Государственный и муниципальный кредит

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Методические указания по дисциплине

Волгоград 2017

Рецензент

канд. экон. наук, доцент кафедры МЭиЭТ

Евстратов А.В.

Издается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета

Езангина И.А.

Финансы и кредит: методические указания по дисциплине/Езангина И.А./ ВолгГТУ.- Волгоград, 2017.- 23с.

В процессе изучения дисциплины «Финансы и кредит» студенты должны приобрести базовые знания содержания, механизма организации отношений, связанных с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.

Методические указания предназначаются для студентов и слушателей, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» профили «Финансы и кредит», «Экономика предприятий и организаций», «Мировая экономика», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» заочной формы обучения.

© Езангина И.А., 2017

© Волгоградский государственный

технический университет, 2017

Цели и задачи дисциплины

Цель курса – изучение принципов, теоретических и практических основ организации и функционирования финансов и кредита в рыночной экономике на макро и микроэкономическом уровне, финансовой и кредитной политики государства и предприятий, а также формирования их денежных ресурсов, механизмов эффективного использования финансовых ресурсов, рационального управлении финансово-кредитными отношениями.

Для достижения цели в ходе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

1. ознакомить студентов с сущностью финансово-кредитной системы, раскрыть теоретические основы функционирования финансов, показать их роль и возможности целенаправленного использования посредством разработки и реализации финансовой политики;

2. дать теоретические знания о финансовой политике, схемах формирования бюджетов, организации платежной системы, формах, методах и источниках финансирования предприятий различных организационно-правовых форм;

3. изучить основные принципы обоснования и разработки финансовых решений;

4. привить навыки расчетов по кредитным операциям;

5. дать практические знания в области операций банковского кредитования и оценки сравнительной эффективности вариантов кредитования;

6. освоить принципы организации и управления финансами в разных сферах деятельности.

В теоретическом и практическом отношениях изучение дисциплины «Финансы и кредит» опирается на знания и навыки, полученные студентами в ходе изучения курсов «Экономическая теория», «Мировая экономика», «История экономики и экономических учений».

Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения следующих дисциплин учебного плана: «Диверсификация социально-экономического развития», «Учет расчетов, кредитов и займов», «Рынок ценных бумаг», «Международные финансовые рынки», «Финансовые рынки и институты», «Банки и банковская деятельность», «Банковский менеджмент», «Бюджетная система РФ», «Современная денежно-кредитная политика», «Финансовые инвестиции», «Государственные и муниципальные финансы».

В настоящих методических указаниях приведены темы лекционных и семинарских занятий, ключевые понятия и вопросы, которые студент должен изучить в рамках каждой темы, а также темы курсовых работ, требования к их содержанию и оформлению. В заключении приведен список рекомендованной литературы (основной и дополнительной) для изучения курса «Финансы и кредит».

Учебный план изучения дисциплины

(14 аудиторных часов: 6 часов лекционных, 8 часов семинарских занятий)

Таблица 1

Наименований тем лекций и семинаров Кол-во часов
Лекции Семинары
Тема 1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства 0,5 -
Тема 2. Финансовая система страны, ее сферы и звенья 0,5 -
Тема 3. Финансовая политика и управление финансами 0,5 -
Тема 4. Финансовый контроль 0,5 -
Тема 5.Бюджетная система государства -
Тема 6. Бюджетный процесс в РФ -
Тема 7.Государственный и муниципальный кредит -
Тема 8.Государственные социальные внебюджетные фонды 0,5 0,5
Тема 9.Экономическая сущность и роль страхования на современном этапе 0,5 0,5
Тема 10.Финансы хозяйствующих субъектов -
Тема 11. Ссудный капитал и кредит 0,5 0,5
Тема 12. Банковская система РФ 0,5
Тема 13. Рынок ценных бумаг - 0,5
Отчет курсовой работы    
Экзамен    
Итого


Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинары - активная форма обучения, где студенты закрепляют и углубленно рассматриваются предложенные для обсуждения темы. Для подготовки к занятию студенту необходимо, базируясь на материалах лекции, пользуясь доступными дополнительными источниками (учебниками, справочными материалами, нормативными документами, комментариями к ним, публикациями в различных изданиях, а также Internet ресурсами) уметь анализировать и сопоставлять различные точки зрения на рассматриваемые проблемы, обоснованно доказывать свое мнение, при обсуждении грамотно излагать свои мысли, быть внимательным к выступлениям своих коллег и указаниям преподавателя, проявлять инициативность, задавая вопросы и отвечая на них.

Темы семинарских занятий составляются и корректируются в процессе работы преподавателем. В целях более глубокого усвоения материала возможно применение различных форм работы: опрос, решение ситуационных задач, информационные сообщения, деловая игра, дискуссия, самостоятельно подготовленный тест, кроссворд и т.д. В рамках курса предусмотрено две контрольных работы.

Планы семинарских занятий

Ссудный капитал и кредит

11.1. Формирование рынка капиталов в РФ.

11.2. Кредит как форма движения ссудного капитала. Функции кредита.

11.3. Основные формы кредита.

11.4. Кредитная система.

11.5. Новые формы коммерческого кредитования: лизинг, кредитные карты, ипотека

Банковская система РФ

12.1. Структура и основные звенья банковской системы РФ.

12.2. Банк России, его задачи и функции.

12.3. Денежно-кредитная политика Банка России.

12.4. Виды коммерческих банков.

12.5. Банковские операции и ресурсная база коммерческого банка.

Рынок ценных бумаг

13.1. Виды ценных бумаг.

13.2. Рынок ценных бумаг: структура, функции, участники.

13.3. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

13.4. Деятельность предприятия на рынке ценных бумаг

Рекомендуемая литература для подготовки к семинарским занятиям

Основная литература

1. Перекрестова, Л.В. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник . Рек. ФГАУ «Федеральный ин-т развития образования» / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, С.П. Сазонов. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 366 с.

2. Грязнова А. Г. Финансы [Текст]: учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.

3. Романовский М.В. Финансы и кредит. В 2-х томах [Текст]: учебник для Вузов/ М.В. Романовский. – М.: Юрайт, 2015.

Дополнительная литература

1. Алексеев В.Н. Финансовая инфраструктура России: проблемы развития в условиях глобализации [Текст]: монография / В. Н. Алексеев - М : Дашков и К, 2014. - 220 с.

2. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / И. Г. Акперов, И. А. Коноплева, С. П. Головач - Москва : Финансы и статистика, 2014. - 352 с.

3. Банковский менеджмент [Текст]: учебник / под ред. О.И. Лаврушина - М. : КНОРУС, 2012. - 553, [1] c.

4. Банковский менеджмент [Текст]: учеб. пособие /С. П. Сазонов [и др.] ; ВолгГТУ. - Волгоград : ВолгГТУ, 2013. - 32 с.

5. Белотелова Н. П. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник / Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова - М : Дашков и К, 2014. - 400 с.

6. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. В. Грицюк, В. В. Котилко, И. В. Лексин - Москва : Финансы и статистика, 2014. - 560 с.

7. Калинин Н. В. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник для бакалавров / Н. В. Калинин, Л. В. Матраева, В. Н. Денисов - М : Дашков и К, 2015. - 304 с.

8. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни [Текст]: учеб. пособие / Л. Ф. Курченко - М : Дашков и К, 2014. - 252 с.

9. Мазурина Т.Ю. Финансы и кредит [Текст]: учебник/ Т.Ю. Мазурина. – М.: Инфра-М, 2015. – 371с.

10. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / А. С. Нешитой - М. : Дашков и К, 2014. - 312 с.

11. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс] : учебник / А. С. Нешитой - М : Дашков и К, 2015. - 640 с.

12. Сазонов С. П. Федеральное казначейство в системе управления государственными (муниципальными) финансами [Текст] : учеб. пособие / С. П. Сазонов [и др.] ; под общей ред. С. П. Сазонова. - Волгоград : ВолгГТУ, 2012. - 216 с.

13. Страхование [Текст]: учеб. пособие / Е.Е. Сидорова, В.А. Кабанов, И.А. Чеховская, О.В. Набатова, В.С. Попович; ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - 48 с.

14. Тютюкина Е.Б. Финансы организаций (предприятий) [Электронный ресурс]: учебник / Е. Б. Тютюкина - М. : Дашков и К, 2012. - 544 с.

15. Рынок ценных бумаг [Текст]: учеб. пособие / С.П. Сазонов [и др.] ; ВолгГТУ. - Волгоград : ВолгГТУ, 2014. - 600 с.

16. Финансовая политика России [Текст]: учеб. пособие / под ред. Р. А. Набиева, Г. А. Тактарова, Р. К. Арыкбаева - Москва : Финансы и статистика, 2014. - 400 с.

17. Финансы [Текст]: учебник/ А.П. Балакина, И.И. Бабленкова. – М.: Дашков и К, 2015. – 383с.

18. Фридман А.М. Финансы организации предприятия [Электронный ресурс] : учебник / А. М. Фридман - М : Дашков и К, 2014. - 488 с.

Основные требования к оформлению и содержанию курсовой работы

Курсовая работа, являясь этапом изучения курса «Финансы и кредит», должна отразить готовность студентов квалифицированно решать теоретические и практические задачи, делать аргументированные выводы и обоснованные предложения по рассматриваемым финансовым макроэкономическим проблемам.

Основные требования к курсовой работе:

· Соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность.

· Логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной тематике.

· Корректное изложение материала и грамотное оформление работы.

Структурные элементы курсовой работы:

· Титульный лист.

· Содержание.

· Введение.

· Основная часть: 3 главы.

· Заключение.

· Список использованной литературы (библиографический список).

· Приложения (не обязательный элемент).

Требования к содержанию курсовой работы

Титульный лист является первой страницей, он должен быть выполнен в соответствии с образцом, предложенным Учебным управлением ВолГТУ.

Содержание (план) курсовой работы должно включать введение, названия глав, заключение, список использованной литературы, приложения (при их наличии в работе) с указанием страниц, с которых они начинаются.

Разделы плана должны полностью соответствовать заголовкам глав в тексте работы. Сокращенная редакция не допускается.

Введение. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и практическая значимость, конкретизируются цель и задачи исследования, объект и предмет исследования. Обязательным является также указание информационной и методологической базы работы, практической значимости работы. Объем введения 2-3 стр.

Основная часть. Основную часть рекомендуется представить тремя главами. В свою очередь, главы целесообразно завершать краткими выводами, что усиливает логику проводимого исследования. Названия глав должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Главы могут быть представлены структурно параграфами. Рекомендуемое количество параграфов – 2-3. Глава не должна состоять из одного параграфа!

Особое внимание должно уделяться языку и стилю написания курсовой работы, что свидетельствует об общем уровне подготовки будущего экономиста, его профессиональной культуре. Следует отметить, что редактирование курсовой работы должно осуществляться самостоятельно студентом - автором работы. Главы работы должны быть логически связаны между собой. Полный объем курсовой работы составляет в среднем 35-40 страниц машинописного текста, с равномерным распределением всего объема по главам и параграфам.

Заключение. В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения по каждой главе (параграфу), которые вытекают из содержания и носят обобщающий характер. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом. Объем заключения составляет примерно 2-3 страницы.

На последней странице заключения студент проставляет дату окончания работы и свою подпись.

Список литературы должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами и содержать не менее 15 наименований источников, включая нормативно-правовые, учебные, научные, электронные. Информацию о принятых библиографических стандартах студент может получить в библиотеке ВолГТУ.

Приложения содержат иллюстративный материал, не включенный в основную часть курсовой работы (таблицы, рисунки, графики, методики расчетов, фрагменты нормативных документов и т.д.). Страницы Приложения не входят в общий объем работы. Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок, например, «(см. Приложение....)».

Оформление курсовой работы

Текстовая часть курсовой работы должна быть представлена в машинописном виде, на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Размер полей: левое - 30 мм, правое - 10, верхнее - 20, нижнее - 25 мм. Шрифт - Times New Roman, размер 14. Опечатки или графические неточности можно исправлять с помощью специальных корректирующих средств.

Сноски должны помещаться в нижней части соответствующей страницы и заканчиваться до границы нижнего поля.

Номера страниц проставляют в правом углу нижнего поля листа 12 шрифтом стилем Times New Roman, соблюдая сквозную нумерацию. Точка в номере страницы не ставится. Титульные листы включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы не проставляется. Нумерация начинается с третьей страницы («Содержание»).

Каждая новая глава и другие структурные элементы работы - введение, заключение, список литературы, приложения начинаются с новой страницы. Параграфы в пределах глав не следует начинать с новой страницы. Абзацный отступ равен 15 мм (5 печатных знаков).

Заголовки структурных элементов курсовой работы (глав, введения, заключения, списка литературы) следует располагать в середине строки без точки перед названием и в конце и набирать обычными буквами, не подчеркивая. Заголовки параграфов лучше начинать с абзацного отступа с прописной буквы, не подчеркивая, без точки перед названием и в конце.

Заголовки (названия) глав и параграфов должны включать от 2 до 14 слов (не более двух строк). Главы следует нумеровать арабскими цифрами. Другие структурные элементы курсовой работы нумеруются в пределах главы (1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1,3.2).

Иллюстрировать курсовую работу следует обязательно. Каждая иллюстрация (рисунок, таблица) должна соответствовать тексту.

Цифровой материал следует оформлять в виде таблиц. После таблицы располагается обобщающий абзац типа: «Из таблицы 13 видно, что...». Таблицы последовательно нумеруют арабскими цифрами по всему тексту курсовой работы. По ширине помещают надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера без значка «№» перед первой цифрой и точки после номера (например, «Таблица 1 - »). Таблицы снабжают подробными тематическими заголовками с указанием временного периода, например, «Таблица 1 – Динамика состава и структуры государственного долга РФ в 2013-2015гг. ». Под таблицей указывается источник информации, например, «Источник: по материалам [10; с. 25]», «Источник: авторская».

При переносе таблицы на следующую страницу следует справа поместить надпись «Продолжение таблицы 1», а также продублировать шапку таблицы. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Остальные иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы и т.д.) обозначаются словом «Рисунок», которое располагается под ними перед соответствующим названием (например, «Рисунок 1 - Динамика...»). Под рисунком также указывается источник информации, согласно вышеотмеченным требованиям: «Источник: по материалам [10; с. 25]», «Источник: авторский».

Примечания следует использовать в тексте работы, если необходимо сделать какие-либо разъяснения, дать определения или перевод терминов, указать источник информации. Примечания могут быть внутритекстовыми (помещаются в круглых скобках) или подстрочными (оформляются как подстрочная сноска). Подстрочное примечание располагается внизу страницы, набирается меньшим размером шрифта и отделяется от основного текста прямой линией.

Особое внимание следует уделить составлению списка литературы. Он должен начинаться с нормативных документов. Далее перечень работ по алфавиту авторов. В конце списка указываются электронные средства массовой информации, например www.budget.ru (указать название материала).

Библиографический список может быть представлен следующими направлениями:

· официальные государственные документы (законы, постановления, положения, указы);

· нормативно-инструкционные, справочные материалы;

· учебники, учебные и учебно-методические пособия;

· монографии;

· энциклопедии и словари;

· статьи из газет и журналов;

· электронные средства официальной информации.

Список литературы имеет общую нумерацию, то есть каждый источник имеет свой номер, который указывается в ссылке на странице курсовой работы. Ссылка в основном тексте на страницу источника заключается в квадратные скобки. Например: «[1; с. 5]», означает: 1-й источник, 5-я страница. Электронные источники оформляются следующим образом: «[1]», означает 1-й источник в списке. Размещать ссылки на литературный источник в нижней части страницы не следует. Там можно разместить примечания, оформленные как сноски.

Приложения располагаются после списка литературы. Каждое приложение должно иметь заголовок, выполненный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком с прописной буквы должно быть напечатано слово «Приложение А».

Готовая курсовая работа, оформленная согласно изложенным требованиям, отредактированная, зарегистрированная в деканате ВПИК, сдается на кафедру. Руководитель рецензирует представленную работу и допускает или не допускает ее к защите.

Подготовка к защите и защита курсовой работы

В случае нарушения студентом требований руководителя при написании работы, а также при обнаружении заимствований из работ, защищенных ранее, курсовая работа не допускается к защите, а руководитель представляет аргументацию своего решения в письменном виде.

При защите студент должен уметь отразить:

· актуальность тематики работы;

· цель курсовой работы;

· состояние и основные направления развития проблематики.

Не допускаются к защите любые варианты курсовой работы, найденные в INTERNET по совпадающей тематике, сканированные варианты учебников и учебных пособий, а также копии ранее написанных студенческих работ.

Студенты самостоятельно выбирают тему курсовой работы, согласую ее в группе. Одна и та же тема не может быть взята более 1 студентом.

Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Финансы и кредит»

1. Анализ и оценка современных концепций сущности финансов.

2. Финансовые ресурсы, резервы их роста в современных условиях.

3. Финансовые резервы как особая форма формирования и использования финансовых ресурсов.

4. Финансовая система Российской Федерации: современное состояние.

5. Становление и развитие финансовой системы Российской Федерации.

6. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций разных организационно-правовых форм.

7. Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

8. Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций.

9. Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений.

10. Перспективы развития финансов государственных корпораций в Российской Федерации.

11. Финансовый механизм образовательных учреждений: состояние, перспективы развития.

12. Роль целевого капитала в расширении источников финансовых ресурсов некоммерческих организаций.

13.Перспективы развития финансов публично-правовых компаний в Российской Федерации.

14. Финансы домохозяйств: сущность, особенности в России.

15. Особенности финансов индивидуальных предпринимателей.

16.Модели организации государственных и муниципальных финансов.

17. Правовые основы функционирования государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации.

18. Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии Российской Федерации.

19. Особенности реализации принципов бюджетного федерализма в РФ.

20. Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации.

21. Порядок формирования и роль внутреннего государственного долга в финансовой системе России.

22. Роль внешнего государственного долга в функционировании финансовой системы России

23. Специальные фонды: значение, состав, особенности управления за рубежом.

24.Пенсионный фонд Российской Федерации: назначение, финансовый механизм, современные проблемы функционирования.

25. Формирование и использование средств обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.

26. Влияние государственного регулирования и саморегулирования на процесс функционирования финансового рынка в современных условиях.

27. Методы государственного финансового воздействия на отраслевую структуру экономики.

28. Отечественная и зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций.

29. Государственное финансовое стимулирование инвестиционной деятельности.

30.Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики.

31. Анализ российского и зарубежного опыта антикризисных мер правительства.

32. Проблемы повышения эффективности государственной финансовой политики в Российской Федерации.

33. Современные подходы к финансовому планированию на макро- и микроэкономическом уровнях.

34.Особенности государственного финансового планирования в Российской Федерации.

35. Проблемы и перспективы финансового прогнозирования в Российской Федерации.

36. Роль, значение, оценка эффективности государственного финансового контроля в России.

37. Финансовые санкции: виды, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования.

38. Проблемы взаимодействия органов управления финансами на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

39. Эффективность и результативность деятельности органов управления финансами, критерии их оценки.

40. Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ: современный курс

41. Золотовалютные резервы ЦБР и резервные фонды Правительства: влияние на экономику и перспективы развития.

42. Кредитная система РФ: особенности, перспективы развития

43. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты

44. Государственная собственность РФ: роль и влияние на экономическое развитие страны.

45. Международные институты управления финансами.

46. Международная финансовая система: этапы формирования, субъекты, объекты, структура, закономерности развития.

47. Национальное и международное финансовое право, их взаимосвязь.

48. Национальная финансовая политика в условиях глобализации финансов: национальные и международные финансовые интересы, их противоречивость.

49. Государственные ценные бумаги на фондовом рынке России.

50. Муниципальные ценные бумаги на фондовом рынке России.

51. Государственная концепция развития РЦБ в России.

52. Современное состояние страхового рынка в России и тенденции его развития.

53. Финансовый потенциал страховой организации.

Вопросы для итогового контроля знаний по курсу «Финансы и кредит»

1. Социально-экономическая сущность финансов.

2. Функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве.

3. Финансовые ресурсы: содержание, состав, механизм формирования и направления использования.

4. Состав и структура финансовой системы.

5. Характеристика звеньев финансовой системы.

6. Финансовая система РФ.

7. Содержание и значение финансовой политики государства.

8. Типы финансовой политики государства.

9. Основные направления финансовой политики государства.

10. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.

11. Органы управления финансами в РФ.

12. Финансовая политика РФ.

13. Содержание и значение финансового контроля.

14. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля.

15. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ.

16. Пути совершенствования финансового контроля в России

17. Бюджет государства как экономическая категория.

18. Понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система».

19. Характеристика доходов бюджетов разных уровней.

20. Состав расходов бюджетов разных уровней.

21. Содержание и формы организации межбюджетных отношений.

22. Основы организации бюджетного процесса.

23. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов.

24. Организация исполнения бюджетов.

25. Сбалансированность бюджета и методы ее достижения.

26. Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований.

27. Государственный и муниципальный долг, его классификация.

28. Управление государственным и муниципальным долгом.

29. Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий. Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов.

30. Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его функционирования.

31. Фонд социального страхования РФ и его значение.

32. Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их формирование и использование.

33. Место страхования в финансовой системе государства: его сущность и функции.

34. Формы организации страхового фонда.

35. Участники страховых отношений и страхового рынка.

36. Развитие страхового рынка.

37. Социальное страхование.

38. Личное страхование.

39. Имущественное страхование и страхование ответственности.

40. Перестрахование.

Финансы и кредит

Методические указания по дисциплине

Редактор

Тех. редактор

Компьютерная верстка

Темплан 2017. Поз. №

Подписано в печать 2017. Формат 60×84 1/16.

Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1 .

Тираж 100 экз. Заказ____. Бесплатно.

Волгоградский государственный технический университет.

400131 Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, 28.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Методические указания по дисциплине

Волгоград 2017

Рецензент

канд. экон. наук, доцент кафедры МЭиЭТ

Евстратов А.В.

Издается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета

Езангина И.А.

Финансы и кредит: методические указания по дисциплине/Езангина И.А./ ВолгГТУ.- Волгоград, 2017.- 23с.

В процессе изучения дисциплины «Финансы и кредит» студенты должны приобрести базовые знания содержания, механизма организации отношений, связанных с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.

Методические указания предназначаются для студентов и слушателей, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» профили «Финансы и кредит», «Экономика предприятий и организаций», «Мировая экономика», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» заочной формы обучения.

© Езангина И.А., 2017

© Волгоградский государственный

технический университет, 2017

Цели и задачи дисциплины

Цель курса – изучение принципов, теоретических и практических основ организации и функционирования финансов и кредита в рыночной экономике на макро и микроэкономическом уровне, финансовой и кредитной политики государства и предприятий, а также формирования их денежных ресурсов, механизмов эффективного использования финансовых ресурсов, рационального управлении финансово-кредитными отношениями.

Для достижения цели в ходе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

1. ознакомить студентов с сущностью финансово-кредитной системы, раскрыть теоретические основы функционирования финансов, показать их роль и возможности целенаправленного использования посредством разработки и реализации финансовой политики;

2. дать теоретические знания о финансовой политике, схемах формирования бюджетов, организации платежной системы, формах, методах и источниках финансирования предприятий различных организационно-правовых форм;

3. изучить основные принципы обоснования и разработки финансовых решений;

4. привить навыки расчетов по кредитным операциям;

5. дать практические знания в области операций банковского кредитования и оценки сравнительной эффективности вариантов кредитования;

6. освоить принципы организации и управления финансами в разных сферах деятельности.

В теоретическом и практическом отношениях изучение дисциплины «Финансы и кредит» опирается на знания и навыки, полученные студентами в ходе изучения курсов «Экономическая теория», «Мировая экономика», «История экономики и экономических учений».

Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения следующих дисциплин учебного плана: «Диверсификация социально-экономического развития», «Учет расчетов, кредитов и займов», «Рынок ценных бумаг», «Международные финансовые рынки», «Финансовые рынки и институты», «Банки и банковская деятельность», «Банковский менеджмент», «Бюджетная система РФ», «Современная денежно-кредитная политика», «Финансовые инвестиции», «Государственные и муниципальные финансы».

В настоящих методических указаниях приведены темы лекционных и семинарских занятий, ключевые понятия и вопросы, которые студент должен изучить в рамках каждой темы, а также темы курсовых работ, требования к их содержанию и оформлению. В заключении приведен список рекомендованной литературы (основной и дополнительной) для изучения курса «Финансы и кредит».

Учебный план изучения дисциплины

(14 аудиторных часов: 6 часов лекционных, 8 часов семинарских занятий)

Таблица 1

Наименований тем лекций и семинаров Кол-во часов
Лекции Семинары
Тема 1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства 0,5 -
Тема 2. Финансовая система страны, ее сферы и звенья 0,5 -
Тема 3. Финансовая политика и управление финансами 0,5 -
Тема 4. Финансовый контроль 0,5 -
Тема 5.Бюджетная система государства -
Тема 6. Бюджетный процесс в РФ -
Тема 7.Государственный и муниципальный кредит -
Тема 8.Государственные социальные внебюджетные фонды 0,5 0,5
Тема 9.Экономическая сущность и роль страхования на современном этапе 0,5 0,5
Тема 10.Финансы хозяйствующих субъектов -
Тема 11. Ссудный капитал и кредит 0,5 0,5
Тема 12. Банковская система РФ 0,5
Тема 13. Рынок ценных бумаг - 0,5
Отчет курсовой работы    
Экзамен    
Итого

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинары - активная форма обучения, где студенты закрепляют и углубленно рассматриваются предложенные для обсуждения темы. Для подготовки к занятию студенту необходимо, базируясь на материалах лекции, пользуясь доступными дополнительными источниками (учебниками, справочными материалами, нормативными документами, комментариями к ним, публикациями в различных изданиях, а также Internet ресурсами) уметь анализировать и сопоставлять различные точки зрения на рассматриваемые проблемы, обоснованно доказывать свое мнение, при обсуждении грамотно излагать свои мысли, быть внимательным к выступлениям своих коллег и указаниям преподавателя, проявлять инициативность, задавая вопросы и отвечая на них.

Темы семинарских занятий составляются и корректируются в процессе работы преподавателем. В целях более глубокого усвоения материала возможно применение различных форм работы: опрос, решение ситуационных задач, информационные сообщения, деловая игра, дискуссия, самостоятельно подготовленный тест, кроссворд и т.д. В рамках курса предусмотрено две контрольных работы.

Планы семинарских занятий

Государственный и муниципальный кредит

7.1. Сбалансированность бюджета и методы ее достижения.

7.2. Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований.

7.3. Государственный и муниципальный долг, его классификация.

7.4. Управление государственным и муниципальным долгом.

Наши рекомендации