Ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчет­ности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бух­галтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство ауди­руемого лица от такой ответственности.

Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита

Введение

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельно-' сти, разработанное с учетом международных стандартов аудита, уста­навливает единые требования по планированию аудита финансовой (бух­галтерской) отчетности (далее именуется — аудит), применяется в пер­вую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской про­верки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы, помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее имену­ются — аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объе­му аудиторских процедур.

Планирование работы

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важ­ным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с опти­мальными затратами, качественно и своевременно. Планирование по­зволяет эффективно распределять работу между членами группы специа­листов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов дея­тельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить собы­тия, операции и другие особенности, которые могут оказывать сущест­венное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с члена­ми совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор не-

сет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Общий план аудита

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно под­робным для того, чтобы служить руководством при разработке програм­мы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности ауди­руемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяе­мых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо прини­мать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое со­стояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчет­ности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерско­го учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности резуль­татов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существен­ных искажений или мошеннических действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе та­ких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, на­пример при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: относительную важность различных разделов учета для проведения

аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и провер­ку выполненной работы, в том числе:

привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

привлечение экспертов;

количество территориально обособленных подразделений одного ауди­руемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности ауди­руемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например существо­вание аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопут­ствующих услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу за­ключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правила­ми (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Программа аудита

Аудитору необходимо составить и документально оформить програм­му аудита, определяющую характер, временные рамки и объем заплани­рованных аудиторских процедур, необходимых для осуществления об­щего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и про­верки надлежащего выполнения работы.

В программу аудита также могут быть включены проверяемые пред­посылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки те­стов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в подразд. «Общий план аудита» настоящего правила (стан­дарта).

Изменения в общем плане и программе аудита

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходи­мости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование ауди-

тором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися об­стоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть докумен­тально зафиксированы.

Наши рекомендации