Вещно-правовые способы защиты. 1 страница

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Закон РФ об охране окружающей среды от 20 декабря 2001 г.

3. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г.

4. Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г.

5. Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.

6. Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. ( в ред. от 3 марта 1995 г.)

7. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.

8. Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.

9. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.

10. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. (в ред. от 15 апреля 1998 г.).

11. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 г.

12. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (в ред. от 25 июня 1998 г.) КоАП РФ от 20 декабря 2001 г.

Литература

1. Боголюбов С. А. Экологическое право: Учебник для вузов. 1998.

2. Гусев Р. К. Экологическое право: Учебное пособие. — М.,

3. Ерофеев Б. В. Экологическое право: Учебник для вузов. 1998.

4. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. -М.,1995.

Глава 5

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

5.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» от 27 декабря 1996 г. (в ред. ФЗ от 6 октября 1997 г.) государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Законом установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование указанных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (в ред. Указа от 24 января 1998 г)

5.2. СЛУЖЕБНАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

Непосредственный объект — общественные отношения в сфере охраны коммерческой или банковской тайны.

Предметом преступления являются сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Вопрос о наличии действительной или потенциальной коммерческой ценности определенной информации, содержание и объем подобных сведений, порядок и способы обеспечения и защиты ее конфиденциальности определяются самим обладателем информации (предпринимателем) по своему усмотрению.

Коммерческой тайной могут являться сведения о производстве, внедрении изобретений, планах развития предприятия, финансах, состоянии рынка, деловых партнерах, переговорах, контрактах и т. д.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или сегосогласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерахответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органом других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органом). Банковская тайна представляет собой специфическую разновидность коммерческой тайны и регламентируется ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. Банковская тайна складывается, с одной стороны, из коммерческой тайны банка как самостоятельного субъекта экономического оборота, а с другой — из сведений об операциях, счетах и вкладов клиентов банка и его корреспондентов. По закону все банки гарантируют своим клиентам тайну вклада.

Одновременно существует перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну В данное время этот перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35. К таким сведениям не могут быть отнесены учредительные документы, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы о платежеспособности и т. д. Законом определяется также круг организаций и лиц, управомоченных на официальное истребование и получение информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну. К ним относятся: суды, органы прокуратуры, следствия и дознания, налоговая служба, налоговая полиция, органы валютного контроля, антимонопольный орган, аудиторские организации, нотариат.

Глава 6

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Экономическая система обычно имеет сложную структуру, в которой ее элементы соподчиняются целому. Причем механизм этого соподчинения регулируется правовыми нормами и актами.

Поэтому каждая часть такой структуры выступает как подсистема — соподчиненная часть более широкой целостности. Так, известно, что современное производство имеет две подсистемы: сферу материального и сферу нематериального производства.

На протяжении всей истории существования рынка ему присуща тенденция к экспансии — территориальному расширению и увеличению сфер влияния. Эта тенденция является закономерным следствием роста производства товаров, углубления разделения труда, подъема благосостояния населения, а также совершенствования средств транспорта и связи.

Данная тенденция привела к образованию трех зон рыночного экономического пространства. Различают местный, национальный и, мировой рынок.

Местный рынок — стартовая форма рыночной территории, обычно развивающаяся в пределах села, города. На доиндустриальной стадии производства местные рынки существовали в окружении преобладавшего натурального хозяйства. Из-за недостаточно развитого отраслевого и территориального разделения труда, слабого функционирования товарного производства локальные рынки реализовывали сравнительно небольшой традиционный набор продуктов.

Национальный (внутренний для страны) рынок образовался на индустриальной стадии производства. На этой стадии наряду с развитым товарным производством появились такие транспортные средства, которые соответствовали новым масштабам рыночного пространства. Усовершенствованные транспорт, связь и реклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионах страны. В итоге местные рынки стали органическими составными частями внутреннего рынка государства.

В результате крупного машинного производства, появления крупного акционерного капитала, углубления международного разделения труда и появления современных средств транспорта и связи получил развитие международный рынок.

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно самостоятельных систем: а) товарного производства и б) рынка. Эти подсистемы внутренне неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

Исходное звено общей системы — товарное производство оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

а) в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок;

б) одновременно с изготовлением товаров появляются потенциальные доходы всех агентов товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;

в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, появляется необходимость самого. рыночного обмена продуктами.

• В свою очередь рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

Одна функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (следовательно, производителей) и. сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.

Другая функция рынка заключается в том, что он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров[6].

Законодательство поддерживает точные и строгие требования продавцов и покупателей в отношении количества и качества реализуемого товара. Так, в Гражданском кодексе РФ сформулированы общие условия о количестве и ассортименте (определенном соотношении по видам, моделям, цветам или иным признакам изделий) и определены последствия нарушения этих условий (ст. 465—468). Особо указаны требования к соблюдению качества товара, гарантиям и проверке этого качества (ст. 469—475).

Рыночное пространство — это арена активного взаимодействия всех субъектов рынка. Такое взаимодействие принимает разные формы в зависимости от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:

• количество продавцов товаров определенного вида;

• свобода вхождения товаровладельца на рынок и выхода из него;

• независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;

• возможность (или невозможность) установления рыночных цен со стороны отдельных товаровладельцев.

В зависимости от состояния указанных параметров взаимодействие участников рыночных сделок принимает два прямо противоположных вида: свободной конкуренции и монополии. Кроме них в современных условиях существуют формы взаимодействия субъектов рынка, в которых сочетаются конкуренция и монополия.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

1. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие, свободно не воспроизводимые, элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки под виноградники).

2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании.

К ним можно причислить формы монополии, как бы защищенные от конкуренции:

а) Патентная система, охраняемая «Патентным законом РФ» от 23 сентября 1992 г.

б) Авторские права. Регулируются Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.

в) Товарные знаки. Распространение на рынке и охрану товарных знаков регулирует Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г.

3. Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данную организацию от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод (картели, синдикаты, тресты, концерны).

В Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монопольных действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления и поддержания единых цен (УК РФ п. 1 ст. 178).

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т. е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного -товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, электрической и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.

В случае если на рынке присутствуют несколько производителей одинакового товара, то возникает конкуренция и связанная с ней конкурентная борьба.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Возможности правового регулирования в разных областях социальной жизни неодинаковы. Применительно к рыночному хозяйству основными функциями закона являются статическая (закрепление сложившихся реалий) и охранительная. В их свете можно выделить следующие направления в использовании правовой формы.

1. Установление целей экономического развития.

2. Закрепление экономической основы движения к рынку и рыночной динамики. Сегодня уже признано (и в российских законах определенно) равноправие всех форм собственности, включая частную.

3. Определение круга субъектов рыночных отношений.

Особого внимания заслуживает вопрос об участии в предпринимательской и коммерческой деятельности служащих государственного аппарата, работников правоохранительных органов, депутатов.

Современная российская практика знает случаи создания и регистрации мощных коммерческих организаций, учредителями которых являются министерства и другие государственные структуры, а должностные лица государства занимают соответствующие посты в коммерческих образованиях.

Статическая функция права в части определения участников того или иного рода рыночных отношений наглядно иллюстрируется регистрационной деятельностью компетентных государственных органов. Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрированы, например, такие организации, как Российский союз молодых предпринимателей. Союз потребителей Российской Федерации, Российский союз частных собственников, Ассоциация женщин-предпринимателей России. Сами наименования названных объединений свидетельствуют о покровительстве со стороны юстиции (в полном соответствии с российскими законами) предпринимательской и коммерческой деятельности.

4. Запрещение и вытеснение юстицией порочных средств ведения хозяйства и коммерции. Не только всеми признанные преступные формы и виды деятельности должны исключаться из рыночной жизни, но и, казалось бы, правомерные. Так, антимонопольное законодательство известно всему цивилизованному миру.

5. Регламентация порядка разрешения рыночных дел и споров о праве. Если участники хозяйственных отношений хотят добиться справедливого решения, они могут достичь цели только при стогом процессуальном порядке рассмотрения споров.

6. Установление юридической ответственности. Справедливость требует восстановления нарушенного состояния и возмещения вреда. Рыночная справедливость требует материальной ответственности.[7]

6.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Государственное регулирование экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Оно решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, смягчения циклических колебаний, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах производства и поддержания внешнеэкономического равновесия. Таким образом, государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства.

Для обозначений роли государства в национальном хозяйстве в правовой и экономической литературе используются разные термины: «государственное вмешательство в экономику», «государственное регулирование экономики», «государственная экономическая политика». Менее всего соответствует сущности явления первый термин. Он вызывает представление о вмешательстве одной самостоятельной системы (государства) в другую. В действительности государство — это не внешняя система, а составная часть, элемент рыночной экономики.

Наиболее соответствующими сущности явления представляются термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика». Понятие «государственная экономическая политика», на первый взгляд, шире понятия «государственное регулирование экономики», так как первое понятие может основываться на принципе неучастия государства в хозяйственной жизни общества. Однако это не так. В современных условиях немыслимо неучастие государства в социально-экономических процессах, в организации и финансировании научных исследований, образования, социального обеспечения, охраны окружающей среды. Государство не может существовать, не собирая налогов, не финансируя аппарат управления и армию, не регулируя денежное обращение и внешнеэкономическую деятельность. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в условиях рыночного хозяйства в некоторой степени можно считать идентичными.

По мере развития рыночного хозяйства постоянно возникают и обостряются экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически, на базе частной собственности. Возникает необходимость значительных инвестиций в предприятия малорентабельные или нерентабельные, с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требуют проведения общегосударственной экономической политики.

Государственное регулирование экономики решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и в социальной сфере. Именно острота экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем, осознанная государственными и общественными субъектами, вызывает конкретные акции со стороны государственных органов. Государственное регулирование ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превратившая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми призвано справиться государство.

Государственное регулирование стало постоянным функционирующим механизмом в национальном и международном масштабах. Системы свободного рынка и директивной экономики изжили себя, что убедительно доказали Великая депрессия 30-х гг. в США и распад экономики бывшего СССР в начале 90-х гг. На смену им пришла система экономического управления, сочетающая рыночные и государственные методы регулирования. Поэтому задачей государственного регулирования является объединение в едином механизме преимуществ обеих систем. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов и, следовательно, терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами государственного участия. И наоборот, неэффективность государственных предприятий требует использования более гибких частных и смешанных форм собственности и предпринимательства, косвенного экономического регулирования.

Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп, успехи прогнозирования, компьютеризация и информатика усиливают необходимость и расширяют возможности государственного регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка, планомерного регулирования в национальном и международном масштабах.

В рыночной экономике государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты, а также во введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От государства требуется обеспечение: развития инфраструктурных отраслей экономики; подавление негативных проявлений рыночного механизма; заботы о подрастающем поколении; финансирования образования и культуры общества; субсидирования экологических организаций. Кроме того, если не поставить под государственный контроль крупные монополии, то они повышением цен доведут платежеспособный спрос до критического уровня.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику, причем его роль возрастает с развитием научно-технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением международного разделения труда.

Объекты государственного регулирования — это условия, процессы, отношения, элементы и секторы национального хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Они представляют собой как бы осознанные «болевые точки» рыночной экономики, проблемы, трудности, кризисы, требующие постоянного наблюдения и заблаговременной диагностики, подбора и дозирования средств снятия напряженности, ликвидации узких мест, разрешения кризисов, принятия оперативных или профилактических мер.

Государственное регулирование экономики опирается на глубокое знание и правильное использование объективных экономических

законов развития общества. Сознательное использование экономических законов предполагает, во-первых, познание обществом их сущности и механизма действия и, во-вторых, реализацию общественного знания в практической деятельности.

Адекватность объективных экономических законов высокому современному развитию производительных сил может быть достигнута только с помощью государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики осуществляетсяпоследующим основным направлениям.

1. Государство выступает прежде всего как властная структура, устанавливающая правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов и влияющая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. Важнейшая задача государства — разработка стабильной и непротиворечивой правовой базы.

Властные функции могут реализовываться на базе принятия нормативных актов общего действия, утверждающих единые правила по--ведения для всех субъектов хозяйствования, а также путем установления различных правовых режимов для отдельных их групп.

2. Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют на равных основаниях акционерные, арендные, частные и государственные предприятия. Каждая форма собственности по-своему приспосабливается к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Поскольку рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то исключается господство какой-либо одной формы собственности.

3. Важную роль в развитии экономики играет инвестиционная деятельность; Государственное регулирование инвестиционного процесса направлено как на стимулирование источников накопления внутри страны, так и на широкое привлечение иностранного капитала. Инвестиционная деятельность отражается в соответствующей государственной политике, осуществляемой на основе определенных принципов, которые не являются постоянными и зависят от того или иного этапа развития экономики страны и намеченных в ней преобразований.

4. Сфера материального производства является основным объектом государственного регулирования. Задачами государства в ней являются: стабилизация основных показателей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей; структурная перестройка общественного производства в направлении его социальной ориентации; техническое перевооружение отраслей материального производства; повышение качества продукции отечественных предприятий до уровня требований мирового рынка; рационализация размещения производства; обеспечение безопасности производства и т. д. Рычагами воздействия на материальное производство становятся финансово-кредитная и инвестиционная политика.

5. Одним из важных направлений государственного регулирования экономики является регулирование рынка труда. Государственное регулирование занятости ощутимо проявляется в разработке специального законодательства, программ по стимулированию занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, по переподготовке и подготовке рабочей силы. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы. Они содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся, смягчают болезненные недостатки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены рабочей силы, напрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

6. Важнейшей задачей государственного регулирования становится обеспечение экономической безопасности страны. Наиболее реально экономической безопасности угрожает деформированность структуры производства (усиление топливно-сырьевой направленности), возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, расслоение общества и криминализация хозяйственной деятельности. При чрезмерной либерализации без должного государственного регулирования • экономики слаборазвитых и развивающихся стран легко могут подпасть под диктат высокоразвитых промышленных стран и крупных иностранных корпораций. Поэтому важно сохранить государственный контроль за стратегическими ресурсами, количественными и качественными параметрами состояния экономики, выход за пределы которых угрожает экономической безопасности.

Особое внимание государство уделяет регулированию финансового и валютного рынков, денежного обращения. Оно защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, развивает секторы, которые выгодно иметь в государственной собственности. Государственные органы власти разрабатывают и проводят в жизнь бюджетную, налоговую, промышленную, инвестиционную, экономическую и социальную политику Государство предусматривает и меры по развитию внешнеэкономической деятельности, форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами.

Приведенный перечень основных направлений государственного регулирования экономики этим не ограничивается. Имеются и другие направления. При этом важно, чтобы все меры государства по регулированию экономических процессов предпринимались в интересах общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования.

Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно граждан, предлагает соответствующие формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них положительное или отрицательное влияние.

Главными исполнителями государственного регулирования экономики являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный банк страны.

В государствах с федеральным устройством существуют центральные и местные парламенты, правительства и суды, занимающиеся наряду с решениями других задач регулированием на общегосударственном и региональном уровнях. Решаемые хозяйственные задачи и функции этих органов четко разграничены. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования. Все более независимыми от законодательной власти в осуществлении экономической политики становятся исполнительные органы.

В парламентах, принимающих законы, определяющие развитие экономики страны, ежегодные бюджеты и отчеты по ним, утверждающих среднесрочные народнохозяйственные программы, решающую роль играют комитеты, подкомитеты и комиссии по экономическим вопросам. Именно в этих комитетах достигаются компромиссы между группами хозяйственных интересов, партиями, согласовываются общие и частные вопросы ориентации конъюнктурной, структурной, социальной, финансовой и внешнеэкономической политики. Направления экономической политики в регионах согласовываются и определяются в местных парламентах.

Наши рекомендации