Тема 13. Компенсационные выплаты, субсидии.

Понятие компенсационных выплат, понятие субсидий.

Компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми в возрасте до трех лет: субъекты, имеющие право на них; условия и размеры выплат.

Характеристика отдельных видов компенсаций. Компенсационные выплаты за время академического отпуска (лица, имеющие право на них; порядок назначения; размер выплат). Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел: порядок и условия назначения, размеры выплат. Компенсационные выплаты женам лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы.

Порядок назначения компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Правовые основания, порядок назначения и условия для установления компенсаций вынужденным переселенцам (цель данных выплат; органы, устанавливающие данные выплаты; документы, предъявляемые для их назначения; размер компенсации).

Иные компенсации по системе социального обеспечения: лицам, подвергшимся политическим репрессиям; гражданам, занятым на работах с химическим оружием; судьям после ухода их в отставку на приобретение проездных документов; гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф; безработным гражданам в целях компенсации затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность.

Компенсация расходов по оплате стоимости проезда пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (условия, форма компенсации, порядок назначения).

Компенсации расходов на оплату пользования телефоном: граждане, имеющие право на такую компенсацию; порядок назначения.

Случаи прекращения выплаты компенсаций.

Жилищные субсидии, выделяемые на приобретение жилья, а также на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия назначения жилищных субсидий. Основания для назначения субсидий; лица, имеющие на них право; расчет размера субсидии.

Процесс изучения Темы 13 «Компенсационные выплаты, субсидии» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16, в результате чего студент должен:

- знать основы правового регулирования условий назначения различных компенсационных выплат и субсидий по системе социального обеспечения (ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16);

- уметь анализировать и применять действующее законодательство о компенсационных выплатах и субсидиях; юридические факты, с которыми связаны соответствующие социальные права (ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16);

- владеть различными видами толкования нормативных правовых актов, навыками работы с нормативными источниками (ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16).

Тема 14. Социальное обслуживание. Государственная социальная помощь. Льготы по системе социального обеспечения.

Основы правового регулирования социального обслуживания. Понятие и принципы социального обслуживания. Трудная жизненная ситуация как основание социального обслуживания. Случаи бесплатного социального обслуживания.

Права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Индивидуальная программа оказания социальных услуг. Договор на оказание социальных услуг.

Формы и виды социального обслуживания.

Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов.

Обеспечение инвалидов транспортными средствами. Протезно-ортопедическая помощь.

Правовое регулирование государственной социальной помощи. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о праве на государственную социальную помощь. Получатели государственной социальной помощи. Бедность как основание государственной социальной помощи. Критерии для признания гражданина малоимущим. Лица, имеющие право на государственную социальную помощь. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Федерации. Порядок расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина.

Размер государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь в связи с монетизацией льгот (в виде предоставления набора социальных услуг). Граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет федерального бюджета. Виды социальных услуг, предоставляемых инвалидам войны; участникам Великой Отечественной войны; ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» и другим федеральным льготникам.

Перечень региональных льготников и виды социальных льгот, предоставляемых им.

Отказ гражданина от набора социальных услуг полностью или частично.

Лекарственная помощь: понятие, виды.

Санаторно-курортное лечение: понятие; категории граждан, имеющих право на льготное санаторно-курортное лечение.

Льготы по системе социального обслуживания. Система социальных льгот. Социальные льготы для многодетных семей. Социальные льготы для инвалидов. Социальные льготы для ветеранов. Социальные льготы лицам, пострадавшим от воздействия радиации.

Ежемесячные денежные выплаты в связи с монетизацией льгот. Размеры ежемесячных денежных выплат.

Процесс изучения Темы 14 «Социальное обслуживание. Государственная социальная помощь. Льготы по системе социального обеспечения» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16, в результате чего студент должен:

- знать основы правового регулирования условий предоставления социальных услуг, льгот, государственной социальной помощи нуждающимся (в том числе малоимущим) (ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16);

- уметь анализировать и применять действующее законодательство (в том числе региональное), регламентирующее порядок предоставления социальных услуг, льгот и социальной помощи; юридические факты, с которыми связаны соответствующие социальные права (ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16);

- владеть различными видами толкования нормативных правовых актов, навыками работы с нормативными источниками (ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16).

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические занятия необходимы для контроля преподавателем уровня подготовленности студентов; закрепления изученного материала; развития умения и навыков подготовки докладов, сообщений; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссий, аргументации и защиты выдвигаемых положений.

Практическиезанятия могут быть различными по своему характеру в зависимости от тех конкретных целей, которые ставит пре­подаватель на данном этапе обучения. Можно выделить три основных типа:

а) теоретический семинар — познавательный. Он рассчитан на освоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы. Такая форма семинара может быть использована в самом начале изучения темы как способ первоначального ознакомления с основными категориями, с которыми придется иметь дело. Выяснение информированности и/или отношения студентов к определенному вопросу («мозговой штурм»).

б) практическое занятие – диспут. Занятие данного типа лучше всего проводить тогда, когда уже изучена тема или значительная ее часть по определенному крупному и достаточно дискуссионному вопросу. Его можно проводить в виде «круглого стола», где каждый высказывает свою позицию, с последующим подведением итогов. Также можно использовать некоторые элементы «деловой игры», в частности, разбить студентов по группам, каждая из которых должна отстаивать определенную позицию с необходимыми доказательствами. Можно выделить также и группу «экспертов», которые должны проанализировать выступления и сделать вывод о том, какую позицию лучше принять во внимание («Судебное заседание», «Истец-Ответчик»). Роль преподавателя здесь еще более значима, особенно в период подготовки такого практического занятия, где необходимо определить круг спорных проблем, соответственно подобрать литературу, дать определенные задания студентам (группам студентов) и т. п. В конце преподаватель должен подвести итоги и, главным образом, оценить проделанную студентами самостоятельную работу по подготовке к диспуту. Необходимо обращать внимание на корректность выступающих, прививать им навыки интеллигентности при обсуждении, уважение к другим точкам зрения.

в) теоретический семинар — итоговый. Его проведение возможно в конце изучения темы как подведение итогов. Организация такого семинара возможна в виде конференции или в ином виде. Цель семинара — лучше выявить знания студентов и оценить их. Если при подведении итогов студент показал хорошие знания, то эта оценка может быть учтена при проведении курсового зачета. Необходимо заранее нацелить на это студентов, что будет некоторым стимулом для их самостоятельной работы.

Также стоит помнить о важности и необходимости решения конкретных практических ситуаций (задач), т.к. в ходе решения и сопутствующего обсуждения рассматриваются теоретические основы, современная законодательная база, а также судебная практика по данному вопросу.

В целом при проведении практических занятий могут использоваться следующие интерактивные формы проведения семинара:

- «кейс-стади» - обучение с использованием конкретных ситуаций, применение моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе, выявление типовых задач и их трансформация в учебно-производственные задачи, применяемые для обучения и для оценки качества подготовки;

- «рефлексия» - диагностическая и развивающая технология, обеспечивающая активное восприятие учебного материала за счет самопознания, самооценки, самоанализа;

- «тренинговые технологии»: тренинг деловой коммуникации; тренинг коммуникативных умений;

- «метод диалогового общения»: дискуссия; спор; диалог;

- «мозговой штурм»;

- «метод моделирования конкретной ситуации».

Смотрите об этом МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по Праву социального обеспечения.

Раздел 1. Общая часть.

Тема 1. Предмет, метод, система права социального обеспечения (семинарское занятие) (4 часа).

Вопросы:

1. Понятие социального обеспечения.

2. Функции и организационно-правовые формы социального обеспечения.

3. Понятие права социального обеспечения. Особенности предмета права социального обеспечения.

4. Особенности метода права социального обеспечения.

5. Система права социального обеспечения.

6. Отличие права социального обеспечения от смежных отраслей права.

7. Право социального обеспечения как учебная дисциплина и как наука.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

2 часа - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия);

2 часа – Решение ситуационных задач.

Задачи к теме:

1) Бекарев был уволен по сокращению численности из ОАО «Кедр». Он обратился в территориальную службу занятости для поиска подходя­
щей работы. Относятся ли данные отношения к предмету права социального
обеспечения? Если да, то к какой организационно-правовой форме осуществле­ния социального обеспечения относятся данные отношения? На какие виды со­циального обеспечения имеет право Бекарев?

2) Козлов заключил трудовой договор с ГУП «Водоканал». Подлежит ли он
обязательному социальному страхованию? Какими нормативными правовыми
актами регулируется данный вопрос?

3) Адвокат Борило заболел туберкулезом. Обратился в территориаль­ный Фонд социального страхования для получения пособия по временной не­
трудоспособности. Инспектор ФСС не приняла заявление, объяснив отказ от­сутствием права у Борило на обязательное социальное страхование. Борило обратился к руководителю ФСС с жалобой. Правомерны ли действия инспектора? Сформулируйте ответ на жалобу Борило.

4) Гражданин Магомедов из Узбекистана, имея разрешение миграционных органов, осуществляет трудовую деятельность на территории России. Его се­мья, состоящая из жены и трех несовершеннолетних детей, проживают с ним. Имеет ли право семья Магомедова на социальное обеспечение в России?

Тема 2. Принципы права социального обеспечения (семинарское занятие) (2 часа).

Вопросы:

1. Понятие и виды принципов права социального обеспечения.

2. Запрещение дискриминации права граждан на социальное обеспечение по каким-либо основаниям.

3. Всеобщность права на социальное обеспечение.

4. Гарантированность социальной помощи гражданам во всех случаях, когда они в ней нуждаются в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально значимыми (старость, инвалидность, временная нетрудоспособность, потеря работы, заработка, смерть, потеря кормильца, вынужденное переселение, рождение детей и т.д.).

5. Многообразие видов социального обеспечения.

6. Дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и др.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов.

7. Универсальность и комплектность, то есть гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

1 час - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия);

1 час – Решение ситуационных задач.

Задачи к теме:

1) Сидоров отработал 23 года в цехе с вредными условиями и при достижении
55 лет, получил право на пенсию по старости. Сосед Сидорова Грудинин, которому
исполнилось 56 лет, обратился в территориальный Пенсионный фонд с заявлени­ем о том, что он считает нормы о досрочных пенсиях ФЗ «О трудовых пенсиях»
дискриминационными. Свое обращение он мотивировал тем, что он отработал на
том же заводе как и сосед 35 лет, однако пенсию назначили досрочно только сосе­ду. Дайте разъяснение Грудинину от имени Пенсионного фонда.

2) Сергей Васильев 16 лет в связи с болезнью не окончил школу. После
выздоровления обратился в территориальную службу занятости для регистра­ции в качестве безработного и поиска подходящей работы. Инспектор службы
занятости Васильеву отказал. Инспектор обосновал отказ тем, что Сергей несо­вершеннолетний и не окончил общеобразовательное учреждение. Правомерны
ли действия должностного лица службы занятости? Имеет ли право Васильев
Сергей на регистрацию в качестве безработного и получение пособия по безра­ботице? Какие принципы положены в основу реализации данного права?

Тема 3. Источники права социального обеспечения (семинарское занятие) (2 часа).

Вопросы:

1. Понятие и виды источников права социального обеспечения.

2. Международно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения. Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года о праве на социальное обеспечение.

3. Конституция РФ о праве каждого на социальное обеспечение.

4. Общая характеристика иных нормативных правовых актов, регламентирующих условия и порядок назначения тех или иных видов социального обеспечения (пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, услуг и льгот).

5. Акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе источников права социального обеспечения.

6. Сфера действия социального законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

7. Формирование и развитие систем социального обеспечения.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

1 час - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия);

1 час – Решение ситуационных задач.

Задачи к теме:

1) Смирнова обратилась в орган социальной защиты населения с заявлением
о предоставлении пособий на двух несовершеннолетних детей - 6 и 4 лет. Ин­спектор отказала Смирновой в приеме заявления, мотивировав свой отказ отсут­ствием у Смирновой работы. Правомерны ли действия инспектора? Имеет ли
право Смирнова на указанные пособия? Какие нормативные правовые акты регу­лируют данные вопросы?

2) Петров зарегистрировался в качестве безработного. На какие виды со­циального обеспечения он имеет право? Какими нормативными правовыми ак­тами они установлены?

3) Коллективным договором АО «Пестеревское» предусмотрена оплата
лечения и отдыха по санаторно-курортным путевкам работников. Является ли
коллективный договор источником права социального обеспечения? Дайте мо­тивированный ответ.

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению (семинарское занятие) (2 часа).

Вопросы:
1. Понятие правоотношения в сфере социального обеспечения.

2. Характеристика элементов правоотношений по социальному обеспечению.

3. Виды правоотношений в сфере социального обеспечения.

4. Классификация по виду социального обеспечения и по срокам действия правоотношений.

8. Субъекты правоотношений.

9. Объекты правоотношений.

10. Содержание правоотношения по социальному обеспечению.

11. Виды юридических фактов.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

1 час - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия);

1 час – Решение ситуационных задач.

Задачи к теме:

1) Мазуров, инвалид с детства, обратился в орган социальной защиты населения для помещения его стационар для инвалидов, так как он одинокопроживающий. Рай­онный орган социальной защиты населения удовлетворил просьбу Мазурова. В каких правоотношениях по социальному обеспечению находится инвалид Мазуров?

2) Евсеева и ее двое детей вследствие гибели мужа получает пенсию по
случаю потери кормильца. В каких правоотношениях по социальному обеспе­чению она находится? Являются ли дети в данных правоотношениях субъекта­
ми права социального обеспечения? Определите объект и содержание данных
правоотношений.

3) Сомин был признан судом недееспособным в связи с психическим заболе­ванием. Медико-социальным экспертным бюро ему была установлена I степень
утраты способности к трудовой деятельности и Пенсионным фондом по месту
жительства назначена социальная пенсия. Является ли он субъектом правоотно­шений по социальному обеспечению? Обладает ли он правосубъектностью?

Раздел 2. Особенная часть.

Тема 5. Трудовой стаж: понятие, виды, юридическое значение, подтверждение и исчисление (семинарское занятие) (2 часа).

Вопросы:

1. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие виды, порядок исчисления и подтверждения трудового стажа.

2. Понятие трудового стажа и его виды.

3. Понятие и юридическое значение общего трудового стажа.

4. Страховой стаж: понятие; периоды, включаемые в него. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении и в обеспечении пособиями. Порядок подтверждения и исчисления страхового стажа. Общий страховой стаж и специальный страховой стаж. Отличие специального страхового стажа от специального трудового стажа.

5. Понятие и значение специального трудового стажа.

6. Понятие и значение непрерывного трудового стажа.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

1 час - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия);

1 час – Решение ситуационных задач.

Задачи к теме:

Ракова обратилась в территориальный Пенсионный фонд за консульта­цией следующего характера: что такое «страховой стаж», какое значение он
имеет для установления пенсии? Входят ли в страховой стаж иные периоды,
например, период по уходу за ребенком, служба в армии и другие? Для включе­ния в страховой стаж периода по уходу за ребенком имеет ли значение, кто
именно из родителей осуществляет такой уход?

В качестве инспектора отдела по назначению пенсии дайте ответ Раковой.

2) Васнецов, имеет два высших образования и одно среднее специальное.
Предоставив документы в Пенсионный фонд для назначения ему трудовой пен­
сии по возрасту, он рассчитывал, что периоды учебы будут зачтены ему в стажевый коэффициент для расчета пенсии. Предусматривается ли действующим
пенсионным законодательством включение в трудовой стаж периодов обучения
в высших и средних специальных учебных заведениях, как это было прежде?
При этом, имеет ли значение время назначения трудовой пенсии - до 1 января
2002 года или после?

3) Работник был принят на работу в организацию 26 марта 2009 г. на
должность юриста. До этого он работал два года в «ИП Иванов». За период с
12.04.2009 по 19.04.2009 он предъявил листок нетрудоспособности. Какова
продолжительность его страхового стажа? На какой вид социального обеспече­ния имеет право работник в данном случае? Какими документами можно под­
твердить указанный страховой стаж?

4) Выпускница института, которая ранее нигде не работала (трудовой
книжки у нее не было), проработала в организации четыре месяца и уволилась
по собственному желанию. Затем через месяц бывшая работница представила в
бухгалтерию больничный лист. Должна ли в этом случае организация выплачи­вать ей пособие по временной нетрудоспособности и, в каком размере?

5) Гуреева в течение 23 лет состояла на федеральной гражданской службе.
При подсчете выслуги лет, дающей право на соответствующую пенсию, не бы­
ли включены в выслугу продолжительность некоторых из периодов. Включа­ются ли периоды временной нетрудоспособности, время нахождения в отпуске
по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет, а также периоды пребывания в очередном и дополнительном отпусках в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет?

Тема 6. Пенсионное обеспечение (семинарское занятие) (2 часа).

Вопросы:

1. Общая характеристика российской пенсионной системы. Современная пенсионная модель России.

2. Формирование российской системы пенсионного обеспечения. Законодательство о пенсиях.

3. Понятие и признаки пенсии. Характерные особенности страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

4. Пенсии страховые и государственные: характеристика, их сходства и отличия, источники финансирования.

5. Общая характеристика пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальной пенсии.

6. Субъекты пенсионных правоотношений.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

2 часа - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия).

Тема 7. Пенсии: страховые, накопительная (семинарское занятие) (4 часа).

Вопросы:

1. Понятие и виды страховых пенсий. Признаки страховых пенсий.

2. Лица, имеющие право на страховую пенсию.

3. Условия назначения различных видов страховых пенсий.

4. Право на досрочное назначение страховой пенсии. Обстоятельства, лежащие в основе их предоставления.

5. Инвалидность: понятие, условия и порядок признания гражданина инвалидом, значение, группы инвалидности. Срок, на который устанавливается инвалидность. Органы, устанавливающие инвалидность.

6. Лица, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Иждивение.

7. Случаи, исключающие право на страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

8. Назначение и доставка страховых пенсий. Срок, на который назначается страховая пенсия.

9. Выплата страховой пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации.

10. Общая характеристика накопительной пенсии.

11. Особенности пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

2 часа - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия);

2 часа – Деловая игра (анализ судебной практики).

Тема 8. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (семинарское занятие) (2 часа).

Вопросы:

1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Признаки пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

3. Лица, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

4. Право на одновременное получение двух видов пенсий.

5. Условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим.

6. Условия назначения пенсии по инвалидности военнослужащим по призыву и членам их семей.

7. Условия назначения пенсий за выслугу лет и по инвалидности гражданам из числа космонавтов и членам их семьи.

8. Условия назначения пенсии за выслугу лет лицам из числа работников летно-испытательного состава.

9. Условия назначения пенсий по инвалидности участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

10. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семьи (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

9. Граждане, имеющие право на социальную пенсию.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

2 часа - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия).

Тема 9. Пенсия за выслугу лет в связи с особой профессиональной или служебной деятельностью (семинарское занятие) ( 2 часа).

Вопросы:

  1. Законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с особой профессиональной деятельностью или службой.

2. Условия назначения государственной пенсии за выслугу лет военнослужащим и служащим органов внутренних дел и другим, приравненным к ним по условиям службы. Круг лиц, имеющих право на данный вид пенсии. Пенсия по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам их семьи.

3. Условия назначения государственной пенсии по инвалидности военнослужащим и приравненным к ним по условиям службы.

4. Пенсия за выслугу лет судьям.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

2 часа - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия).

Тема 10. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации (семинарское занятие) (2 часа).

Вопросы:

1. Законодательство об обязательном пенсионном страховании.

2. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию: страховщик, страхователи, застрахованные лица.

3. Права, обязанности и ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

4. Бюджет Пенсионного фонда РФ. Расходование средств Пенсионного фонда РФ.

5. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

1 час - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия);

1 час – Решение ситуационных задач.

Задачи к темам по пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию:

1) Во вновь организованное ООО были приняты на работу 12 работников.
При приеме на работу руководитель по управлению персоналом объяснил ра­ботникам, что обязательное пенсионное страхование организация осуществлять
не будет, поскольку лишних средств у работодателя нет, а потому каждый из
работников сам должен будет уплачивать страховые платежи в Пенсионный
фонд РФ. Правомерны ли действия работодателя? Что означает «обязательное
пенсионное страхование» и, каким образом оно осуществляется? Кто подлежит
обязательному пенсионному страхованию? Кем вносятся обязательные платежи
в Пенсионный фонд РФ? Имеют ли право работники получать у работодателя
полную информацию о том, как он платит взносы? Каким образом происходит
учет обязательных страховых взносов?

2) Васильев потерял страховое свидетельство Пенсионного фонда РФ.
Можно ли его восстановить? Может ли Васильев как застрахованное лицо по­лучить информацию о своем лицевом счете?

3) Забелин достиг пенсионного возраста (60 лет) и имеет страховой стаж
продолжительностью 42 года. Имеет ли он право на трудовую пенсию по ста­рости? Что такое «трудовая пенсия» и кто имеет право на ее получение? Из ка­ких частей состоит трудовая пенсия? Зависит ли размер пенсии от страховых
взносов, уплаченных за Забелина работодателем в Пенсионный фонд РФ?

4) В территориальный Пенсионный фонд поступило заявление со следую­щим вопросом: По общему правилу трудовая пенсия назначается только со дня
обращения за ней, и не ранее чем со дня возникновения права на нее. Есть ли
исключение из этого правила? В каком порядке назначается трудовая пенсия и,
в какие сроки? Дайте ответ от имени Пенсионного фонда РФ.

5) Овсиенко сломал ногу. Длительное время находился на лечении в поли­клинике по месту жительства. Клинико-экспертная комиссия поликлиники
приняла решение о направлении Овсиенко на медико-социальную экспертизу
для признания его инвалидом. Каков порядок признания инвалидом и направ­ления на медико-социальную экспертизу для дальнейшего оформления пенсии?

6) Головин врач-стоматолог с 30-летним стажем, решил оформить досроч­ную пенсию по старости. Однако когда он обратился в Пенсионный фонд с па­кетом необходимых документов, ему ответили, что он не может выйти на пен­сию досрочно, поскольку такое право не предоставлено работникам коммерче­ских организаций (Головин работал в частной стоматологической клинике). Правомерен ли отказ Пенсионного фонда? Дайте мотивированный ответ.

7) Кузякин является индивидуальным предпринимателем, но фактически
никакой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не ведет и
соответственно не имеет от этого доходов. Должен ли он платить взносы в
Пенсионный фонд РФ?

Тема 11. Система государственных социальных пособий (семинарское занятие) (2 часа).

Вопросы:

1. Понятие пособий и их классификация.

2. Пособие по временной нетрудоспособности: условия назначения, периоды, подлежащие оплате.

3. Пособие по беременности и родам: условия назначения, сроки выплаты.

4. Единовременное пособие в связи с рождением ребенка.

5. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

6. Пособие по безработице. Размеры, периоды оплаты.

7. Пособие на погребение.

8. Иные виды социальных пособий: размеры, назначение.

Интерактивные формы, используемые на семинаре:

1 час - Обсуждение основных вопросов темы (дискуссия);

1 час – Решение ситуационных задач.

Задачи к теме:

1) Горин заболел в день возвращения из командировки. Получилось, что у
него в один и тот же день и больничный, и командировка. Как в данной ситуа­ции ему оплачивать больничный лист: с первого дня или с последующего? Ре­шите вопрос по существу.

2) Согласно ст. 287 Трудового кодекса РФ, совместителям в полном объеме
предоставляются все гарантии, предусмотренные законодательством. Оплата
пособий по временной нетрудоспособности - как раз один из видов гарантий.
Каков порядок оплаты больничных листов совместителям предусмотрен дей­ствующим законодательством?

3) Работник не выходил на работу в течение месяца, а после выхода пред­ставил больничный, но не на весь период отсутствия, а только на последние три
недели. Как правильно оформить увольнение: за прогул с момента появления
на работе, оплатив больничный, или за прогул с момента отсутствия на рабочем
месте, не оплачивая больничный? Можно ли вообще его уволить? Сформули­руйте ответ.

4) Кассир Войкова 10 ноября 2013 г. не вышла на работу, появилась только
19 ноября 2013 г. и принесла больничный лист с 10 по 14 ноября 2013 г. Можно
ли ее уволить за прогул и какова процедура увольнения в этом случае? Как пла­тить в данной ситуации работнику пособие по временной нетрудоспособности?

5) У работницы, ушедшей в отпуск по беременности и родам, родился
мертвый ребенок. Отпуск по больничному листу у нее заканчивается 27 декаб­ря 2013 г., на работу она пока не вышла, но написала заявление-просьбу о раз­решении выйти на работу до окончания отпуска. Что делать инспектору отдела
кадров в такой ситуации?

6) Работник принес больничный лист, в котором есть отметка о том, что он
нарушал режим, предписанный лечащим врачом. А именно 12, 13, 14 марта
2013 г. не явился на прием. Дата выхода на работу - 15 марта 2013 г. Как в этом
случае следует правильно рассчитать пособие? Необходимо ли учитывать дни
нарушения режима? Дайте правильный ответ.

Наши рекомендации