Государственный и муниципальный кредит

1. Дефицит бюджета. Источники его финансирования.

2. Социально-экономическая сущность государственного кредита.

3. Государственный (муниципальный) долг. Его формы и виды.

4. Управление государственным долгом.

Дефицит бюджета – превышение расходов над его доходами.

Бюджетный кодекс налагает ограничения на размер утверждаемых дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Размер дефицита федерального бюджета не может быть выше размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Источниками финансирования нефтегазового дефицита является нефтегазовый трансферт (формируемый за счет нефтегазовых доходов) и средств резервного фонда, а также источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъектов РФ не должен превышать 15% (10%) утвержденного общего объема доходов (имеются в виду годовые объемы) бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета (устанавливается нормативно-правовым актом местных образований) не должен превышать 10% (5%) местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Принятие бюджета на очередной финансовый год или плановый период с дефицитом предполагает необходимость утверждения соответствующим законом (решением) о бюджете источников финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета и бюджета субъекта РФ могут быть как внутренние, так и внешние источники.

Дефицит местных бюджетов покрывается только за счет внутренних источников.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

Внутренние (выражены в государственной валюте):

1. Поступления от размещения государственных ценных бумаг РФ в валюте РФ

2. Бюджетные кредиты, представляемые другими бюджетами бюджетной системы РФ

3. Кредиты кредитных организаций

4. Изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета

5. Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале

6. Поступления от реализации государственных запасов, драгоценных металлов и драгоценных камней

Внешние (выражены в иностранной валюте):

1. Поступления от размещения государственных ценных бумаг от имени РФ в иностранной валюте

2. Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте

3. Кредиты иностранных государств (в том числе и целевые иностранные кредиты), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц

Государственный кредит

- совокупность финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в роли заемщика средств. Помимо этого государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц.

В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд (иностранным государствам, юридическим, физическим лицам и пр.).

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что не имеет инвестиционного характера.

Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Сущность государственного кредита определяется его функциями:

Государственный кредит выполняет следующие функции – распределительную регулирующую контрольную.

Распределительная функция проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на принципах возвратности, срочности и платности, а также целевого назначения.

Регулирующая функция государственного кредита имеет 2 стороны – экономическую и социальную.

§ Экономическая сторона проявляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, а также предприятий, территорий, в том числе выделяя целевые кредиты.

§ Социальная сторона связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы, создания рабочих мест, снятия социальной напряженности.

Контрольная функция отражается во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

Наши рекомендации