Принципы фин-я бюдж-х учреж-й
В основе планир-я расх б-тных учреждений лежат произв показатели. К ним относ оперативно-сетевые показат, т.е. показатели по сети учрежд, штатам, обслуживаемым контингентам, кот имеют свою отраслевую специфику и планир-ся при составлении индив. ср-в и при сводном планиров. При сводном планиров расх расчитываются на единицу сети, т.е. учреждение или ед-цу контингента либо на 1 штатную единицу. Напр., произ-ные показ-ли для общеобраз школы – ср.год. кол-во учащихся, для вузов – ср.год.кол-во студентов, по больницам – ср.год. кол-во коек, в поликлинике – ср.год. кол-во посещений. При обосновании расх по индивиду смете расчёты могут производиться как на единицу контингента, так и штатную единицу в зависимости от вида расх. Произв показатели отраж не только специфику деят. отдельных учреждений, но и объём деятельности, мощность учреждений. Особенность сводного планир-ия заключ-ся в том, что рсчеты по обоснованию вел-ны расх-ов всегда произ-ся на основе укруп-ых оператив-ых показ-ей и сред-их расчетных норм. Сводные расчеты по каждой группе однотипных учрежд отражают показ-ли, характер-щие плановые и отчетные данные прошлого периода и проект на новый год. Сводное Планир-е осуществл-ся на каждом Ур-не управ-ия соответ-ми фин.органами. Так при разраб-ке проекта респ. Бюд-та, прогнозир-ия консолидир. Бюд-та респ-ки сводные расчеты по определ-ию объема ассигнований произ-ся Мин.Фином, на Ур-не района эти фун-ии выпол-ют районные фин.органы. При осущ-и финан-я бюдж. учрежд-я учитыв-т след. принципы:1. плановости ( в соотв-и со сметой с учетом по-квартальной разбивки);2.целевой направленно-сти;3.выделения ср-в по мере исп-я ранее выдел ср-в;4.эконом-го расх-я ср-в (объяв-ся конкурсы, тендо-ры);5экономия б-тных средств по учрежд одного типа может быть направлена на фин-е учреждений другого типа в пределах одного ведомства по согла-сованию с распорядителями средств и фин. Органа-ми; 6.финансир-е осущ в соотв. с действующими нормами и нормативами; 7.- фин-н в меру выполне-ния произ-х пок-лей (напр. учитыв факт-я наполняем-ть по сравнению с планом); 8.-распорядители бюд-жетных средств в пределах квартала могут изменять б-тные назначения между отдельными подстать-ями расх; 9.-возможно перераспределение средств между кварталами; 10.-ср-ва, не исп-е на ко-нец года перечисляются со счетов учреждений в б-т. Изм- в смете путём увел-я расх-в по одним статьям (подстатьям, элементам) и умен-я по другим допус-ся в пределах одного вида приносящей дох де-ят-ти и утвер-ся рук-лем орг-ции. Не допуск-тся пе-редвиж-е сметных назначений из сметы по одному виду деят-ти в смету по другому виду деят-ти.
Планир-е и фин-е расх на учреждения образования (общеобразоват школы, школы-интернаты и ДДУ, ВУЗы и ССУЗы)
Наиб массовыми учрежд образования явл общеобразоват школы, внешкольные учреждения, школы интернаты и вечерние школы, а также ДДУ.
Школы сост смету расх по форме утвержд для всех б-тных учреждений МинФином. Наиб уд вес занимают расх на оплату труда, затем коммун расх. В основе планир-я расх по общеобр.школе лежат произв показатели, к ним относ: число учащихся и кол-во классов. Такие показатели планир-ся н/н и н/к план года, а также среднегод. Число учащихся и классов н/н планового года будет определяться по переходящему контенгенту сформир-му по сост на 1.09 прошлого года. В теч б-тного года (планового) будет сформирован новый контенгент, кот будет функционировать до конца года, в связи с чем он принимается в кач произв. показат. н/к года. Число учащихся в 1-х классах на 1.09 планового года определ на основании переписи, а других классов – на основании данных по переводу (с учётом отсева и вновь прибывших).сргод кол-во классов=(Кн.г*8+Кк.г*4)/12
Число классов расчит путём деления числа учащихся на план наполняемость класса.
Для расчёта фонда з/п составл отдельные расчёты. ФЗП планируется отдельно для каждой категории работников: админ персонала, педагогич. работников, хозяйственно-обслуж. персонала. З/п руководителя школы зависит от числа учащихся. Для планир-я фонда педагогической з/пл необх расчитать: 1) ср педагогическую ставку (по гр. классов) 2) кол-во педагогич. ставок на все классы (по соотв. группе классов)
Сред.пед.ставка определ на осн тарификации пед.работников кот проводится ежегодно по состоянию на 1.09. При этом сост тарификац. ведомость, кот на основании данных о стаже работы по спец-ти, образованию, квалификации работника – определяется его индивид ставка з/п (она вкл. должностной оклад и предусм законом доплаты).
Месячные тарифные ставки и должн оклады работников определ путём умножения тарифной ставки 1-го разряда на установл. тарифн. коэфициенты. Тарифная ставка 1-го разряда СовМином, коэфф предусмотрены для типов учреждений и занимаемых должностей, а также квалиф. работн. З/д предусмотрены надбавки к тарифным ставкам: за стаж работы по специальности, работу в сельской местности, а также спецдоплаты (за проверку тетрадей, классное руководство). Ставка з/п выплачивается учителю за выполнение им установл. учебной нагрузки 18 часов в неделю. Фактически з/п будет зависеть от стоимости часа учителя и фактической/недельной нагрузки.
з/п в месяц = ст-ть 1 часа*кол-во уч. часов;
Ст-ть 1 часа = ставка/планов. нагруз 18 часов
Т.о. опред. ставка для каждого учителя и фиксир в тарификационной ведомости.
Фонд з/п хоз.обслуж персонала расчитыватся в соотв с должн окладами по штатному распис и среднегод числом штатных ед.
По смете школы планир-ся расх на коммун услуги. Расх на приобретение учебников, кот покрываются как за счёт средств б-та, так и за счёт средств учащихся.
В школах-интернатах м устан-ся пониженная вел наполняемости классов. В этих школах вводятся новые должности воспитателя, медработника, мастер произв обучения. Вводятся доплаты за дежурство в ноч время, за работу в ос усл труда. Доп формир фонд на замену отпусков. Норма расх на питание устан-ся в повышен р-ре, а в выходные и празд дни и во время каникул увелич-ся на 10%. За содерж детей в шк-инт м. взим плата. Не оплач если дети-сироты, санаторные школы, школы для одаренных детей. В шк-инте для детей оставшихся без попечения родителей планир расх на покупку одежды. Планир расх на медикаменты.
В ДДУ осн пок-ли число детей и сргод кол-во детодней. Кол-во детодней=сргод число детей*число дней посещения ребенком ДДУ. Число групп в дет саду опред-ся с учетом пред наполняемости, кот устан-ся для детей с 2мес до 1года 7чел, с года до 2 10чел, с 2до 3 15 чел, свыше 3 20 чел. Общий объем нагрузки на воспитателя 36часов, на помощника воспитателя 48 часов. Фонд з/пл работников ДДУ вкл з/пл пед, мед админ-обслуж персонала. Рассчит-ся исходя из типовых штатов и должностных окладов (ставок) отдельных категорий работников.
С 1.01.1998, в соотв. с новой б-тной классиф и усилением контроля за использ-ем средств, расх по высшим учебным заведениям планир-ся в двух типовых сметах: «Смета расх на фин. год» и «Смета дох и расх по внеб-тным средствам». Осн доля расх вуза падает на ФОТ, кот включает з/п штатного профессорско-препод состава, лиц, работающих на почасовой оплате, учебно-вспомогат и админ-хоз персонала. ВУЗы от хоз-ой и коммерч деят-ти платят установл налоги и сборы. Из з\п всех работников вуза начисляются страх взносы на гос соц страх в ФСЗН и сод занятости.
Осн. источником финансир-я ССУЗов явл гос. ср-ва. Их выделение происходит на основе норматива б-тного финансир-я, утвержд вышестоящей орг-ей. Кроме б-тного финансир-я, к содержанию колледжей м. привлекаться отраслевые и собственные ср-ва. Собственные м. образовываться как от осн вида деят-ти (плата за обучение, за курсы), так и от прочих: арендные дох, прибыль от реал пр-ции учебно-произв мастерских, плата за проживание в общежитиях и др.
Финансир ССУЗов произв на основании планового документа-сметы дох и расх составл на б-тный год. В смете подробно отражается поступление ср-тв с расчетом осн дох и статей расх. Дох рассчит по каждому виду поступлений. Так, б-тные ассигнования исчисл путем умножения норматива б-тного финансир-я на среднегоде число учащихся. Планир-е ФОТ пед персонала осущ на основании тарификации, где среднемес з/п рассчит исходя из фактич нагрузки и разл вида доплат. Единый ФОТ может пополн за счет мат. помощи. Особенности можно отметить лишь в образовании стипендиального фонда и формировании комплекса затрат. Расчеты ср.год.контингента осущ-ся в целом и по отделениям (дневное, заочное, вечернее) исходя из следующих данных: число учащихся н/н года, прием, выпуск, отсев, число учащихся н/к года. Финан-ие техникумов произ-ся на основ-ии планового докум-та – сметы дох и расх., состав-ой на бюдж.год. Педагогич. Ставка устанав-ся на Ур-не квалифик. Категории. Норма нагрузки опред-ся в расчете на год и состав-ет 720 часов.
Доплаты: за руководс-во предметными комиссиями, за заведование лабораториями и кабинетами, за классное руководство, за проверку тетрадей.
Планир-е и фин-е расх на учрежд культуры
К культурно-просветительным учрежд относятся библиотеки, дворцы и дома культуры, клубы, музеи, театры и т. д. В завис от их ведомственной принадлежности (Мин культ и печати, профсоюзы, колхозы, обществ и др орг-ции) они имеют различные источники фин-я: ассигнования гос б-та, средства предприятий, организаций, а так же собств рес. В настоящее время около 80% культ-просветит учреждений находятся в ведении Мин культ и печати и финн-ся за счет гос б-та. Наиб многочисл в системе гос культ-просвет учреждений явл библиотеки и клубные учрежд. На их содержание расх более 80% б-тных ассигнований. Собственные, внеб-тные дох библиотеки м. получать от оказания доп услуг населения плату (например, доставка книг на дом, копир-е текста, переплет книг, журналов и др.), а также от обслуживания доп контингента читателей — работников учреждений, предприятий на основании заключенных с ними договоров, сдачи в аренду помещений и др. Единицей библиотечной сети выступает не библиотека, а центр библ с-ма, в состав кот входит центральная библиотека, осуществляющая руководство всей системой, и библиотеки-филиалы. Расх планир-ся в целом на библиотечную систему и отраж в общей системе дох и расх ЦБС. Более половины всех затрат (56—58 %) по тек содержанию библиотек приходится на з/пл библиотечных работников. По ФОТ планир-ся расх на з/пл: а) библиотекарей и библиографов; б) руководящих работников и специалистов; в) прочего хоз-обслуж персонала. Расх на з/пл библиотечных работников определ исходя из ср ставки отдельных категорий работников и среднегодового числа единиц персонала. Р-р ставки библиотека рей и библиографов устанавливается на основании тарификации и зависит от занимаемой должности и образования. Ставки з/пл руководящих работников и специали стов зависят от занимаемой должности и от группы по оплате труда, к которой отнесена библиотека.
Объем работы определяется такими показателями, как среднего довое число книговыдач и среднегодовое кол-во читателей. Среднегодовое число читателей и среднегодовое кол-во книго выдач по массовым библиотекам и ЦБС определяется исходя из числа читателей и книговыдач по отчетности в среднем за последние 3 года. Заведующим библиотек (не отнесенных ни к одной группе по оп лате труда) должностные оклады устанавливаются на уровне окладов старших библиотекаре» с соответствующим образованием. Ставки хозяйственно-обслуживающего персонала определяются в соответствии со штатным расписанием. Почти 1/3 затрат по текущему содержанию библиотек приходится на приобретение книг и выписку периодических изданий. Сюда же относятся расх на покупку предметов библиотечной техники (ка таложных карточек, формуляров и т. д.), составление каталогов, пе реплет книг, их пересылку и др.
В отличии от др учреждений клубы имеют реальную возмож-ть формир-ть доп фин рес для своей д-ти (киносеансы, вечера, лекции, концерты и т.д.). в РБ почти 68% расх на содержание клубных учреждений приходится на з/п. З/п опред-ся также как и в библиотеках. Важным направлением явл обоснованное определение затрат на укрепление матер-технич базы. В кач пок-ля х-го степень обеспеч-ти населения клубами целесообразно использ-ть кол-во посадоч мест в них на 10тыс чел.
41.Смета дох и расх внеб-тных средств является финансовым планом, устанавливающим объем дох и расх, направление и распределение средств, получаемых б-тной организацией от осуществления приносящей дох деятельности.
Смета дох и расх внеб-тных средств составляется б-тными организациями в соответствии с б-тной классификацией РБ по каждому виду деятельности.
Смета дох и расх внеб-тных средств б-тных организаций составляется по каждой б-тной организации независимо от того, ведет ли она бухгалтерский учет самостоятельно или обслуживается централизованной бухгалтерией.
Сметы дох и расх внеб-тных средств б-тных организаций состоят из доходной и расходной частей. В доходную часть включаются средства, планируемые к получению б-тной организацией от осуществления приносящей доход деятельности в соответствующем финансовом году. В расходной части предусматриваются расх б-тной организации по этой деятельности с поквартальным распределением.
В смете дох и расх внеб-тных средств б-тных организаций применяются плановые показатели по сети, штатам и контингентам, показатели работы организации, влияющие на объем дох и расх внеб-тных средств, расчеты по дох и т. д.
Б-тными организациями составляются также сводные сметы дох и расх внеб-тных средств в целом по б-тной организации Смета внеб-тных средств, а также сводные сметы подписываются руководителем б-тной организации и главным бухгалтером и предоставляется в 2-х экземплярах на рассмотрение и утверждение распорядителю б-тных средств по подчиненности.
Смета дох и расх внеб-тных средств б-тных организаций утверждается в сроки, установленные для утверждения б-тных смет получателей б-тных средств.
Утверждение сметы внеб-тных средств оформляется подписью руководителя и оттиском печати распорядителя б-тных средств по подчиненности с датой утверждения на всех экземплярах смет.
После утверждения смет 1 экземпляр возвращается б-тной организации, 2-ой остается у распорядителя б-тных средств.
На основании принятых смет дох и расх внеб-тных средств б-тной организации распорядители б-тных средств составляют сводные сметы дох и расх внеб-тных средств в целом по распорядителю б-тных средств в разрезе видов деятельности и функциональной классификации по разделам, подразделам и видам расх в 2-ух экземплярах, один из которых предоставляется Министерству финансов, а второй – местным финансовым органам.
Изменения в смете дох и расх внеб-тных средств б-тных организаций осуществляется руководителем б-тной организации с обязательным согласием распорядителя б-тных средств.