Прочие разделы учетной политики.

Если страховая организация имеет филиалы, то в учетной политике необходимо предусмотреть систему организации работы с филиалами (сроки представления бухгалтерских (финансовых) отчетов головной компании, систему контроля за деятельностью филиалов и организацией их учетной деятельности и так далее).

Аудитор должен установить наличие соответствующего приказа (распоряжения) по аудируемой организации, которым оформляется учетная политика, соответствие ее требованиям Положения о бухгалтерском учете и отчетности и проанализировать обоснованность принятия конкретной учетной политики.

Аудиторами проверяется:

Ø организация инвентаризации имущества и обязательств;

Ø правильность применения счетов бухгалтерского учета;

Ø правильность погашения стоимости, находящихся в эксплуатации МБП;

Ø правильность и обоснованность начисления амортизации по нематериальным активам;

Ø правильность отнесения расходов к расходам будущих периодов и применения сроков списания данных расходов;

Ø целесообразность создания резервов предстоящих расходов и платежей;

Ø правильность выбора видов и методов формирования технических резервов по каждому виду страхования иному, чем страхование жизни;

Ø правильность выбора метода формирования математического резерва по страхованию жизни;

Ø правильность начисления процентов отчислений в фонды предупредительных мероприятий, гарантийные фонды, специальные страховые резервы по каждому виду страхования, если предусмотрено их создание;

Ø организация работы с филиалами (соблюдение сроков представления бухгалтерских (финансовых) отчетов, наличие системы контроля за их деятельностью и организацией их учетной деятельности) и т.д.

Аудитор проверяет правильность оформления учетной полити­ки страховой организации. Она может быть оформлена как приказ директора организации или как положение по учетной политике, ут­вержденное и введенное в действие соответствующим приказом. Учетная политика должна быть утверждена в начале нового отчет­ного года. Копия учетной политики представляется в инспекцию государственного налогового комитета по месту постановки страховой организации на учет.

Исходя из того, плательщиком каких видов налогов является стра­ховая организация, аудитор определяет необходимость проверки пол­ноты исчисления налоговых платежей.

Страховая организация как налогоплательщик обязана:

· своевременно и в полном размере уплачивать налоги,

· вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного провер­ками налоговых органов,

· своевременно представлять в государственные налоговые органы рас­четы налоговых платежей (налоговые декларации) и т.п.

Аудитор должен проверить правильность расчета налогов и состав­ления налоговых деклараций, оценить своевременность перечисления их в бюджет и во внебюджетные фонды, а также проверить правиль­ность определения налогооблагаемых баз для расчета налогов, расчета и применения льгот по налогам и ставок.

К налогам и сборам, взимаемым со страховых организаций, относятся:

1. Налог на прибыль.

2. Налог на доходы.

3. Налог на недвижимость.

4. Налог на добавленную стоимость.

5. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки.

6. Обязательные страховые взносы в ФСЗН.

7. Экологический налог.

8. Земельный налог.

9. Местные налоги.

С 1 января 2000 г. по 1 января 2007 г. страховые органи­зации республики уплачивали налог на доходы по ставке 30 % . При этом после определения страховыми организаци­ями налогооблагаемой базы из состава затрат исключались:

♦ расходы на оплату труда;

♦ амортизация основных средств и нематериаль­ных активов.

Такая система налогообложения существенно увеличива­ла налоговую нагрузку на страховщиков и ставила их в не­равное положение с другими субъектами хозяйствования.

Поэтому, начиная с 1 января 2007 г., страховые органи­зации были переведены на общий порядок исчисления нало­га на прибыль.

Объектом налогообложения страховых организаций яв­ляется облагаемая налогом прибыль. Прибыль страховых организаций, облагаемая налогом, исчисляется, исходя из суммы прибыли от реализации страхо­вых услуг, иных ценностей (включая основные средства, мате­риальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных опе­раций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В соответствии с законо­дательством страховые резервы, остатки средств фондов предупредительных мероприятий, передаваемые одной стра­ховой организацией другой одновременно с передачей обяза­тельств по договорам добровольного страхования, не учиты­ваются для целей налогообложения в составе доходов при оп­ределении налогооблагаемой базы страховой организации, принимающей указанные обязательства.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетным - календарный месяц. Сумма налога на прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение нало­говой базы, уменьшенной на сумму налоговых льгот, и нало­говой ставки (24%).

Плательщики налога на прибыль, филиалы, представи­тельства и иные обособленные подразделения страховых ор­ганизаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчет­ный) либо иной банковский счет, исполняющие налоговые обязательства этих страховых организаций в установленном законодательством порядке, в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода представляют в налого­вые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на прибыль производится в течение нало­гового периода по итогам истекшего отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным пе­риодом.

Действующим налоговым законодательством предусмот­рены также особенности исчисления налога на доходы ино­странных страховых и перестраховочных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Такие организации уплачи­вают налог по статье «Другие доходы» по ставке 15 %. Под другими доходами понимаются доходы по страхова­нию, сострахованию и перестрахованию, за исключением до­ходов (вознаграждений, гонораров), выплаченных иностран­ным страховым и перестраховочным организациям за урегу­лирование страховых случаев по белорусским сертификатам «Зеленая карта».

Налог с доходов иностранных страховых или перестра­ховочных организаций, полученных из источников в Рес­публике Беларусь, удерживается белорусскими страховыми организациями, признанными налоговыми агентами. При этом из общей суммы дохода, начисленного иностранной страховой или перестраховочной организации, вычитаются документально подтвержденные затраты, понесенные ею при оказании услуг по страхованию, сострахованию и пере­страхованию:

♦ в сумме комиссионного и брокерского вознаграждения за услуги белорусского страховщика или состраховщика;

♦ уплаченного страхового возмещения или страхового обеспечения по договору сострахования при наступлении страхового случая;

♦ уплаченного возмещения доли убытков по договору пе­рестрахования при наступлении страхового случая;

♦ выплачиваемой страховой организацией Республики Беларусь иностранной организации, осуществляющей уре­гулирование убытков по страховому случаю, производимое за пределами Республики Беларусь, в качестве возмещения понесенных иностранной организацией затрат, связанных с оформлением документов по страховому случаю и определе­нием размера вреда.

Кроме того, со страховых организаций взимается сбор в Республи­канский фонд поддержки производителей сельскохозяйст­венной продукции, продовольствия и аграрной науки по ставке 2 % от суммы прибыли.

Налог на добавленную стоимость требует пояснения в части средств необлагаемых данным налогом. В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденную постановлением Государственного налогового комитета от 29 июня 2001 г. освобождены от налога на добавленную стоимость страховые организации по следующим статьям:

· страховые взносы (премии) по договорам страхования, сострахования и перестрахования

· возврат страховых резервов, сформированных в предыдущие периоды,

· комиссионные вознаграждения и тантьемы по договорам сострахования и перестрахования

· возмещение доли убытков по рискам, переданным в перестрахование и ретроцессию

· возврат выплаченного страхового возмещения и страхового обеспечения

· комиссионные вознаграждения за оказание услуг аварийного комиссара и сюрвейера

· реализация права требования страхователя по договорам имущественного страхования и страхования ответственности к лицу, ответственному за причиненный ущерб, в случаях предусмотренных законом

· проценты, начисленные цедентом в пользу перестраховщика на депо премий, по рискам принятым в перестрахование.

В соответствии с законодательством Республики Бела­русь брокерская деятельность в страховании или пере­страховании - посредническая деятельность по предостав­лению страховых услуг, предусмотренных соглашением сто­рон, заинтересованных в страховании или перестраховании, конечной целью которой является нахождение условий и форм страхования, взаимоприемлемых для сторон.

Следовательно, вознаграждение страхового брокера является оборотом по реализации предоставленных страховых услуг, которое освобождается от налога на добавленную стоимость.

Аудит расчетов с бюджетом является одним из наиболее трудоемких, сложных и ответственных в аудитор­ской практике. Следует четко установить объем проверки (период, который проверяется, виды налогов и т.д.), метод организации проверки (сплошной, выборочный). Как правило, правильность исчисления налогов и сборов, своевременность их уплаты проводят сплошным методом, позволяющим максимально снизить риск необнаружения. Этот метод требует много времени и трудозатрат, что увели­чивает стоимость аудита.

В то же время при проверке расчетов с бюджетом аудитор должен помочь организации избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми органа­ми ввиду неправильного исчисления и несвоевременного пе­речисления платежей в бюджет. Исходя из этого, аудитору при проверке расчетов с бюджетом необходимо:

♦ установить перечень налогов и сборов, которые уплачи­вает организация;

♦ изучить нормативные документы по каждому из упла­ченных налогов и сборов;

♦ установить источники информации для проверки (сче­та и субсчета расчетов с бюджетом, первичные документы, учетные регистры, отчетные формы);

♦ проверить:

- полноту и правильность отображения базы налогообло­жения по каждому налогу и сбору;

- правильность применения ставок налогов и сборов, а также арифметических расчетов по исчислению налогов;

- законность и обоснованность применения льгот по на­логам и сборам;

- полноту и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет;

- правильность составления деклараций, расчетов по пла­тежам в бюджет и их подачи в налоговый орган;

- правильность отражения расчетов с бюджетом на сче­тах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности;

♦ предоставить заказчику информацию о результатах проверки с детальным изложением ошибок и фактов обмана, а также рекомендации по их исправлению;

♦ подготовить заключение (если проверялся лишь один вопрос) или информацию для включения в общее аудитор­ское заключение в зависимости от цели проверки, вида ауди­та и заданий, полученных от заказчика.

Наши рекомендации