Глава 2. производство и сбыт 3 страница

Данные показатели следует внимательно контролировать с целью избежания резкого дисбаланса между предложением и рыночным спросом. Самая общая рекомендация состоит в следующем: при планировании производства желательно добиваться ситуации, когда прогноз запаса готовой продукции на начало следующего месяца приблизительно равняется прогнозу спроса или несколько его превышает.

Если существующие мощности (даже с учетом их усиленной эксплуатации) не позволяют удовлетворить рыночный спрос, то следует подумать: в тактическом плане - о повышении цен на продукцию или снижении неценовых факторов спроса, а в стратегическом - о покупке еще одной единицы оборудования и открытии нового цеха

На основании принятых решений по продолжительности рабочего дня и количеству смен при заданных характеристиках оборудования формируются следующие показатели:

× количество занятых рабочих (рассчитывается как произведение норматива рабочих и количества смен);

× загрузка мощности (произведение коэффициента рабочего времени и количества смен);

× объем производства (произведение текущей мощности и загрузки мощности);

× расход сырья (произведение объема производства и текущей материалоемкости);

× удельная цеховая себестоимость.

Сравнение требуемого и наличного количества рабочих вызывает процесс их приема или увольнения в начале текущего месяца. Если расход сырья окажется выше запаса сырья на начало месяца, который показан в верхней части экрана, то запланированный объем производства будет невозможен. Компьютер выдаст соответствующее предупреждение, и фирме придется снизить план. По этой причине необходимо заранее обеспечивать достаточный запас сырья, если предприятие намерено расширять производство (см. Решения - Покупка сырья).

При расчете удельной цеховой себестоимости учитываются стоимость используемого сырья, расходы на оплату труда, включая единый социальный налог, плата за аренду цеха, амортизация оборудования, расходы на его ремонт, расходы на контроль качества, хранение сырья, расходы по приему и увольнению работников.

При прочих равных условиях на удельную цеховую себестоимость влияют тип оборудования, установленного в цехе, и степень его изношенности, а также принятые решения по продолжительности рабочего дня и количеству смен (чем ниже коэффициент рабочего времени и количество смен, тем выше этот показатель, что, естественно, нежелательно). Изменяя эти показатели, можно проследить, как изменяется удельная цеховая себестоимость. Полная себестоимость продукции одного вида, всегда выше удельной цеховой.

Если в одном из цехов этот показатель значительно выше, чем в других, то, скорее всего, причина кроется в сильной изношенности оборудования данного цеха и, следовательно, есть повод подумать о его закрытии (см. Списание оборудования).

В разделе Отчеты – Производство продукции приводится управленческая отчетность о результатах производства в каждом из действующих цехов. Раздел имеет три экрана по количеству видов производств: Вид А, Вид В и Вид С. Практически все представленные здесь показатели взяты из раздела Решения – Производство продукции (за прошлый месяц), где они выступали как плановые. В то же время данный отчетный раздел служит аналитическим приложением к разделу Сводный отчет – Производство. Важные показатели удельной цеховой и производственной себестоимости детально раскрываются в разделе Отчеты – Производственная себестоимость.

В разделе Отчеты – Производственная себестоимость приводится управленческая отчетность о расходах, связанных с производством продукции в отчетном месяце. Раздел имеет четыре экрана: Общие данные, Продукт А, Продукт В и Продукт С. На первом экране представлен расчет производственной себестоимости продукции вида А, В и С в целом, а на остальных экранах – этот расчет детализируется в разрезе конкретных цехов по производству продукции соответствующего вида.

Прямые затраты. Под прямыми затратами понимаются расходы предприятия, непосредственно обусловленные процессом производства. В данной программе статьями прямых затрат являются:

× Материальные затраты - учетная стоимость использованного сырья.

× Оплата труда - фонд заработной платы.

× Единый социальный налог - 35.6% от фонда заработной платы.

Общепроизводственные расходы. Под общепроизводственными расходами понимаются расходы предприятия, связанные с производственным процессом, но, как правило, не находящиеся в прямой зависимости от объема производства. Статьями общепроизводственных расходов в программе являются:

1. Арендная плата за помещения цехов. По правилам игры, аренда цеха начинается с момента доставки туда оборудования для монтажа и заканчивается в момент списания оборудования. В начале игрового курса месячная арендная плата устанавливается на некотором уровне, который в дальнейшем регулярно пересматриваться в сторону увеличения с учетом инфляции.

2. Амортизация производственного оборудования.

3. Ремонт оборудования.

4. Контроль качества.

5. Хранение сырья.

6. Прием и увольнение рабочих.

Заметим, что первые три из указанных статей можно непосредственно разнести по цехам, т.е. местам их возникновения. В то же время остальные три статьи обеспечивают процесс производства данного продукта в целом. Так, расходы на контроль качества при производстве продукции определенного вида устанавливаются единой суммой, без разбивки по цехам. В общем случае прием и увольнение рабочих происходит исходя из потребностей данного производства в целом, а не конкретного цеха. По этой причине на экранах Продукт А, Продукт В и Продукт С последние три статьи общепроизводственных расходов показаны лишь в итоговом столбце, без распределения по цехам, хотя в принципе их нетрудно распределить, например, пропорционально цеховым объемам производства.

Цеховая себестоимость. Прямые затраты и первые три статьи общепроизводственных расходов образуют цеховую себестоимость продукции. Делением этой величины на объем производства получается удельная цеховая себестоимость продукции. Данный показатель следует использовать для сравнительного анализа уровня затрат в различных цехах по производству продукции данного вида. Если удельная цеховая себестоимость в каком-то цехе начала расти опережающими темпами, то, скорее всего, это происходит из-за сильной изношенности оборудования цеха, которая проявляется в падении мощности, увеличении материалоемкости и росте расходов на ремонт.

Расходы прошлых периодов. Особая статья Расходы прошлых периодов имеет ненулевое значение в том случае, если в месяце, предшествующем отчетному, продукция не производилась и в то же время были понесены те или иные производственные расходы. Эти расходы по незавершенному производству остаются на счетах затрат до тех пор, пока не будет фактически произведенной продукции. Данная статья появляется, например, в отчете за третий месяц игры (март 2001 г.) при условии, что в первом месяце оборудование было приобретено и, следовательно, во втором месяце (месяце монтажа) началось начисление арендной платы, хотя производства еще не было. Сумма арендной платы за второй месяц войдет в состав производственной себестоимости продукции, произведенной в третьем месяце.

Производственная себестоимость. Производственная себестоимость определенного вида продукции получается добавлением к суммарной цеховой себестоимости последних трех (не распределяемых) статей общепроизводственных расходов и расходов прошлых периодов, если таковые имеются. Удельная производственная себестоимость – это результат деления указанного показателя на совокупный объем производства продукции данного вида. При этом уже не важно, в каком именно цехе она была произведена.

Согласно используемому в программе методу производственной (сокращенной) себестоимости, готовая продукция учитывается на складе предприятия и списывается в момент продажи по производственной себестоимости. В то же время предприятие несет коммерческие расходы и общехозяйственные расходы. Они целиком включаются в полную себестоимость проданной продукции за отчетный месяц.

Связь с бухгалтерским учетом. Раздел Отчеты – Производственная себестоимость служит аналитическим приложением к следующим счетам бухгалтерского учета:

× счет 20 «Основное производство»;

× счет 25 «Общепроизводственные расходы».

Итоговые данные этого раздела (показанные в столбце «Всего» на первом экране) формируют:

× суммы всех проводок в Журнале операций с использованием указанных счетов;

× Главную книгу и Оборотно-сальдовую ведомость в части, касающейся указанных счетов.

В течение месяца все элементы прямых затрат и общепроизводственных расходов учитываются на соответствующих субсчетах счетов 20 и 25. В конце месяца общепроизводственные расходы целиком списываются со счета 25 в дебет специального субсчета счета 20. В результате на счете 20 собираются все статьи производственной себестоимости продукции. При наличии производства сальдо счета 20 целиком переносится в дебет счета 43 «Готовая продукция». На бухгалтерском языке это означает, что произведенная продукция отгружена на склад.

2.4. Оплата труда и контроль качества.

Считается, что предприятию по характеру его производства требуются рабочие одной простой квалификации. В игре явным образом учитываются только те работники предприятия, которые непосредственно заняты в цехах по производству продукции, т.е. рабочие.

Решения относительно оплаты труда производственного персонала принимаются разделе – Решения – Производство и сбыт – Оплата труда. Рис. 2.9.

Раздел имеет четыре экрана: Общие данные, Производство А, Производство В и Производство С. Все решения принимаются на экране Общие данные, где содержится сводная информация о персонале в разрезе видов производств. На остальных экранах приведена более детальная информация о фонде заработной платы в разрезе цехов по производству отдельных видов продукции. Считается, что предприятию по характеру его производства требуются рабочие одной простой квалификации.

Рис. 2.9. Решения по оплате труда

Менеджеры устанавливают не абсолютный размер ставки заработной платы, а уровень оплаты труда относительно среднерыночной месячной ставки заработной платы, которая показывается в верхней части экрана. Например, уровень оплаты труда, равный 1,05, означает, что месячная ставка на 5% превышает среднерыночную. Уровень оплаты труда для разных видов производств может быть различным. В процессе игрового курса среднерыночная месячная ставка будет систематически расти под действием инфляции. Вслед за ней будут автоматически расти и ставки оплаты труда на предприятии.

По правилам игры, фирмы не могут устанавливать уровень оплаты труда ниже 0,9, причем при уровне оплаты от 0,9 до 1 рабочие начинают увольняться по собственному желанию. В этом случае придется нести дополнительные расходы по найму новых рабочих в размере среднерыночной месячной ставки на человека. Считается, что уровень оплаты труда оказывает влияние на качество изготовляемой продукции.

Чем выше оплата труда, тем выше качество продукции.

По умолчанию уровень оплаты труда в начале игры равен 1, а в очередном месяце – уровню оплаты, который был установлен фирмами в предыдущем месяце.

Фонд заработной платы. Расчет фонда заработной платы в разрезе цехов приводится на экранах Производство А, Производство В и Производство С. На экране Общие данные видны итоги этого расчета по видам производств.

Заработная плата рабочего складывается из двух составляющих: повременной оплаты труда и доплаты за сверхурочные часы работы. Повременная оплата получается умножением месячной ставки на коэффициент рабочего времени при условии, что этот коэффициент больше или равен 0,5. Если же он меньше 0,5, но больше 0, то независимо от его конкретной величины берется половина месячной ставки. Доплата за сверхурочную работу возникает в том случае, когда коэффициент рабочего времени больше единицы. Она составляет 50% от нормальной повременной оплаты. Иными словами, месячная доплата за сверхурочную работу рассчитывается как результат умножения половины месячной ставки на превышение коэффициента рабочего времени над единицей. Для каждого действующего цеха можно устанавливать свой коэффициент рабочего времени. Поэтому фактическая заработная плата рабочих в различных цехах одного и того же производства может быть разной.

Движение персонала. Фирмы не принимают в явной форме решений по приему и увольнению рабочих. Эти действия программа осуществляет автоматически в начале текущего месяца на основе принятых решений по количеству смен в действующих цехах, при пуске цеха в эксплуатацию или его закрытии.

Процессы приема или увольнения рабочих в разных производствах (А, В или С) происходят независимо друг от друга. Иными словами, в игре отсутствует перемещение рабочих между разными производствами, хотя они могут перемещаться между цехами одного и того же производства. Если конкретному производству в целом требуется больше рабочих, чем их имеется в наличии на начало месяца, то происходит прием дополнительных рабочих, а если меньше, то - увольнение лишних рабочих.

Расходы по приему и увольнению. По правилам игры, расходы по приему одного рабочего равны среднерыночной месячной ставке заработной платы, а расходы по увольнению в виде выходного пособия – двум месячным ставкам в соответствующем производстве.

В разделе Отчеты – Производство и сбыт – Оплата труда приводится управленческая отчетность о заработной плате на предприятии и связанных с ней налогах. Раздел имеет четыре экрана: Общие данные, Производство А, Производство В и Производство С. На первом экране представлена сводная информация по видам производств, а на остальных – эта информация раскрывается в разрезе цехов по производству продукции вида А, В и С соответственно.

Представленный расчет фонда заработной платы взят из раздела Решения – Производство и сбыт – Оплата труда (за прошлый месяц). В данном разделе он выступает как фактический расчет, а в указанном разделе для принятия решений – как плановый. Фонд заработной платы входит в цеховую себестоимость продукции по элементу Прямые затраты.

Из начисленной заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц в размере 13%. Отметим, что в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ из дохода налогоплательщика в целях налогообложения могут производиться разнообразные вычеты. Для простоты этот момент в программе не учитывается.

Зарплата начисляется в конце отчетного месяца, а выдается (за вычетом налога) в начале следующего месяца. По строке К выдаче на руки показывается задолженность предприятия перед работниками на конец отчетного месяца.

Единый социальный налог рассчитывается как 35,6% от фонда заработной платы и уплачивается раздельно в следующие фонды социального страхования и обеспечения:

× Фонд социального страхования (4%);

× Пенсионный фонд (28%);

× Фонд обязательного медицинского страхования (3,6%).

Согласно главе 24 Налогового кодекса РФ для данного налога применяется регрессивная шкала ставок. Для простоты этот момент также не учитывается. Единый социальный налог входит в цеховую себестоимость продукции по элементу Прямые затраты.

Раздел Отчеты – Оплата труда служит аналитическим приложением к следующим счетам бухгалтерского учета:

× счет 20 «Основное производство», субсчета 20/2 «Оплата труда» и 20/3 «Единый социальный налог».

× счет 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет 68/1 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

× счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

× счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

Итоговые данные этого раздела формируют:

× суммы всех проводок в Журнале операций с использованием указанных счетов;

× Главную книгу и Оборотно-сальдовую ведомость в части, касающейся указанных счетов;

× следующие статьи Бухгалтерского баланса: «Кредиторская задолженность по оплате труда», «Кредиторская задолженность по социальному страхованию» и «Кредиторская задолженность по налогам» (в части налога на доходы физических лиц).

В разделе Отчеты – Производство и сбыт – Движение персонала приводится управленческая отчетность об изменении численного состава рабочих за отчетный месяц и расходах, связанных с их приемом и увольнением. Практически все представленные здесь показатели содержатся и в разделе Решения – Производство и сбыт – Оплата труда (за прошлый месяц). В данном отчете они выступают как фактические данные, а в указанном разделе для принятия решений – как планируемые.

Новым показателем является лишь количество ушедших рабочих. По правилам игры, некоторая, заранее неизвестная часть рабочих уходит с предприятия по собственному желанию, если уровень оплаты труда находится между 0,9 и 1 (ниже 0,9 данный показатель опускаться не может). Увольнение по собственному желанию происходит в конце месяца, после завершения процесса производства. Поэтому количество рабочих на конец месяца определяется как разность между количеством занятых рабочих и количеством ушедших рабочих.

Расходы по приему и увольнению рабочих входят в производственную себестоимость продукции по элементу Общепроизводственные расходы.

Качество готовой продукции оказывает существенное влияние на рыночный спрос. В свою очередь, качество продукции определяют в игре три фактора:

× качество сырья;

× уровень оплаты труда;

× расходы на контроль качества в процессе производства.

При этом качество продукции, как и качество сырья, измеряется условным числовым показателем, нормальным значением которого считается 1.

Качество продукции, произведенной в одном месяце, но в разных цехах, считается одинаковым (т.е. ради простоты, качество не зависит от типов оборудования). В то же время продукция различных месяцев может различаться по качеству. Чтобы не вести учет отдельных партий продукции, предполагается, что вся готовая продукция на складе характеризуется единым (средним) показателем качества. Аналогичное соглашение действует и в отношении разносортных партий сырья на складе: в расчет принимается их единый (средний) показатель качества.

Решения по контролю качествапринимаются в разделе – Решения – Производство и сбыт – контроль качества. Рис. 2.10.

Рис. 2.10. Решения по контролю качества

Информация к анализу качества. Первые два фактора качества продукции - качество сырья на складе и уровень оплаты труда - определяются решениями самих игроков в других разделах игры. Соответствующая информация приводится в верхней части экрана. Перед ними для справки показываются качество продукции на складе на начало текущего месяца (на него уже повлиять невозможно) и среднерыночное качество продукции в прошлом месяце.

Ниже приведены нормативные расходы на контроль качества. Это такие расходы, при которых показатель качества изготовляемой продукции будет совпадать с показателем качества использованного сырья, если только уровень оплаты труда в соответствующем производстве равен единице.

Нормативные расходы на контроль качества вычисляются в программе путем умножения планового объема производства на некоторый стоимостной параметр, выражающий такие расходы на единицу продукции. В процессе игры нормативные расходы будут расти под действием инфляционных факторов, даже если производство не расширяется.

Фирмы устанавливают не абсолютную сумму, а уровень расходов на контроль качества относительно нормативной величины. При этом сумма расходов на контроль качества получается путем умножения норматива на уровень. Если уровень оплаты труда и уровень расходов на контроль качества равны единице, то качество продукции «наследует» качество сырья. С увеличением или уменьшением каждого из этих показателей (при фиксации другого) качество продукции соответственно увеличивается или уменьшается. Считается, что качество продукции, которая будет изготовлена в текущем месяце, можно точно спрогнозировать на основе известных значений указанных факторов. Поэтому качество изготовляемой продукции сразу указывается на данном экране.

Принимая решения, воздействующие на качество продукции, игрокам необходимо помнить, что все они являются затратными. Поэтому естественное стремление превзойти конкурентов по данному показателю должно разумно сочетаться с экономией на издержках производства.

Например, попытки увеличить качество продукции в 2 раза в сравнении с качеством сырья за счет увеличения уровня оплаты труда и (или) расходов на контроль качества приведут к столь большим расходам, что, скорее всего, фирма получит убыток от продажи продукции.

По умолчанию уровень расходов на контроль качества в начале игры равен единице, а в очередном месяце – уровню расходов, который был установлен в предыдущем месяце.

2.5. Сбыт

Одна из самых сложных и ответственных задач для участников игры - принятие решений по сбыту продукции. Продукция А, В и С реализуется на независимых рынках А, В и С соответст­венно.

Здесь каждая фирма конкурирует с другими предприятиями, производя­щими аналогичную продукцию и имеющими аналогичные возможности для ведения бизнеса.

Кроме явных конкурентов, в игре присутствуют и скрытые, действия которых моделирует компьютер. Их общее количество равно количеству фирм-участниц игры. Если все фирмы-участницы будут следовать действиям скрытых конкурентов, то их общая доля рынка окажется равной 50% и она будет поделена между ними поровну. Фактическая доля рынка каждой фирмы зависит от ее решений по сбыту и от аналогичных решений всех остальных фирм.

Таким образом, общее число конкурирующих фирм относительно невелико. Поэтому рынок, на котором фирмам придется действовать, является олигополией. У игроков будет возможность в разумных рамках изменять цену, что невозможно в условиях чистой конкуренции. В то же время они не смогут диктовать цену потребителям, как это происходит в условиях чистой монополии.

Продукция реализутся через торговых агентов, которые работают на условиях комиссионного вознаграждения. Размер вознаграждения равен заранее оговоренному проценту от стоимости проданной продукции. Этот процент называется ставкой комиссионных по сбыту.

В текущем месяце продается только та продукция, которая имеется в наличии на начало месяца(продукция произведенная в прошлом месяце плюс остатки продукции не проданной в предыдущих месяцах). Фактический объем продаж вычисляется как минимум из имеющегося запаса продукции и рыночного спроса на нее. Рыночный спрос на продукцию зависит, во-первых, от общей емкости рынка и, во вторых, от решений самих фирм по факторам спроса в сопоставлении с аналогичными решениями конкурентов.

В течение игрового курса общая емкость рынков А, В и С будет изменяться, отражая жизненный цикл соответствующего продукта. Согласно теории жизненного цикла, отношение к любому продукту со стороны потребителей последовательно проходит следующие стадии [19]:

× появление интереса;

× быстрый рост спроса;

× насыщение спроса;

× спад интереса. Рис. 2.11.

 
 

Рис. 2.11. Жизненный цикл продукта

Как и в реальной жизни так и в игре, невозможно точно знать кривую жизненного цикла конкретного продукта. Более того, заранее неизвестно, укладывается ли весь жизненный цикл каждого из продуктов А, В и С в отведенный игровой период. Не исключено, что игровой период будет захватывать лишь некоторые из стадий жизненного цикла того или иного продукта. Одна из использующихся схем жизненных циклов товаров А, В и С может выглядеть следующим образом. Рис. 2.12.

 
 

Рис. 2.12. Жизненные циклы товаров А, В, С.

Игрокам остается лишь одно: внимательно следить за рынками и пытаться уловить их тенденции, чтобы делать правильные стратегические решения. Важно не только вовремя выйти на рынок, но и вовремя с него уйти.

К упомянутым выше факторам спроса относятся:

× цена продукции;

× качество продукции;

× расходы на рекламу;

× ставка комиссионных по сбыту.

Последние три показателя называются неценовыми факторами спроса. Устанавливая те или иные значения цены и неценовых факторов спроса относительно их среднерыночного уровня, фирмы вступают в ценовую и неценовую конкуренцию с другими продавцами. Прямым результатом конкуренции является доля рынка каждой из фирм, т.е. отношение выручки от продажи продукции предприятия к совокупному стоимостному объему продаж аналогичной продукции на рынке. Вместе с тем следует помнить, что основной задачей является достижение максимума прибыли от продажи продукции, т. е. разницы между выручкой от продажи и полной себестоимостью проданной продукции. Следовательно, необходимо стремиться к увеличению выручки и уменьшению себестоимости, помня, что приоритетной целью является максимизация разницы между ними.

Полезно иметь в виду следующие общие положения, заложенные в модель рынка:

× При прочих равных условиях увеличение цены на продукцию приводит к уменьшению спроса, а значит, и физического объема продаж. При этом выручка от продажи и прибыль от продажи будут сначала увеличиваться, а затем падать. При установлении слишком высокой цены в сравнении со среднерыночной ценой спрос на продукцию станет нулевым.

× Каждый из неценовых факторов спроса является существенным в том смысле, что при нулевом его значении спрос и, следовательно, объем продаж окажутся равными нулю. По мере увеличения его значения объем продаж и выручка от продажи будут расти, но со все уменьшающимся темпом. Поэтому прибыль от продажи сначала будет увеличиваться, а затем падать. При очень больших значениях неценового фактора спроса затраты перекроют выручку, и возникнет убыток. Таким образом, не следует ставить самоцелью во что бы то ни стало обогнать конкурентов по неценовым факторам спроса. Это может не улучшить, а ухудшить финансовое положение.

× Реклама вызывает долговременный, постепенно затухающий эффект. Поэтому на результаты данного месяца оказывают влияния не только текущие расходы на рекламу, но и расходы, понесенные за последние несколько месяцев. В то же время ради простоты в игре считается, что прочие факторы спроса не имеют «исторического шлейфа». В каждый момент важны лишь их текущие значения.

× Спрос на продукцию предприятия зависит не только от решений менеджеров, но и от решений конкурентов. Например, если в течение некоторого периода фирма держит неценовые факторы спроса на постоянном уровне, а конкуренты их увеличивают, то спрос на ее продукцию начнет снижаться.

Как и в реальной жизни, точные зависимости спроса от указанных факторов игрокам не известны. Например, невозможно заранее знать, при какой цене достигается максимум прибыли от продажи, если даже имеется информация о текущих ценах конкурентов. Возможно, чтобы увеличить прибыль, надо устанавливать свою цену выше, чем у конкурентов, а может, и ниже. Понять конкретный рынок можно только эмпирическим путем, т.е. методом «проб и ошибок». Это и предстоит проделать каждому участнику игры в течение игрового курса. Решения, связанные со сбытом продукции принимаются в разделе: – Решения – Производство и сбыт – Продажа продукции. Рис. 2.11.

Рис. 2.11. Решения по продаже продукции

В верхней части экрана приводятся средневзвешенные значения цен и неценовых факторов на рынках А, В и С за прошлый месяц. В качестве коэффициентов взвешивания берутся доли рынка предприятий-конкурентов. Каждое предприятие оказывает влияние на эти средние показатели в меру его рыночного веса.

Ниже на экране приведена полезная информация о продукции предприятия:

Наши рекомендации