Прочие разделы учетной политики.
Если страховая организация имеет филиалы, то в учетной политике необходимо предусмотреть систему организации работы с филиалами (сроки представления бухгалтерских (финансовых) отчетов головной компании, систему контроля за деятельностью филиалов и организацией их учетной деятельности и так далее).
Аудитор должен установить наличие соответствующего приказа (распоряжения) по аудируемой организации, которым оформляется учетная политика, соответствие ее требованиям Положения о бухгалтерском учете и отчетности и проанализировать обоснованность принятия конкретной учетной политики.
Аудиторами проверяется:
Ø организация инвентаризации имущества и обязательств;
Ø правильность применения счетов бухгалтерского учета;
Ø правильность погашения стоимости, находящихся в эксплуатации МБП;
Ø правильность и обоснованность начисления амортизации по нематериальным активам;
Ø правильность отнесения расходов к расходам будущих периодов и применения сроков списания данных расходов;
Ø целесообразность создания резервов предстоящих расходов и платежей;
Ø правильность выбора видов и методов формирования технических резервов по каждому виду страхования иному, чем страхование жизни;
Ø правильность выбора метода формирования математического резерва по страхованию жизни;
Ø правильность начисления процентов отчислений в фонды предупредительных мероприятий, гарантийные фонды, специальные страховые резервы по каждому виду страхования, если предусмотрено их создание;
Ø организация работы с филиалами (соблюдение сроков представления бухгалтерских (финансовых) отчетов, наличие системы контроля за их деятельностью и организацией их учетной деятельности) и т.д.
Аудитор проверяет правильность оформления учетной политики страховой организации. Она может быть оформлена как приказ директора организации или как положение по учетной политике, утвержденное и введенное в действие соответствующим приказом. Учетная политика должна быть утверждена в начале нового отчетного года. Копия учетной политики представляется в инспекцию государственного налогового комитета по месту постановки страховой организации на учет.
Исходя из того, плательщиком каких видов налогов является страховая организация, аудитор определяет необходимость проверки полноты исчисления налоговых платежей.
Страховая организация как налогоплательщик обязана:
· своевременно и в полном размере уплачивать налоги,
· вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов,
· своевременно представлять в государственные налоговые органы расчеты налоговых платежей (налоговые декларации) и т.п.
Аудитор должен проверить правильность расчета налогов и составления налоговых деклараций, оценить своевременность перечисления их в бюджет и во внебюджетные фонды, а также проверить правильность определения налогооблагаемых баз для расчета налогов, расчета и применения льгот по налогам и ставок.
К налогам и сборам, взимаемым со страховых организаций, относятся:
1. Налог на прибыль.
2. Налог на доходы.
3. Налог на недвижимость.
4. Налог на добавленную стоимость.
5. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки.
6. Обязательные страховые взносы в ФСЗН.
7. Экологический налог.
8. Земельный налог.
9. Местные налоги.
С 1 января 2000 г. по 1 января 2007 г. страховые организации республики уплачивали налог на доходы по ставке 30 % . При этом после определения страховыми организациями налогооблагаемой базы из состава затрат исключались:
♦ расходы на оплату труда;
♦ амортизация основных средств и нематериальных активов.
Такая система налогообложения существенно увеличивала налоговую нагрузку на страховщиков и ставила их в неравное положение с другими субъектами хозяйствования.
Поэтому, начиная с 1 января 2007 г., страховые организации были переведены на общий порядок исчисления налога на прибыль.
Объектом налогообложения страховых организаций является облагаемая налогом прибыль. Прибыль страховых организаций, облагаемая налогом, исчисляется, исходя из суммы прибыли от реализации страховых услуг, иных ценностей (включая основные средства, материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
В соответствии с законодательством страховые резервы, остатки средств фондов предупредительных мероприятий, передаваемые одной страховой организацией другой одновременно с передачей обязательств по договорам добровольного страхования, не учитываются для целей налогообложения в составе доходов при определении налогооблагаемой базы страховой организации, принимающей указанные обязательства.
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетным - календарный месяц. Сумма налога на прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы, уменьшенной на сумму налоговых льгот, и налоговой ставки (24%).
Плательщики налога на прибыль, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения страховых организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исполняющие налоговые обязательства этих страховых организаций в установленном законодательством порядке, в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога на прибыль производится в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Действующим налоговым законодательством предусмотрены также особенности исчисления налога на доходы иностранных страховых и перестраховочных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Такие организации уплачивают налог по статье «Другие доходы» по ставке 15 %. Под другими доходами понимаются доходы по страхованию, сострахованию и перестрахованию, за исключением доходов (вознаграждений, гонораров), выплаченных иностранным страховым и перестраховочным организациям за урегулирование страховых случаев по белорусским сертификатам «Зеленая карта».
Налог с доходов иностранных страховых или перестраховочных организаций, полученных из источников в Республике Беларусь, удерживается белорусскими страховыми организациями, признанными налоговыми агентами. При этом из общей суммы дохода, начисленного иностранной страховой или перестраховочной организации, вычитаются документально подтвержденные затраты, понесенные ею при оказании услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию:
♦ в сумме комиссионного и брокерского вознаграждения за услуги белорусского страховщика или состраховщика;
♦ уплаченного страхового возмещения или страхового обеспечения по договору сострахования при наступлении страхового случая;
♦ уплаченного возмещения доли убытков по договору перестрахования при наступлении страхового случая;
♦ выплачиваемой страховой организацией Республики Беларусь иностранной организации, осуществляющей урегулирование убытков по страховому случаю, производимое за пределами Республики Беларусь, в качестве возмещения понесенных иностранной организацией затрат, связанных с оформлением документов по страховому случаю и определением размера вреда.
Кроме того, со страховых организаций взимается сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки по ставке 2 % от суммы прибыли.
Налог на добавленную стоимость требует пояснения в части средств необлагаемых данным налогом. В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденную постановлением Государственного налогового комитета от 29 июня 2001 г. освобождены от налога на добавленную стоимость страховые организации по следующим статьям:
· страховые взносы (премии) по договорам страхования, сострахования и перестрахования
· возврат страховых резервов, сформированных в предыдущие периоды,
· комиссионные вознаграждения и тантьемы по договорам сострахования и перестрахования
· возмещение доли убытков по рискам, переданным в перестрахование и ретроцессию
· возврат выплаченного страхового возмещения и страхового обеспечения
· комиссионные вознаграждения за оказание услуг аварийного комиссара и сюрвейера
· реализация права требования страхователя по договорам имущественного страхования и страхования ответственности к лицу, ответственному за причиненный ущерб, в случаях предусмотренных законом
· проценты, начисленные цедентом в пользу перестраховщика на депо премий, по рискам принятым в перестрахование.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь брокерская деятельность в страховании или перестраховании - посредническая деятельность по предоставлению страховых услуг, предусмотренных соглашением сторон, заинтересованных в страховании или перестраховании, конечной целью которой является нахождение условий и форм страхования, взаимоприемлемых для сторон.
Следовательно, вознаграждение страхового брокера является оборотом по реализации предоставленных страховых услуг, которое освобождается от налога на добавленную стоимость.
Аудит расчетов с бюджетом является одним из наиболее трудоемких, сложных и ответственных в аудиторской практике. Следует четко установить объем проверки (период, который проверяется, виды налогов и т.д.), метод организации проверки (сплошной, выборочный). Как правило, правильность исчисления налогов и сборов, своевременность их уплаты проводят сплошным методом, позволяющим максимально снизить риск необнаружения. Этот метод требует много времени и трудозатрат, что увеличивает стоимость аудита.
В то же время при проверке расчетов с бюджетом аудитор должен помочь организации избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми органами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. Исходя из этого, аудитору при проверке расчетов с бюджетом необходимо:
♦ установить перечень налогов и сборов, которые уплачивает организация;
♦ изучить нормативные документы по каждому из уплаченных налогов и сборов;
♦ установить источники информации для проверки (счета и субсчета расчетов с бюджетом, первичные документы, учетные регистры, отчетные формы);
♦ проверить:
- полноту и правильность отображения базы налогообложения по каждому налогу и сбору;
- правильность применения ставок налогов и сборов, а также арифметических расчетов по исчислению налогов;
- законность и обоснованность применения льгот по налогам и сборам;
- полноту и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет;
- правильность составления деклараций, расчетов по платежам в бюджет и их подачи в налоговый орган;
- правильность отражения расчетов с бюджетом на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности;
♦ предоставить заказчику информацию о результатах проверки с детальным изложением ошибок и фактов обмана, а также рекомендации по их исправлению;
♦ подготовить заключение (если проверялся лишь один вопрос) или информацию для включения в общее аудиторское заключение в зависимости от цели проверки, вида аудита и заданий, полученных от заказчика.