Условия предоставления отсрочки или рассрочкипо уплате налога или сбора
Основания предоставления отсрочки (рассрочки) | Плата (проценты) | Размер кредита |
1. Причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы | Проценты не начисляются | Не более суммы фактически причиненного ущерба. Уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении отсрочки (рассрочки) в пределах суммы причиненного ущерба. Размер ущерба определяется уполномоченным органом исходя из фактических обстоятельств |
2. Задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа | Проценты не начисляются | Не более суммы недофинансирования или неоплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа. Уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении отсрочки (рассрочки) в пределах суммы недофинансирования |
3. Угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога | 1/2 ставки рефинансирования | Не определено |
4. Производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер | Точно не установлено | Не определено |
5. Отсрочки (рассрочки) в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ | Относится к компетенции таможенных органов и определяется таможенным законодательством |
Если налоговый кредит предоставляется в связи с угрозой банкротства этого лица в случае единовременной уплаты налога, то проценты устанавливаются в размере ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей за период договора о налоговом кредите. Уполномоченный орган может потребовать предоставления документов об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительства.
В договоре о предоставлении налогового кредита указывается сумма налогового кредита и виды федеральных налогов и сборов, по которым он представляется, а также проценты. Суммы налогового кредита подлежат возврату равными долями по каждому сроку уплаты или единовременно, с уплатой процентов путем перечисления средств в доход федерального бюджета.
Предоставление отсрочек, рассрочек по налогам и сборам, а также налоговых кредитов позволяет предприятиям сохранить свои оборотные средства, хотя и возлагает на них в ряде случаев обязанность по уплате процентов.
Таким образом, кредитные взаимоотношения предприятий с бюджетами весьма разнообразны, применение конкретных их форм зависит от общей ситуации в экономике, от финансовых возможностей бюджетов и количества кредитных ресурсов в банковской системе.
История развития кредитных отношений предприятий с бюджетами в постсоциалистический период в России наглядно демонстрирует процесс становления рыночной экономики, формирования частного сектора на базе тотального огосударствления. Вектор развития этих отношений направлен от патернализма, государственной опеки еще неокрепших бывших государственных предприятий к оказанию финансовой поддержки на чисто рыночных условиях. Неизменным остается дифференцированный подход к отбору отраслей и предприятий, претендующих на государственную краткосрочную финансовую поддержку, и льготные процентные ставки ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ, делающие государственную поддержку весьма привлекательной.
Ежегодно государство предоставляет бюджетную адресную поддержку за счет федерального бюджета предприятиям различных
отраслей:
- организациям топливно-энергетического комплекса, осуществляющим сезонные заготовки топлива на электростанциях, закачку газа в подземные хранилища, проведение мероприятий по ремонту электрооборудования, а также для обеспечения населения топливом;
- организациям легкой и текстильной промышленности для сезонной закупки сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
- предприятиям лесной промышленности для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.
Общий объем бюджетных кредитов в 2000 г. был ограничен
2500 млн. рублей, включая суммы средств, поступающих от возврата ранее выданных из федерального бюджета средств, а также плату за пользования ими[150], конкретные условия бюджетного кредитования приведены в табл. 41.
В соответствии с Законом «О Федеральном бюджете на
2000 год» был образован специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях для финансирования сезонных затрат[151].
Средства специального фонда использовались для кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса, в первую очередь сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций потребительской кооперации, осуществляющих закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья. Средства предоставляются российским предприятиям и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно – правовой формы и ведомственной принадлежности, за исключением предприятий и организаций с иностранными инвестициями.
Таблица 45
Условия предоставления бюджетных кредитов предприятиям[152]
Параметры | Кредит предприятиям лесной промышленности | Кредит предприятиям легкой и текстильной промышленности |
Объект кредитования | Расходы на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива | Расходы на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения |
Обеспечение возврата | - поручительства (государственные гарантии) субъектов РФ - гарантии банков | |
Условия предоставления | Получение прибыли за прошедший год и отчетный период текущего года (однако лесозаготовительные предприятия, имеющие убытки за этот же период, могут быть включены в список по решению Межведомственной рабочей комиссии). | Конкурсный отбор |
Максимальный объем кредита | Не отражен в нормативных документах | Не более двойного размера фактической балансовой прибыли за 1999 год и истекший отчетный период 2000 г. |
Процентная ставка | 1/3 ставки рефинансирования на день вступления в силу Федерального закона о бюджете |
Окончание табл. 45
Целевое использование | Оплата: - сырья, материалов и топлива, необходимых для заготовки, производства и переработки древесины, древесного сырья и лесохимической продукции; - услуг транспорта; - расходов на приобретение запасных частей, комплектующих изделий и узлов к технологическому оборудованию, применяемому при заготовке и переработке древесины (но не более 30% от суммы выделенных средств); - расходов на выплату заработной платы в лесозаготовительных и лесосплавных организациях (но не более 25% от суммы выделенных средств). | Оплата сырья и материалов, согласно перечню, прилагаемому к договору |
Бюджетные кредиты предоставляются:
- сельскохозяйственным товаропроизводителям (в том числе фермерские хозяйства) и организациям потребительской кооперации, осуществляющим закупки, – на приобретение семян, сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, кормов и других материальных ресурсов сезонного спроса, горюче – смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов, топлива;
- звероводческим предприятиям на приобретение кормов;
- рыбоводческим предприятиям на приобретение кормов и посадочного материала.
Средства специального фонда имеют право получать перерабатывающие предприятия, производящие сахар-песок, растительное масло, этиловый спирт – сырец, спирт-ректификат и предприятия первичного виноделия, крахмалопаточные предприятия и предприятия по производству солода и пивоваренные предприятия с цехами по производству солода, а также предприятия плодоовощной промышленности, осуществляющие сушение, соление и заморозку овощей и фруктов, а также по производству плодоовощных консервов; по производству эфирно – масличной продукции; осуществляющие переработку зерна; по переработке молока, скота и птицы; рыбы и морепродуктов, чайной и табачной промышленности, по первичной обработке шерсти, льна и конопли, производящие биопрепараты для ветеринарии.
Кредиты специального фонда предоставлялись в пределах лимитов кредитования на финансовый год с уплатой процентов за пользование ими в размере, установленном Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год (в 2000 г. – в размере 1/4 ставки рефинансирования). Специальный фонд находится в распоряжении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, а его средства распределяются по субъектам Российской Федерации с выделением квоты для крестьянских (фермерских) хозяйств в пределах лимитов кредитования на финансовый год. Распределение средств специального фонда утверждается и доводится Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации до банков – агентов. Бюджетные кредиты предоставляются заемщикам комплекса через банки – агенты на основании заключенных кредитных договоров.
Однако предоставление предприятиям бюджетных средств по льготным процентным ставкам, а также большого количества отсрочек, рассрочек по уплате налогов и налоговых кредитов порождает у них иждивенческие настроения. Бюджетные средства весьма ограничены и их предоставление под низкие проценты экономически не оправдано. Как показывает мировой опыт, прямая финансовая поддержка производственных предприятий оказывается малоэффективной и высокозатратной, она часто порождает структурные дисбалансы в экономике. В связи с этими обстоятельствами было необходимо отказаться от кредитования предприятий и предоставления им финансовых гарантий за счет средств федерального бюджета и полностью передать эти функции специализированным агентствам, страховым компаниям и банкам с государственным участием[153].
Фактически механизм предоставления финансовой поддержки предприятиям стал изменяться уже в 2001 году, когда вместо прямого выделения средств на эти цели был определен порядок возмещения в виде субсидий из федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях[154]. Этому процессу способствовала и ситуация на денежном рынке – излишек ликвидности коммерческих банков.
Размер субсидий на возмещение процентных разниц определялся исходя из ставки рефинансирования на дату получения кредита. Предприятиям топливно-энергетического комплекса такие субсидии предоставлялись в размер 2/3 ставки рефинансирования[155] организациям легкой, текстильной и лесной промышленности – 1/2 ставки рефинансирования[156]. Сельское хозяйство получило в 2001 году денежные субсидии из федерального бюджета на поддержку племенного животноводства, северного оленеводства, овцеводства, элитное семеноводство, производство льна и конопли[157].
В 2002–2003 гг. порядок бюджетного субсидирования процентных ставок был сохранен на тех же условиях, что и 2001 году[158]. В 2003 г. за счет федерального бюджета также было предоставлено налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек по уплате федеральных налогов и сборов в пределах финансового года в сумме не более 1,7 млрд. рублей[159].
За последние годы механизм финансовой поддержки предприятий в России существенно изменен, вместо выделения бюджетных средств перешли к банковскому кредитованию с субсидированием процентных ставок, причем эти изменения затронули не только федеральный, но и региональный уровень бюджетной системы.
Правительство Москвы также ежегодно оказывает финансовую помощь ряду промышленных предприятий города в виде компенсации затрат по привлекаемому банковскому кредиту (преимущественно на инвестиционные цели) в размере не более 1/2 ставки рефинансирования[160].
Таким образом, субсидирование процентных ставок за счет средств бюджетов по банковским кредитам, получаемым предприятиями, на сегодня является наиболее эффективной формой государственной краткосрочной финансовой их поддержки, которая, с одной стороны, повышает заинтересованность банков в кредитовании реального сектора экономики, а с другой стороны, повышает эффективность использования заемных средств и ответственность заемщиков за их возврат.
Заключение
Финансовому менеджеру необходимо решать множество разнообразных задач, связанных с использованием заемных средств, которые можно ранжировать по степени конкретизации (общие и частные), по временному признаку (долгосрочные и требующие оперативного решения). Условно эти задачи можно разделить на политические, стратегические и тактические. Такое ранжирование задач по уровням финансового менеджмента в направлении от общего – к частному, от долгосрочных задач к оперативным, способствует улучшению организации финансового менеджмента в части использования заемных средств, позволяет белее четко увидеть ориентиры деятельности, упорядочить приемы и инструментарий кредитной политики.
Если говорить коротко, то кредитная политика – это система мер и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием кредитов, предоставляемых компанией или банком. Кредитная политика компании в числе прочего может включать в себя систему правил по выстраиванию отношений с заказчиками, куда входит и процедура взыскания задолженности.
Общая линия поведения фирмы в отношении привлечения заемного капитала, т. е., в сущности, модель управления оборотным капиталом, определяется ее политикой заимствований и зависит от ряда объективных причин:
- масштабы деятельности: кредиторы по-разному относятся к крупным и мелким заемщикам, мелкий бизнес менее устойчив, крупные предприятия боле инертны, но у них более весомый собственный капитал;
- этап жизненного цикла фирмы: как правило, на этапе становления трудно найти кредиторов, при налаженном стабильном бизнесе – проще;
- отраслевые особенности структуры издержек, определяющие силу операционного рычага и риск заемщика;
- длительность производственно-финансового цикла и скорость оборота капитала: наиболее привлекательны для кредиторов предприятия с быстрым оборотом капитала и равномерным поступлением выручки;
- сезонность, дискреционность расходов (одномоментные или постоянно осуществляемые).
Политика заимствований должна быть относительно стабильной, так как большинство из вышеперечисленных факторов практически неизменны в краткосрочном периоде или могут меняться незначительно. Изменение масштаба деятельности, переход предприятия на очередную стадию жизненного цикла потребуют изменения политики в области привлечения кредитных источников. Определение степени участия заемного капитала в финансировании текущей деятельности фирмы должно производиться на основе прогнозирования рисков заемщика, учета интересов собственников, акционеров. Фирма должна определить насколько широко она будет привлекать заемные источники финансирования, не выходя за границы допустимого риска.
Кредитная стратегия и тактика призваны конкретизировать кредитную политику организации и в конечном счете обеспечить наибольший эффект финансового рычага и эффективность использования заемных средств.
Положения кредитной политики компании могут быть отражены в объемном труде, содержащем подробные инструкции. Многое зависит от корпоративной культуры фирмы предприятия.
Но в любом случае кредитная политика должна включать в себя:
- продуманную работу с клиентом: правила сегментирования типов заказчиков и правила работы с каждым сегментом;
- распределение внутри компании работ по взаимодействию с должниками;
- процедуру взыскания долгов внутренними силами;
- описание ситуаций, при которых долг передается для взыскания коллекторскому агентству;
- описание ситуаций, при которых на должника подают в суд.
Эта система обязательно должна быть зафиксирована на бумаге. Понятно, что у каждой компании и у каждого человека есть какие-то внутренние ощущения, ориентируясь на которые они решают, можно давать в долг данному человеку либо компании или нельзя. Вопрос в том, являются ли эти ощущения только внутренними или же они прописаны и понимаются всеми сотрудниками компании одинаково, есть ли четкие инструкции для каждого из работников компании и для каждой возможной ситуации.
Продумайте кредитную политику вашей компании. Любые ваши действия должны быть направлены на развитие бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.);
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп.).
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп.).
Федеральный закон РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп.).
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 (с изм. и доп.).
Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ (с изм. и доп.).
Федеральный закон РФ "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 №164-ФЗ (с изм. и доп.).
Федеральный закон РФ "О кредитных историях" от 30.12.2004 №218-ФЗ (с изм. и доп.).
Федеральный закон РФ "Об инвестиционной деятельности Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.).
Федеральный закон РФ «О кредитных историях» от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ (с изм. и доп.)
Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (с изм. и доп.)
Федеральный закон РФ «О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА о Международном Финансовом лизинге» от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ.
Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изм. и доп.).
Федеральный закон РФ «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности» от
24 апреля 1995 г. № 46-ФЗ и распоряжение Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 1031-р (с изм. и доп.).
Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп)
Федеральный закон РФ от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофининсовых организациях».
Федеральный закон РФ «О Банке Развития» от17.5.2007 №82-ФЗ (с изм. и доп.).
Закон РФ «О залоге» от 29 мая 1992 г. № 2872-1 (с изм. и доп.)
Закон г. Москвы "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в г. Москве" от 26 ноября 2008 г. №60
Положение ЦБ РФ «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной задолженности и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г. № 254-П (с изм. и доп.).
Приказ Минфина № 10н и ФКЦБ №03-6/ПЗ «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» от 29 января 2003 г.
Приказ Минфина РФ «Об утверждении положении по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01» от 2 августа 2001 № 60-н (с изм. и доп.)
Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» от 6 мая 1999 г. № 32н (с изм. и доп.)
Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» от 6 мая 1999 г. № 33н. (с изм. и доп.)
Инструкция Банка России «Об обязательных нормативах банков» от 16 января 2004, № 110-И (с изм. и доп.).
Письмо ЦБ РФ «По вопросам применения Положения Банка России № 254-П» от 21 декабря 2004 г. № 04-15-1/5427
Указание Банка России «О размере ставки рефинансирования Банка России» от 23 декабря 2011 г. № 2758-У.
Бюджетные послания Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на ХХХХ год».
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477)
Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Утв. Минэкономики РФ 16.04.1996.
Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. (Оттава, 28мая 1988 г.)
Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (Оттава, 28 мая 1988 г.)
Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, изданные Международной Торговой Палатой.
Книги, монографии и учебные пособия:
Анализ отчетности. – М. : Инфра-М, 1996, с. 275 – 278.
Брюк Р., Калинкин Е., Виане Ж., Десхулместер Д. Малый бизнес выход из экстремальных ситуаций.- М.: Экономика, 2001.
Гавриленко А. А. Воздействие кредитно-банковской сферы на формирование инвестиционного капитала предприятия – Диссертация – М. : ГОУ ДПО ГАСИС 2006 г.
Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. - 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Финансы и статистика, 2000.
Массон Ж. Кредитование. – пер с англ. / Под ред. М. А. Гольцберга. Л. М. Хасан-бек – Киев. 1994.
Мишкин Ф. С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансового рынка. – М. : Аспект – Пресс 1999.
Молчанов А. Н., Ключников И. К. Кредитный механизм транснациональных корпораций. – М. : Финансы и статистика, 1986.
Морсман Э. Кредитный департамент банка. Организация кредитования юридических лиц. – М.: Альпина, 2003.
Невская М.А., Сибинеев К.В. Малое предпринимательство: Взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами. – М.: Дашков и К, 2009.
Ольхова Р. Г., Сахарова М. О., Соколинская Н. Э. Банк и контроль: – М. : Финансы и статистика, 1995.
Пещанская И. В. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, Москва – 2004 (Краткосрочный кредит: теория, методология, практика).
Пещанская И. В. Рынок, информация, информатизация. – М., 1999. С. 15–25.
Словарь современной экономической теории Макмиллана. – М. : Инфра-М, 1997.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. // Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.1. – М., 1991.
Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс. – СПБ, 1995.
Периодическая литература:
Афанасьев М. Привлечение финансирования с помощью национальных экспортных кредитных агентств // Финансовый директор – 2005 – № 12.
Багиров М., Гиндуллин Ш. Факторинг – финансирование продаж. // Финансовый директор – 2003 – № 1.
Выход на рынок корпоративных облигаций: возможные проблемы. // Финансовый директор – 2004 – № 6.
Горемыкин В. А. Договор финансового лизинга.// Финансовый менеджмент, 2002 г., № 4.
Држик Й., Строте Г. Кредитное ценообразование в неэффективных сегментах рынка. // Финансист. 1998 г.. № 3.
Загорий Г. В. О методах оценки кредитного риска. // Деньги и кредит. 1997. № 6. С. 31–34, дополненная авторами.
Зайцев Н. В. Оперативный анализ прибыльности операций банка с отдельными клиентами. // Деньги и кредит. 2000 г. № 9.
Игнатова И. Л. Дом, который построил фактор // Банковское кредитование. – 2006 – № 2.
Кредитно-историческая несправедливость. // Популярные финансы. – 2007. – № 6.
Крупнов Ю. С. О некоторых тенденциях развития коммерческого кредита // Деньги и кредит. 1997. № 3.
Макеев А. Коммерческие бумаги: вексель или облигация? // Рынок ценных бумаг. 2003. № 7. С. 23.
Ослунд А. «Рентоориентированное поведение» в российской переходной экономике. // Вопросы экономики. 1996. № 8.
Петров Ю., Пиорунский Д. Вексельное обращение: практика без теории. // Российский экономический журнал. 2000 г. № 3.
Рекомендации по управлению дебиторской задолженностью // Финансовый директор – 2004 – № 1.
Слепов В. А., Громова Е. К., О взаимосвязи финансовой политики, стратегии и тактики // Финансы, 2000 г., № 8.
Чернов В. Анализ финансово-кредитных операций на основе составляющих эффекта финансового рычага // Финансовая газета, 1999. № 44, с. 11.
Интернет-источники:
http://Bishelp.ru. – Интернет портал «Помощь бизнесу»
http://fs-credit.mbm.ru/ - Официальный сайт Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы
http://www.aup.ru/books/m71/4_6.htm - Стратегии бизнеса. Финансово-инвестиционная стратегия предприятия.
http://www.auver.ru – Официальный сайт Ассоциации участников вексельного рынка
http://www.buhnews.ru/calculation/September07/1188888722.html - Четыре сюжета о неустойке
http://www.cbonds.ru – Официальный сайт информационного агентства «Cbonds»
http://www.cfin.ru/investor/funds_raising.shtml - Привлечение финансирования с помощью НЭКА
http://www.ebrd.com/ru.shtml - Официальный сайт Европейского банка реконструкции и развития
http://www.fd.ru/ - Журнал «Финансовый директор»
http://www.finansy.ru/publ/bank/010markov.htm - Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы
http://www.forest.ru/rus/publications/inspector/27.html - Основы фандрайзинга
http://www.ipocongress.ru/rus/analytics/articles/id/3999/&print=true - Как сэкономить 1,5% годовых, занимая деньги за границей.
http://www.iteam.ru/publications/finances/section_30/article_2872 - Создание системы управления дебиторской задолженностью
http://www.kpmg.ru/ - Официальный сайт Ассоциации KPMG International Cooperative ("KPMG International")
http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness/340-mikrofinansirovanie-malogo-biznesa.html - Микрофинансирование малого бизнеса
http://www.microcredit.ru/ - Официальный сайт Фонда поддержки малого бизнеса при Европейском банке реконструкции и развития
http://www.ndc.ru/ - Официальный сайт Национального депозитарного центра
http://www.nrbf.ru/wmc/articles_100505.htm - Инвестиционный проект, разработка финансовой стратегии, управление бизнесом, привлечение кредита, финансирования // Финематика.
http://www.rosbr.ru/ - Официальный сайт ОАО «Российский Банк Развития»
http://www.sbrf.ru – Официальный сайт Сбербанка России
http://www.syktsu.ru/ - Официальный сайт Сыктывкарского государственного университета
http://www.ukcredit.ru/venture_business_ru/index_insurance_premium_rates.htm
Учебное издание
СИЗОВА Дарина Александровна
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ
Учебно-методическое пособие
для дистанционной формы обучения
Печатается в авторской редакции
Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1.
Уч.-изд. л. . Тираж . Заказ .
ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова».
117997, Москва, Стремянный пер., 36.
Напечатано в ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова».
| |||
|
[1] Слепов В. А., Громова Е. К., О взаимосвязи финансовой политики, стратегии и тактики // Финансы, 2000 г., № 8, С. 50.
[2] Гавриленко А. А. Воздействие кредитно-банковской сферы на формирование инвестиционного капитала предприятия – Диссертация – М. : ГОУ ДПО ГАСИС 2006 г.
[3] Пещанская И. В. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, Москва – 2004 (Краткосрочный кредит: теория, методология, практика).
[4] http://www.econom.mslu.ru/index.php?option=content&task=view&id=318&Itemid=48
[5] http://www.aup.ru/books/m71/4_6.htm
[6] Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М. : Инфра-М, 1996, с. 275 – 278.
[7] Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М. : Инфра-М, 1996, с. 276.
[8] Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М. : Инфра-М, 1996, с. 277
[9] Исследователи отмечают, что в США, Великобритании, Германии, Японии, Канаде акции не являются самым важным источником финансирования для фирм, просто о них больше сообщается информации. В 1970–1985 гг. акции давали только 2,1% всех внешних источников финансирования американских фирм.
[10] Мишкин Ф. С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансового рынка. – М. : Аспект – Пресс 1999, с. 216 – 218.
[11] Чернов В. Анализ финансово-кредитных операций на основе составляющих эффекта финансового рычага // Финансовая газета, 1999. № 44, с. 11.
[12] Например, предприятие со слабым финансовым рычагом может позволить себе взять больший финансовый риск, иметь большее отношение обязательств к собственному капиталу. Фирма с сильным операционным рычагом, наоборот, должна ограничить привлечение заемных средств для ограничения риска.
[13] Составлено по материалам нормативных документов Банка России.
[14] Инструкция Банка России «Об обязательных нормативах банков» от 16 января 2004 г. № 110-И (с изм. и доп.).
[15] Положение ЦБ РФ «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной задолженности и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г. № 254-П (с изм. и доп.).
[16] Положение ЦБ РФ «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной задолженности и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г. № 254-П (с изм. и доп.).
[17] Положение ЦБ РФ «О порядке формирования кредитными организациями
резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной задолженности и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г. № 254-П (с изм. и доп.).
[18] При определении резерва не учитываются суммы дебиторской задолженности, не истребованной предприятием в установленном порядке. В ходе инвентаризации дебиторской задолженности выявляются все покупатели, которые не рассчитались за отгруженные (предоставленные) товары, работы, услуги, и все поставщики (подрядчики), которые не отгрузили продукцию (не выполнили работы, не оказали услуги), в счет уже полученных ими средств. Оценка дебиторской задолженности состоит в том, отнесена ли она к сомнительной или нет. Для оценки руководствуются условиями договора, регламентирующими порядок расчета сторон, а также данными о платежеспособности должника.
[19] Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М. : Инфра-М, 1996. С. 275–278.
[20] http://www.ukcredit.ru/venture_business_ru/index_insurance_premium_rates.htm
[21] Ольхова Р. Г., Сахарова М. О., Соколинская Н. Э. Банк и контроль: – М. : Финансы и статистика, 1995. С.12.
[22] Каждый банк создает собственную методику оценки кредитоспособности клиента. Однако многие из них либо соблюдаются формально, либо являются недостаточно грамотными с точки зрения эффективности и направленности на положительный результат каждой кредитной сделки.
[23] Загорий Г. В. О методах оценки кредитного риска. // Деньги и кредит. 1997.
№ 6. С. 31–34, дополненная авторами.
[24] Пещанская И. В. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, Москва – 2004 (Краткосрочный кредит: теория, методология, практика).
[25] Рынок ценных бумаг. 1999 г. № 16. С. 37.
[26] Приказ Минфина № 10н и ФКЦБ №03-6/ПЗ «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» от 29 января 2003 г.
[27] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп.).
[28] Пещанская И. В. Рынок, информация, информатизация. – М., 1999. С. 15–25.
[29] Пещанская И. В. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, Москва – 2004 г. (Краткосрочный кредит: теория, методология, практика)
[30] Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс. // Теория фирмы. – СПБ, 1995. С. 320–325.
[31] Федеральный закон РФ «О кредитных историях» от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ (с изм. и доп.)
[32] http://www.finansy.ru/publ/bank/010markov.htm
[33] Кредитно-историческая несправедливость. // Популярные финансы. – 2007. –
№ 6, с. 61
[34] Примечание: Предоставление данных о неплатежах абонентов мобильной связи законом не предусмотрено…
[35] Примечание: В законе «О кредитных историях» сказано, что «источник формирования кредитной истории предоставляет информацию в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика».
[36] Составлено автором: Сизовой Д. А.
[37] Согласно законодательству, заемщик имеет право ознакомиться со своей кредитной историей раз в год бесплатно, а все последующие разы – в соответствии с ценами на услуги того кредитного бюро, в котором находится его кредитная история. Узнать, в какое кредитное бюро банк направляет информацию о Вас можно или непосредственно в банке или по запросу в Центральный каталог кредитных историй.
[38] Закон РФ «О залоге» от 29 мая 1992 г. № 2872-1 (с изм. и доп.)
[39] Массон Ж. Кредитование. – пер с англ. / под ред. М. А. Гольцберга. Л. М. Хасан-бек – Киев. 1994. С. 128.
[40] http://ubtc.kharkov.ua/?page=reviews.php&review_date=2002-10-08,
http://www.uabanker.net/dayly/2001/03/032801_1000.shtml
[41] Письмо ЦБ РФ «По вопросам применения Положения Банка России № 254-П» от 21 декабря 2004 г. № 04-15-1/5427
[42] п. 3 информационного письма Президиума ВАС от 14 июля 1997 г. № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 ГК РФ»
[43] http://www.buhnews.ru/calculation/September07/1188888722.html
[44] Положение ЦБ РФ «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» от 20 марта 2006 г. № 283-П (с изм. и доп.)
[45] http://www.cfin.ru/investor/funds_raising.shtml
[46] Существует возможность получить рассрочку оплаты на срок кредитования
(на 85% от суммы комиссии НЭКА) и оплачивать ее равными частями вместе с погашением основной суммы кредита. Если перевести все комиссии в проценты годовых, итоговая ставка по кредиту в среднем составит 7,5–8% годовых.
[47] Euro Interbank Offered Rate – межбанковская ставка предложения) – средняя процентная ставка, по которой один первоклассный банк предоставляет межбанковские срочные (от одной недели) кредиты в евро другому первоклассному банку в пределах еврозоны
[48] Афанасьев М. Привлечение финансирования с помощью национальных экспортных кредитных агентств // Финансовый директор – 2005 – № 12.
[49] Афанасьев М. Привлечение финансирования с помощью национальных экспортных кредитных агентств // Финансовый директор – 2005 – № 12.
[50] Самостоятельный договор коммерческого кредита возможен, но на практике очень редко применяется.
[51] Словарь современной экономической теории Макмиллана. – М. : Инфра-М, 1997. С. 497.
[52] Пещанская И. В. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, Москва – 2004 г. (Краткосрочный кредит: теория, методология, практика)
[53] Крупнов Ю. С. О некоторых тенденциях развития коммерческого кредита // Деньги и кредит. 1997. № 3.
[54] Молчанов А. Н., Ключников И. К. Кредитный механизм транснациональных корпораций. – М. : Финансы и статистика, 1986. С. 62.
[55] Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (с изм. и доп.)
[56] С 26 декабря 2011 г. ставка рефинансирования равна 8% // Указание Банка России «О размере ставки рефинансирования Банка России» от 23 декабря 2011 г. № 2758-У.
[57] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.), ст.395
[58] http://www.legislature.ru/monitor/economics/70443-3.html
[59] http://www.uralinfo.ru/COMPANY/SSBSS/bank/str012.htm
[60] http://www.lbc.org.ru/htdocs/lbc/mckredit/obzor.htm
[61] http://www.kredit-resurs.ru/lombard_alt.html
[62] http://www.forest.ru/rus/publications/inspector/27.html
[63] Бизнес-план для привлечения инвестора. Его главная задача – заинтересовать инвестора и заставить его ознакомиться с проектом подробнее, убедить инвестора в выгодности вложений в представляемый инвестиционный проект. Как правило, объем плана – 8–9 листов, это краткое резюме проекта. В нем должны быть представлены только цели, результаты проведенного исследования рынка, суть проекта, требуемые и имеющиеся ресурсы, предполагаемые результаты о его реализации, основные показатели и краткие выводы.
Бизнес-план для получения кредита в банке. Чаще всего, это обязательное условие банка. Бизнес-план для получения кредита в банке отличается от бизнес-плана для инвестора несколькими моментами. Он должен:
– показать потребность предприятия в финансировании в определенный момент и на точно определенный срок;
– доказать выгодность для проведения использования заемных оборотных средств;
– показать банку или другому кредитору высокий уровень платежеспособности предприятия, а значит, возможность погасить кредит и проценты за его использование. Банк, как правило, не будет интересоваться деталями бизнес-плана, не имеющими прямого отношения к платежеспособности и уровню ликвидности предприятия. Его заинтересует в первую очередь наличие у предприятия серьезного залога или поручителя.
[64] Swot – анализ сильных и слабых сторон проекта, возможностей угроз со стороны конкурентов и других сторон, нужен для формирования стратегии проекта.
[65] UNIDO – комитет по промышленному развитию при ООН, занимается разработкой стратегий развития для развивающихся стран. Один из результатов
деятельности – руководство по подготовке инвестиционных проектов (Методика UNIDO). На методику ЮНИДО ссылаются все ведущие консультанты в России. Из этого объемного труда, содержащиеся рекомендации по подготовке проектных документов на прединвестиционной и инвестиционной фазах проекта, обычно используют лишь информацию о показателях эффективности проекта (NPV (чистый приведенный доход), IRR (внутренняя норма рентабельности),
PI (индекс прибыльности) и т. д.).
[66] Cash-Flow (Кэш Фло) – план движения денежных средств, другими словами, смета доходов и расходов проекта. Его рассчитывают как с учетом и схемы финансирования, так и без нее. В последнем случае в плане движения денежных средств на начальном этапе баланс наличности (самая последняя строка таблицы плана) может иметь отрицательное значение.
[67] Например, если торговая фирма планирует заключить несколько краткосрочных контрактов, в которых поставка и оплата продукции контрагентам происходят одновременно. В подобных ситуациях возобновляемая кредитная линия – средство от головной боли для руководителя.
[68] http://www.sbrf.ru/ruswin/credit/crdjur4.htm
[69] http://www.sbrf.ru/ruswin/credit/crdjur6.htm
[70] Тратта– это краткосрочный вексель (выдаваемый на 2–3 месяца), который содержит в себе предложение его владельца, обращенное к должнику, об уплате оговоренной суммы третьему лицу (ремитенту). Это осуществляется с помощью специальной передаточной надписи – индоссамента, выполняющей также гарантийные функции. Наиболее надежными векселями считаются банковские тратты.
[71] На российском рынке распространяется значительное число программных комплексов, предназначенных для использования на стадии прединвестиционных исследований. Выбор придется делать в основном из программ российского производителя, либо адаптированных и переведенных на русский язык иностранных, которых еще меньше. В соответствии с их назначением наиболее популярными программными комплексами являются следующие: Comfar, Prospin, «Альт-инвест», «ТЭО-Инвест», «Инвестпроект», ПК Аналитик Project Expert, R 3 (SAP AG), Triton (Baan), «ИНЭК-аналитик».
Детально планирование инвестиционного процесса на предприятии может быть проведено с помощью программных продуктов: Artemis Views (Artemis International), Power Project Professional (Asta Development), Micro Planner X-Pert (Micro Planner Software), PERTMASTER (Project Planner Software), MS Project (Microsoft), Time Line (Time Line Solutions), Spider Project (Spider Technologies), Sure Trak Project Manager 1.5 (Primavera), Project Planner (Primavera).
Самые известные программы для составления бизнес-плана это – Project Expert и Альт-Инвест от отечественного производителя. Подробную информацию о них можно поискать на сайтах компаний-производителей.
[72] Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе (Женевская конвенция) от 7 июня 1930 г.; Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 № 48-ФЗ.
[73] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. // Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.1. – М., 1991. С. 337.
[74] В России расчеты векселями составляли в августе 2003 г. 4,6% всего объема расчетов крупнейших налогоплательщиков и организаций-монополистов против 6,2% в августе 2002 г.
[75] Домицилянт – банк оплачивает вексель лишь в том случае, если плательщик внес ему раньше вексельную сумму, или если клиент имеет у него на своем расчетном счете достаточную сумму. Таким образом, исключается риск банка-плательщика.
[76] Крупнов Ю. С. О некоторых тенденциях развития коммерческого кредита. // Деньги и кредит. 1997. № 3. С. 62.
[77] http://www.cbonds.ru/catalogue_etmit/veksel/
[78] Составлено по материалам сайта http://www.cbonds.ru/catalogue_etmit/veksel/
[79] http://www.cbonds.ru/catalogue_etmit/veksel/
[80] http://www.auver.ru/OFFICE/MAIN/conc.b
[81] АУВЕР разработаны и применяются стандарты вексельного обращения, позволяющие сделать вексельный рынок более прозрачным и обозримым для его участников – это стандарт о порядке раскрытия информации о фактах выдачи векселей, о фактах неплатежа по векселям, неакцепта векселей, а также о фактах утраты, хищения и блокирования векселей; стандарт выдачи и погашения векселей; стандарт передачи векселей; стандарт «Методические рекомендации по экспертизе векселей»; стандарт внутреннего учета и документооборота.
[82] http://www.ndc.ru/pw/allpub/kasyanov/rspp.htm
[83] http://rrm/rea/ru//risk/nsf/
[84] http://www.cbonds.ru/catalogue_inv/cbonds/
[85] Основные российские андеррайтеры это МДМ-банк, Доверительный и инвестиционынй банк, Альфа-банк, Росбанк, «Раффайзен банк Австрия», ИК «Тройка Диалог» ИК «Русские фонды». Для размещения облигационного займа необходимы услуги ряда финансовых посредников (табл. 27).
[86] Составлено по: Справочник эмитента корпоративных облигаций // http://www.cbonds.ru/catalogue_inv/cbonds/
[87] Сделки репо подразумевают продажу какого-либо имущества с последующим его обратным выкупом. При этом покупатель и продавец заранее договариваются, когда и по какой цене пройдет вторая часть операции. На фондовом рынке объектами «репования» чаще всего становятся акции и облигации (государственные и корпоративные). При продаже пакет обычно стоит дешевле, чем во время выкупа, т. е. продавец как бы получает денежный кредит под залог ценных бумаг, а затем возвращает его покупателю с процентами. Возможен и противоположный вариант, когда доход достается владельцу акций или облигаций – в этом случае он выступает кредитором.
[88] http://www.zerich.ru/invest/services/?fire=10&URL=op_repo.html
[89] В России нет общепринятых рейтингов долговых обязательств, а потому используются рейтинги международных агентств – Standart&Poors, Fitch IBCA, Thomson Finansian BankWatch, Moodys.
[90] Макеев А. Коммерческие бумаги: вексель или облигация? // Рынок ценных бумаг. 2003. № 7. С. 23.
[91] Содержание векселя точно установлено законом и другие условия считаются ненаписанными; явка в нотариальное учреждение для засвидетельствования подписи не требуется
[92] Российское законодательство устанавливает ряд ограничений на выпуск облигаций. Так, номинальная стоимость всех выпущенных АО или ООО облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций.
[93] Петров Ю., Пиорунский Д. Вексельное обращение: практика без теории. // Российский экономический журнал. 2000 г. № 3.
[94] http://www.auver.ru/OFFICE/STANDART/stand_vek_prog.b
[95] Облигационные займы уже разместили ОАО Газпром, ОАО ТНК, ЗАО АЛРОСА, ОАО Лукойл, ОАО ММК (Магнитогорский металлургический комбинат). При определенных условиях (отмена налога на операции с ценными бумагами и упрощение процедуры регистрации краткосрочных облигаций) через некоторое время вексельные программы уступят место облигационным займам.
[96] http://www.fd.ru/article/12281.html
[97] Если компания планирует размещение на западных биржах или привлечение иностранных инвестиций, то аудиторскую и юридическую фирмы рекомендуется выбирать из числа западных консультантов.
[98] http://www.fd.ru/article/12281.html
[99] Выход на рынок корпоративных облигаций: возможные проблемы. // Финансовый директор – 2004 – № 6, с. 18.
[100] Сюда включается наличие потребности в финансировании, существование и давность отчетности по МСФО или ГААП США, завершение реструктуризации и т. д.
[101] http://www.fd.ru/article/12281.html
[102] http://www.nrbf.ru/wmc/articles_100505.htm
[103] Федеральный закон «О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА о Международном Финансовом лизинге» от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ.
[104] Горемыкин В. А. Договор финансового лизинга.// Финансовый менеджмент, 2002 г., № 4.
[105] http://www.iteam.ru/publications/finances/section_30/article_2872
[106] Рекомендации по управлению дебиторской задолженностью // Финансовый директор – 2004 – № 1.
[107] При изменении целей компании, ее стратегии, рыночных условий и других значимых факторов кредитную политику необходимо пересматривать.
[108] UNIDROIT – Международный институт по унификации частного права (International Institute for the unification of private low) – организация, провозглашающая принципы международных договоров.
[109] Банки и небанковские кредитные организации имеют право осуществлять эти операции на основании Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990 № 395-1 (с изм. и доп.)
[110] Багиров М., Гиндуллин Ш. Факторинг – финансирование продаж. // Финансовый директор – 2003 – № 1.
[111] Фактором называется факторинговая компания или банк, предоставляющий факторинговые услуги.
[112] Существуют и другие виды факторинга.
[113] Багиров М., Гиндуллин Ш. Факторинг – финансирование продаж. // Финансовый директор – 2003 – № 1.
[114] Игнатова И. Л. Дом, который построил фактор // Банковское кредитование – 2006 – № 2.
[115] http://www.syktsu.ru/vestnik/2005/2005-3/18.htm
[116] Некоторые российские крупные банки до кризиса 1998 г. оказывали услуги по форфейтингу, правда, в усеченном виде и на короткие сроки. Затем исчезли и банки, и подобные операции. Несмотря на то, что законодательством РФ совершение форфейтинговых операций не запрещается, в настоящее время он фактически не проводится.
[117] Аккредитив, как известно, – это расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывной аккредитив является твердым обязательством банка – эмитента произвести платежи по предъявлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдение всех его условий.
[118] Аваль – поручительство по векселю, сделанное лицом в виде особо гарантийной записи или отдельного документа. Совершившее его лицо (авалист) принимает ответственность за выполнение обязательств любым из обязанных по векселю лиц – акцептантом, векселедателем, индоссантом.
[119] http://www.kpmg.ru/detail.thtml/ru/services/advisory/fas/corporate/financing/secur/
[120] http://www.ipocongress.ru/rus/analytics/articles/id/3999/&print=true
[121] http://www.ipocongress.ru/rus/analytics/articles/id/3999/&print=true
[122] По данным голландского банка ABN AMRO, за первые 7 месяцев 2006 г. объем сделок по секьюритизации активов в странах CEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка) составил EUR4,1 млрд. Всего в Европе за этот период осуществлены сделки на EUR181,1 млрд. Выпуск бумаг под залог активов полным ходом идет и в России: по данным агентства Moody's, в
2006 году в РФ объемы выпуска секьюритизированных бумаг увеличились в 17,5 раз (с $198 млн. до $3,46 млрд.)
[123] По данным Baker & McKenzie (Москва)
[124] Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изм. и доп.).
[125] Составлено автором: Сизовой Д. А.
[126] Составлено автором: Сизовой Д. А.
[127] Брюк Р., Калинкин Е., Виане Ж., Десхулместер Д. Малый бизнес выход из экстремальных ситуаций.- М.: Экономика, 2001.- с. 96.
[128] По данным Росстата и ФНС России.
[129] По данным Росстата и ФНС России.
[130] http://www.rosbr.ru/
[131] С 26 декабря 2011 г. ставка рефинансирования равна 8% // Указание Банка России «О размере ставки рефинансирования Банка России» от 23 декабря 2011 г. № 2758-У.
[132] http://www.microcredit.ru/content/vidifinansirovaniya/
[133] http://www.ebrd.uz/ru/
[134] http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness/340-mikrofinansirovanie-malogo-biznesa.html
[135] http://fs-credit.mbm.ru/default1.aspx?s=0&p=106
(по состоянию на 1 сентября 2010 г.)
[136] Bishelp.ru.
[137] Приказ Минфина РФ «Об утверждении положении по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01» от 2 августа 2001 № 60-н (с изм. и доп.)
[138] Зайцев Н. В. Оперативный анализ прибыльности операций банка с отдельными клиентами. // Деньги и кредит. 2000 г. № 9.
[139] Држик Й., Строте Г. Кредитное ценообразование в неэффективных сегментах рынка. // Финансист. 1998 г.. № 3.
[140] Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» от 6 мая 1999 г. № 32н (с изм. и доп.)
[141] Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» от 6 мая 1999 г. № 33н. (с изм. и доп.)
[142] Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 введенное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н (с изм. и доп.)
[143] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г.
№ 117-ФЗ (с изм. и доп.) глава 25.
[144] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000
№ 117-ФЗ (с изм. и доп.), ст. 282
[145] Ст.73 закона «О Федеральном бюджете на 2003 год» от 24 12 2002 г. № 176 -ФЗ
[146] Так, в 1995 г. с корреспондентских счетов банков в безакцептном порядке были списаны суммы бюджетных кредитов, предоставленных ранее за счет централизованных кредитных ресурсов и невозвращенных предприятиями. Взамен банки получили векселя Минфина со сроками обращения в течение 10 лет (начиная с
1 сентября 1995 г.) с уплатой 10% годовых и сроками погашения ежегодно равными долями в течение 8 лет (начиная с 1998 г. по 2005 г. включительно).
См. Федеральный закон «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности» от 24 апреля 1995 г. № 46-ФЗ и распоряжение Правительства РФ от
24 июля 1995 г. № 1031-р.
[147] Ослунд А. «Рентоориентированное поведение» в российской переходной экономике. // Вопросы экономики. 1996. № 8. С. 101–102.
[148] Ст.73 Закона «О Федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002 г.
№ 176 – ФЗ.
[149] Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам сроком от трех месяцев до одного года. Плата за налоговый кредит не взимается, если он предоставляется заинтересованному лицу по причине убытков от стихийных бедствий, технических катастроф и других обстоятельств непреодолимой силы, а также, если имеет место его недофинансирование из соответствующего бюджета.
[150] Федеральный закон «О федеральном бюджете РФ на 2000 г.» от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ.
[151] Порядок формирования, использования и возврата средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях в 2000 г., утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 264.
[152] Положение о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной и платной основе предприятиям и организациям лесной промышленности для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива (утверждено Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1999 г. № 552); Положение о финансировании на возвратной и платной основе расходов предприятий и организаций легкой и текстильной промышленности на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения (утверждено Постановлением Правительства РФ от
20 мая 1999 г. № 552).
[153] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год».
[154] Федеральный закон «О федеральном бюджете РФ на 2001 г.» от 27 декабря 2000 г. № 156-ФЗ.
[155] Правила возмещения в 2001 г. из федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями топливно-энергетического комплекса в российских кредитных организациях, утвержденные постановлением Правительства от 23июня 2001 г. № 481.
[156] Правила возмещения в 2001 г. из федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным организациями легкой, текстильной и лесной промышленности в российских кредитных организациях, утвержденные постановлением Правительства от 22 августа 2001 г. № 616.
[157] Порядок предоставления в 2001 г. субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2001 г. № 272
[158] Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 г.» от 30 декабря 2001 г.
№ 194-ФЗ, статья 73, Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 г.» от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, статья 68.
[159] Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 г.» от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, статья 69.
[160] Протокол заседания объединенной коллегии по промышленной политике Правительства г. Москвы от 12 сентября 2002 г. № 75.