Вступление трудового договора в силу. 2 страница
Выходные дни. Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день.
Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной
день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
В организациях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным. условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации.
Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
1 и 2 января — Новый год;
7 января — Рождество Христово;
23 февраля — День защитника Отечества;
8 марта — Международный женский день;
1 и 2 мая — Праздник Весны и Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День независимости России;
7 ноября — годовщина Октябрьской революции. День согласия и
примирения;
12 декабря — День Конституции Российской Федерации.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как правило, запрещается.
Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится работодателем с письменного согласия работника в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК.
Кроме того, в нерабочие праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы (ст. 112 ТК).
Не допускается привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, некоторых других категорий работников.
Всем работникам предоставляютсяежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка продолжительностью 28 календарных дней(основной отпуск). Некоторым категориям работников предоставляется отпуск продолжительностью более 28 календарных дней(удлиненный основной отпуск), так продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет составляет 31 календарный день.
Работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами предоставляются ежегодныедополнительные оплачиваемые отпуска.
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Некоторым категориям работников по их заявлению администрация обязана предоставить отпуск до истечения 6 месяцев (ст. 233 ТК).
Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации.
Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть замененаденежной компенсацией.
Замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, не допускается.
По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
В ряде случаев работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК).
11.6. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА
Коллективный труд невозможен без соблюдения работниками определенного порядка поведения — дисциплины труда. Соблюдать трудовую дисциплину — одна из основных обязанностей работника (ст. 21 ТК). Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда (ст. 189 ТК).
Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Основными правовыми средствами обеспечения дисциплины труда являются меры поощрения, применяемые за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и меры взыскания, которыми наказываются нарушители трудовой дисциплины.
Трудовой Кодекс предусматривает, что работодатель объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Коллективным договором или иными локальными актами могут устанавливаться и другие виды поощрений работников за труд. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В отличие от мер поощрения, меры дисциплинарного взыскания строго регламентированы. Трудовым кодексом предусмотрено, что дисциплинарное взыскание может быть наложено только за совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Таким взысканием может быть:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных этими правовыми актами, не допускается. Нельзя устанавливать дополнительные виды взысканий коллективным договором или иными локальными актами.
Строго регламентирован и порядок наложения взыскания. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.
Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников имеет право снять взыскание с работника и ранее.
Кроме соблюдения трудовой дисциплины, другой важнейшей обязанностью работника является бережное отношение к имуществу работодателя. Поэтому законодатель обязывает работника возместить причиненный работодателю ущерб. Эта обязанность называется материальной ответственностью работника.
Однако соответствующие нормы трудового законодательства значительно мягче, чем предусмотренные Гражданским Кодексом, который регулирует возмещение вреда в случаях, когда причинитель не состоит в трудовых отношениях с потерпевшим. Согласие ст. 238 ТК, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. В отличие от гражданского законодательства (ст. 15 ГК), неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Материальная ответственность может быть возложена на работника лишь при одновременном наступлении следующих обязательных условий:
1) наличия прямого действительного ущерба (реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества);
2) противоправного поведения работника:
3) причинной связи между действиями (или бездействием) работника и возникновением ущерба;
4) вины работника в форме умысла или неосторожности. Гражданское законодательство в определенных случаях обязывает причинителя возместить вред независимо от его вины.
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника лишь в следующих случаях (ст. 243 ТК):
1) когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленное причинение ущерба;
4) причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
5) причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7) разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером.
Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
Трудовым законодательством предусмотрена также материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику Причем если материальная ответственность работника, по общему правилу, меньше, чем предусмотрено общими нормами гражданского законодательства о возмещении вреда, то для работодателя такая гарантия не установлена.
11.7. ОХРАНА ТРУ ДА
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены гарантировано каждому Конституцией РФ (п. 3 ст. 37). Основные обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК). Во всех организациях с численностью работающих более 100 человек должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда.
Работник также несет обязанности в области охраны труда. Работник обязан:
• соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
• правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
• проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
• немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
• проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Для отдельных категорий работников устанавливаются дополнительные повышенные гарантии в области охраны труда. Так, ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Для несовершеннолетних такие работы запрещены. Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются органами федеральной инспекции труда, а в отдельных отраслях также специальными федеральными надзорами (Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор и т. д.).
Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляют профессиональные союзы. Для этого они могут создавать правовые и технические инспекции труда.
В случае возникновения опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда он имеет право отказаться от выполнения работ (ст. 219 ТК).
• Каждый работник подлежитобязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[39] . При повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, а при установлении стойкой утраты трудоспособности — возмещается утраченный заработок в течение всего времени утраты трудоспособности и, кроме того, предусмотрена единовременная выплата, а также оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
11.8. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАССМОТРЕНИЯ
Трудовой спор — это неурегулированное разногласие между работодателем и работником (индивидуальный трудовой спор) или работодателем и коллективом работников (коллективный трудовой спор).
Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, закреплено в п. 4 ст. 37 Конституции РФ.
Трудовой кодекс РФопределяет индивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, (ст. 381).
Такими органами являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды. КТС — это постоянно действующий орган, создаваемый в организации специально для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Он образуются из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
КТС рассматривает все трудовые споры, кроме тех, для которых предусмотрен судебный или особый порядок рассмотрения.
Работник имеет право обратиться в КТС в трехмесячный срок с того дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. А КТС должна рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление или уполномоченного им представителя. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы. Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.
Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
• работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки-причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
• работодателя — о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Также в судах рассматриваются споры об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Для работника срок обращения в суд установлен такой же, как и в КТС — 3 месяца, за исключением споров о восстановлении на работе — в этом случае работник имеет право обратиться в суд в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.
Трудовые споры рассматриваются мировыми судьями, кроме споров о восстановлении на работе, которые рассматриваются районными судами. При этом работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Для отдельных категорий работников может быть предусмотрен особый порядок рассмотрения трудовых споров.
Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Для разрешения коллективного трудового спора Трудовой кодекс предусматривает проведение примирительных процедур, которые состоят из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.
Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
Если примирительные процедуры не дали результата, либо работодатель уклоняется от участия в них, или не выполняет достигнутое соглашение, работники могут прибегнуть к крайней мере разрешения трудового спора:забастовке — временному добровольному отказу (полностью или частично) от исполнения трудовых обязанностей. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Работодатель не вправе применять дисциплинарные взыскания за участие в забастовке. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП).
Законодательством строго регламентирован порядок объявления и проведения забастовки, предусмотрена возможность признания забастовки незаконной и последствия такого признания.
Глава 12
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
12.1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОТРАСЛИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Характеризуя предмет финансового права, следует отметить, что это один из наиболее неисследованных и дискутируемых в науке, в том числе и в науке финансового права, вопросов. Данное положение обусловлено нечеткостью и подвижностью финансовой деятельности государства как явления общественной жизни[40].
Понятие и состав предмета финансового права изменялся одновременно с правовым и политическим режимами в обществе и государстве. На ранних этапах развития отрасли финансового права ее предмет состоял из нескольких видов правовых отношений, не умещавшихся в рамки административного и государственного права. В основном это были правоотношения по поводу собирания доходов в казну, включая государственный кредит, и государственных расходов.
В. А. Лебедев включал в состав финансового права «государственные потребности и организацию их удовлетворения; понятие финансового хозяйства и финансовых учреждений; государственные доходы; устройство земского и общинного финансового хозяйства; способы покрытия чрезвычайных потребностей, т. е. учение о государственном кредите»[41].
В начале XX в. рамки предмета финансового права значительно расширяются. Теперь ученые рассматривают в качестве финансово-правовых институтов не только расходы и доходы государства, но и порядок образования законов, относящихся к финансам, организацию верховной законодательной и административной власти в области финансов, порядок приостановления и установления бюджета, организацию верховного финансового контроля, порядок заключения и конверсии займов, порядок отчуждения и обременения долгами недвижимого имущества, разграничение компетенции в области финансового законодательства органов народного представительства и местного самоуправления, кассовое устройство, счетоводство, отчетность и устройство подчиненного контроля. При этом финансовое право делится на две части: право, изучающее финансовое устройство и право, изучающее финансовое управление[42].
Финансовое право советского периода подверглось серьезным испытаниям. Закрытие ряда ведущих кафедр финансового права и гонения на ученых-финансистов не могли не отразиться на развитии науки и качестве финансового законодательства. Научные исследования первой половины XX в. ограничены в основном проблемами бюджетного устройства и бюджетного права.
Тем не менее именно в этот период была сформулирована основа предмета правового регулирования отрасли финансового права —, финансовая деятельность государства, направленная на собирание доходов и планомерное распределение полученных средств на нужды общества.
Р.О. Халфина определяла предмет советского финансового права как отношения, возникающие в процессе плановой аккумуляции и распределения денежных средств государством с целью создания материальных условий для выполнения его основных функций, направленных на построение коммунизма [43].
В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкин под предметом финансового права подразумевали общественные отношения, возникающие в процессе планового собирания и распределения, использования государством необходимых денежных средств[44].
Е.А. Ровинский уточнил, что предметом финансового права является не сама финансовая деятельность, а те отношения, которые возникают в процессе ее осуществления'. Эти отношение, по мнению указанного автора, имеют свои особенности: 1) связаны с организационной ролью Советского государства по распределению общественного продукта и его основной части — национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов пополнения; 2) возникают по поводу мобилизации, распределения и использования государством денежных средств; 3) их объектом служат деньги и денежные обязательства, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств[45].
Другими словами, в предмет финансового права включаются правоотношения, имеющие своей целью создание государственных денежных фондов и способствующие их планомерному распределению и использованию.
В этой связи основными институтами финансового права признавались: бюджетное право, налоговое право, государственный кредит, финансовый контроль, государственное страхование, банковское кредитование, денежное обращение, валютное право[46].
Радикальные изменения в экономическом базисе российского общества в конце 90-х гг. прошлого столетия привели к возрождению частной собственности, развитию предпринимательства, в том числе в сфере финансовых услуг, прежде являвшихся прерогативой государства, к возникновению у населения первичного капитала, инвестируемого в различные финансовые инструменты — корпоративные ценные бумаги, депозиты коммерческих банков, долговые ценные бумаги государства и частных лиц. В русле развития частного рынка финансовых услуг возникли частные страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, кредитные организации, отбирающие часть денежных средств, ранее поступавших в государственный бюджет. Государственная монополия на оказание финансовых услуг была разрушена. Теперь государство должно наравне с другими субъектами предпринимательской деятельности работать по законам свободного рынка и здоровой конкуренции, чтобы привлечь инвестиционные ресурсы населения и пополнить ими свой денежный фонд. При этом отношения между государством и субъектами хозяйственной деятельности и (или) физическими лицами в этих случаях строятся на основе норм гражданского законодательства. Это в свою очередь означает, что некоторые группы правоотношений, входившие ранее в предмет регулирования отрасли финансового права, перестали отвечать главному признаку, отличающему их от других[47]. А именно, указанные правоотношения не достигают цели создания государственных денежных фондов и не вписываются в понятие финансовой деятельности государства. В этой связи одним из актуальных вопросов современного финансового права является ревизия его предмета.
Достаточно подробно данную проблему исследовала М.В. Карасева. По ее мнению, в настоящее время в связи с изменением масштабов и содержания финансовой, деятельности государства за границы финансовых отношений выводятся: отношения по поводу формирования и использования финансов страховых организаций, ибо они являются организациями частной формы собственности. Однако по-прежнему в пределах финансового правоотношения остаются отношения по поводу государственного обязательного страхования, возникающие между бюджетом и страхователем; отношения Центрального Банка РФ с коммерческими банками по поводу формирования и использования фонда обязательных резервов в ЦБ РФ и установления коммерческим банкам экономических нормативов; надзора Банка России за деятельностью коммерческих банков; отношения по поводу направления ЦБ РФ 50 % своей прибыли в доход федерального бюджета; отношения между ЦБ РФ и целым рядом других субъектов, которые возникают в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О Центральном банке РФ»[48]; отношения, опосредуюшие организацию государственного внутреннего долга; отношения по поводу денежной эмиссии.[49]