Стратегия развития и инновационного подхода
Предприятие должно планировать свое развитие, иначе оно, в лучшем случае, будет просто находиться в состоянии стагнации. План развития должен определять источники развития и то, как оно будет осуществляться – органически, путем стратегических инвестиций, выкупа/операций купли-продажи с производителями однотипных продуктов и т.д.
Инновационный подход подразумевает: - Другое поведение руководства. - Новые способы управления предприятием в существующих условиях и на существующих рынках. - Другие способы совместной работы персонала предприятия, предполагающие обмен информацией и идеями. - Коллективный анализ и совместное обсуждение результатов деятельности, совместная ответственность за реализацию планов и достижение целей.
Именно эти поведенческие инновации позволят: a) убедить кредиторов в том, что в ответ на их сговорчивость в отношении долгов предприятие будет в будущем управляться иным образом, отличным от того, как оно управлялось в прошлом; б) сделает предприятие более привлекательным для потенциальных инвесторов/ покупателей.
Кризисная стратегия является специфическим проявлением стратегического менеджмента и в этом смысле она должна решать 3 задачи: - определение стратегического видения и миссии предприятия; - установление целей предприятия; - разработка задач по достижению целей, соответствующих стратегическому видению и миссии.
Применительно к неплатежеспособному предприятию эти задачи формулируются так: - формулирование нового стратегического видения и новой миссии предприятия; - установление новых целей предприятия; - разработка новых задач по достижению новых целей, соответствующих новымстратегическому видению и миссии. Есть еще одна методика выбора антикризисной стратегии - итеративный подход (метод последовательных приближений). Итеративный подход состоит в следующем:
· намечается первый приблизительный вариант кризисной стратегии;
· этот вариант обсуждается с заинтересованными лицами (собственниками, кредиторами, потенциальными инвесторами, профсоюзами) и выясняется, на какие уступки и расходы готовы пойти заинтересованные лица для реализации предварительного варианта;
· с учетом намерений заинтересованных лиц кризисная стратегия уточняется и в результате появляется второй, более точный и подробный вариант;
· второй вариант опять обсуждается с заинтересованными лицами, при этом уточняются их планы и намерения;
· вырабатывается третий вариант антикризисной стратеги, и т.д.
Разработка и содержание плана кризисных мероприятий
План кризисных мероприятий должен четко продемонстрировать следующее: 1.Анализ финансовой отчетности, демонстрирующий понимание финансовой структуры предприятия и его основных кредиторов, а также уязвимых точек. 2.Подготовку сметы выручки средств от реализации излишних активов предприятия. 3.Разработку прогнозов поступлений/расходов/рентабельности и денежных потоков на основе известного/расчетного и реального уровня спроса.
План кризисных мероприятий может предусматривать: 1.Переоформление обязательств. 2.Конверсию обязательств в акционерный капитал. 3.Списание долгов, что обеспечит возможность обслуживать реструктурированные финансовые обязательства за счет прогнозируемого уровня доходности согласно проекту плана. 4.Любые новые вливания денежных средств путем взносов в акционерный капитал, «мягких» кредитов, субсидий и обычных кредитов. 5.Оптимизацию (сокращение) расходов. 6.Реорганизацию и реструктуризацию как всего предприятия в целом, так и отдельных направлений его деятельности. 7.Введение инноваций в материальные и нематериальные элементы производства и бизнеса, включая новую управленческую культуру.
При разработке и реализации плана следует придерживать трех основных принципов: 1.Ко всем сторонам должен быть равноправный подход. 2.Кредиторы должны получить от кризис-менеджмента не меньше, чем при ликвидации. 3.Реструктурированное предприятие должно иметь предпосылки жизнеспособности в будущем.
Характерной чертой разработки плана антикризисных мероприятий является принцип планирования «от конца к началу». Это принцип означает, что сначала в соответствии с выбранной стратегией и располагаемыми ресурсами определяются ключевые конечные характеристики кризисного плана: сроки реализации, стоимость реализации, основные параметры предприятия к моменту завершения антикризисной программы.
Затем планируются отдельные мероприятия, причем содержание и последовательность мероприятий строятся таким образом, чтобы обеспечить достижение в намеченные сроки ключевых конечных характеристик кризисного плана.
План кризисных мероприятий должен быть конкретным: т.е. он должен представлять собой не только сетевой график реализации отдельных мероприятий, но в отношении каждого мероприятия должно быть указано:
· содержание;
· сроки и длительность реализации;
· планируемый результат;
· стоимость реализации;
· условия реализации (например, успешное завершение смежных мероприятий или получение каких-то государственных лицензий, разрешений, сертификатов);
· структуру (должность), ответственную за реализацию мероприятия.