Основные разделы и технико-экономические показатели производственной программы
Личко Г.П.МИТСО
• Производственная программа – основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.
• Производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства.
Исходные данные при разработке производственной программы
1. уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг);
2. результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;
3. данные по спросу на продукцию предприятия;
4. сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;
5. сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска за предыдущий период по уровням качества;
6. сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по его периодам (месяцам, кварталам);
7. расчеты производственной мощности предприятия;
8. прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;
9. решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.
Производственная программа дает ответы на
1. какие виды продукции и в каких количествах производить?
2. в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю?
3. какого качества должна быть продукция в планируемом периоде;
4. сколько дополнительно предприятие может выпустить продукции, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов;
5. каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;
6. каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения.
Основные разделы производственной программы
• Первый раздел - задание (план) по выпуску продукции в натуральных физических единицах измерения: тонны, штуки, киловатты и т.д.
• Широко используются условно-натуральные измерители.
• Выпуск продукции в натуральном измерении характеризуют показатели «номенклатура» и «ассортимент».
• Второй раздел производственной программы предприятия - выпуск продукции в стоимостном (денежном) измерении.
• Основные стоимостные показатели производственной программы предприятия:
• 1. товарная продукция (ТП); характеризует стоимость готовой для данного предприятия продукции, которую можно поставлять потребителям.
• В современной практике учета и отчетности данный показатель называется «объем произведенной продукции (ОПП)»;
• 2.- валовая продукция (ВП); характеризует общий объем выполненных работ на предприятии, поэтому включает ТП, а также другие работы и оказанные услуги (незаконченную продукцию, производство инструментов и приспособлений для собственных нужд и др.);;
• 3.- добавленная стоимость (чистая продукция); включает только стоимость, созданную трудом работников данного предприятия, т.е. фонд оплаты труда и прибыль, и не включает материальные затраты и амортизационные отчисления, т.е. прошлый труд.
• Третий раздел производственной программы предприятия - объем поставок.
• Он содержит задания по объему поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте и разрабатывается в соответствии с заключенными договорами.
• Объем поставок определяется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
• Стоимостным показателем является объем продаж (реализуемая продукция).
• Продукция считается реализованной, если она оплачена потребителем , и данный показатель характеризует реальный объем продаж и поэтому занимает особо важное место в системе стоимостных показателей по выпуску и реализации продукции на предприятии.
Общие направления производственной программы, характерные для всех предприятий
• Первое — это государственный заказ, доводимый предприятию органами государственного управления по производству продукции производственно-технического назначения и социально значимой продукции.
• Государственный заказ должен быть выгодным для предприятия, оптимальным, обеспечивать важнейшие народнохозяйственные пропорции, должна соблюдаться взаимная ответственность сторон за его выполнение.
• Второе - прямые хозяйственные договоры с потребителями продукции.
• Маркетологи, менеджеры организовывают выставки изделий своих предприятий, участвуют в конкурсах, тендерах и т.д.
• В результате формируется возможный объем продаж с подробным перечнем номенклатуры и ассортимента, оформленный в договорах.
• В прямых хозяйственных договорах определяется наибольшая часть производимой продукции.
• Третье - свободная продажа продукции предприятия на рынке, в первую очередь через систему фирменных магазинов.