внутреннем рынке или стимулы, подталкивающие фирмы к переменам?
Другие факторы
Действующие на международном рынке фирмы должны также учитывать такие его особенности, как разный уровень производственных издержек, колебания валютных курсов, отличия в национальной экономической политике разных стран, характер международной конкуренции. Перечисленные факторы значительно усиливают неопределенность при принятии стратегических управленческих решений. Например, колебания валютного курса могут в корне изменить оценку стоимости фактора производства или даже всего проекта в целом. Особенно опасны неуправляемая инфляции и внезапные скачки валютного курса.