Финансовые и кредитные органы
В 90-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями была существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, Федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), изменилась структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (министерства) в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления образуются финансовые отделы.
Управляя финансами согласно своим полномочиям, все эти органы организуют осуществление единой государственной финансовой политики. В их задачи входят:
- организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных' отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;
- анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;
- составление проекта бюджета данной территории и обеспечение его исполнения, прогнозирование и составление консолидированного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;
- наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;
- организация и проведение финансового контроля;
- организация учета и отчетности в области финансов.
Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране[1]. Оно обеспечивает проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Министерство финансов РФ, исходя из этих задач, направляет деятельность министерств финансов республик и финансовых органов субъектов Федерации, координирует деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает методические указания, инструкции и другие документы по вопросам организации работы финансовых органов.
В последнее время предприняты меры по усилению роли Министерства финансов РФ. Оно стало правопреемником ряда существовавших самостоятельно служб, функции которых перешли к Министерству финансов РФ: Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью; Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и Федеральной комиссии лотерей и игр РФ. В состав коллегии Минфина РФ вошли руководители Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ.
Деятельность Министерства финансов РФ распространяется, хотя и в разной степени, на все звенья финансовой системы РФ. Под его непосредственным повседневным воздействием находятся федеральный бюджет и государственные федеральные внебюджетные фонды.
Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права. К ним относятся:
а) права, вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля;
б) права по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушения установленного порядка (ограничивать и приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать с них в установленном порядке бюджетные средства, используемые не по целевому назначению; запрещать либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства);
в) права по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступления налогов в федеральный бюджет (выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Государственной налоговой службы Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 08.12.92 была образована система органов Федерального казначейства в подчинении
Министерства финансов РФ[2]. В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, другим городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Эти органы созданы в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
При осуществлении своих функций они взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, другими финансово-кредитными учреждениями.
Банковская система. Банки принято называть кредитными органами, исходя из того, что кредитование является важнейшей стороной их деятельности.
Согласно федеральному закону "О банках и банковской деятельности"[3] в настоящее время банковская система в РФ включает в себя:
а) Центральный банк РФ (Банк России);
б) кредитные организации;
в) филиалы и представительства иностранных банков.
Особое место в этой системе отведено Центральному банку РФ. К кредитным организациям относятся банки и небанковские кредитные организации.
Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Особо следует обратить внимание на то, что основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибыли. Заметим также, что закон выделяет Центральный банк РФ из системы кредитных организаций. Деятельность ЦБ РФ регулируется особым законом - "О Центральном банке РФ (Банке России}", новая редакция которого была принята в 1995 г.[4]
Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк: РФ, он является государственной федеральной собственностью. Как и другие банки, Центральный банк РФ имеет статус юридического лица. Однако получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ. Вместе с тем как экономически самостоятельное учреждение он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так же как и банк не несет ответственности по обязательствам государства, кроме случаев, когда они сами принимают на себя такие обязательства или это предусмотрено федеральными законами.
С другой стороны, Центральный банк выступает в качестве органа государственного регулирования и управления, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Центральный банк Российской Федерации подотчетен Государственной Думе. Его Председатель назначается на должность и освобождается от нее Государственной Думой Российской Федерации. Кандидатуру для назначения представляет Президент Российской Федерации (ст. 83 и 103 Конституции РФ).
Кредитная организация, имеющая статус банка, имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В отличие от этого, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции.
Издаваемые Центральным банком РФ по вопросам его компетенции нормативные акты обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Таким образом, деятельность финансово-кредитных органов обеспечивает функционирование и взаимодействие всех звеньев финансовой системы, исходя из единых основ социально-экономической политики в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время много говорится о смене курса реформ, а точнее об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Современная ситуация свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.
Остановимся прежде всего на проблемах государственных финансов. Главные из них:
- сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
- совершенствование налоговой системы;
- оптимизация структуры расходов государства;
- принятие реального и прозрачного бюджета;
- расширение инвестиционного финансирования;
- обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
- стабилизация валютного курса рубля;
- регулирование процентных ставок;
- повышение эффективности использования государственной собственности;
- переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
- развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.
1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита.
2. Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. В частности, целесообразна отмена налоговых льгот по НДС, индексация специфических ставок акцизов, снижение ставки налога на прибыль и НДС, расширение сферы применения единого налога на вмененный доход.
3. Возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Речь в настоящее время может идти лишь об оптимизации структуры расходных статей.
4. Стратегический курс в сфере государственных финансов — это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не «встанет на ноги» путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.
5. Сокращение государственного сектора экономики и увеличение частной собственности в ключевых отраслях, включая естественные монополии, не привело к увеличению доходной базы государственного бюджета, росту объемов производства.
6. Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов НОСТРО российских коммерческих банков в Центральный банк РФ. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля.
7. Одна из проблем федерального бюджета —повышение отдачи от использования государственной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций.
8. Необходима ориентация финансовой и денежно-кредитной политики России на ее геополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно увеличивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов.
Таким образом, важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.
2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. // СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712; 1998. №1. Ст.1.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №28. Ст.2790; 2003. №2. Ст.157.
4. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. // СЗ РФ. 2001. №33 (ч. 1). Ст.3422; №51. Ст.4829; 2002. №1 (ч. 1). Ст. 2.
5. О финансовых основах местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. №39. Ст.4464; 1999. №28. Ст.3492; 2001. №1 (ч. 1). Ст.2; №53 (ч. 1) Ст.5030.
6. О банках и банковской деятельности в РФ: Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №6. Ст.492; 1998. №31. Ст.3829; 1999. №28. Ст.3459, 3469; 2001. №26. Ст.2586; №33 (ч. 1). Ст.3424; 2002. №12. Ст.1093; Росс. газ. 2003. 1 июл.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3506; 1996. №17. Ст.1917; №49. Ст.5500; 1997. №12. Ст.1378; 2000. №32. Ст.3330; 2002. №12. Ст.1093; Росс. газ. 2003. 2 июл.
8. О Счетной палате РФ: Федеральный закон от 11 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №З. Ст. 167.
9. О государственной налоговой службе РСФСР: Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. №15. Ст.492; 1992. №33. Ст. 1912; 1993. №34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. №25. Ст.2958; 1997. №47. Ст.5341.
10. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля: Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №31. Ст.3696; 2000. №31. Ст.32523; 2001. №30. Ст.3156.
11. Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ: Утв. Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №12. Ст.1066; 2000. №27. Ст.2821.
12. О федеральном казначействе: Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. №24. Ст.2101.
13. Положение и Министерстве финансов РФ: Утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №11. Ст.1288; 1999. №27. Ст.3359.
14. Положение о федеральном казначействе: Утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №35. Ст.3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст.681; 1997. №5. Ст.696.
Дополнительная
1. Бельский К.С. Финансовое право: наука, история, библиография М.: Юристь, 1994.
2. Винницкий Д.В. Категория “финансовая деятельность государства” в науке российского финансового права // Государство и право. 2003. №2. С.17-27.
3. Горбунова О.Н. Финансовое право в системе российского права (Актуальные проблемы) // Государство и право. 1995. №2. С. 14-21.
4. Грачев Е.Ю. Правовые основы государственного финансового контроля. М. 2000.
[1] Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.94 // СЗ РФ. 1994. № 19. Ст. 2211; пост. Правительства РФ от 05.01.97 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 248.
[2] Указ Президента РФ "О федеральном казначействе" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 50. Ст. 2978. См. также Положение о федеральном казначействе Российской федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 35. Ст. 3320.
[3] СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
[4] СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593; 1996. № 1. Статьи 3 и 7: № 2. Ст. 55; № 26. Ст. 3032.