Работы нового подразделения
В рыночных условиях проверку эффективности вложения средств проводит рынок, поэтому после проведения расчетов в разделе 1 по обоснованию технико-экономических показателей специализированного цеха, студенту необходимо постараться продать как можно больше своей продукции для получения положительного финансового результата – прибыли своей фирмы «Студент».
Торги проводятся два раза в год: после первого и второго полугодий. Емкость рынка, число конкурентов и предлагаемая ими продукция постоянны и на каждое полугодие выглядят следующим образом (см.табл. 10).
Таблица 10
Ситуация на рынке продукции фирмы «Студент»
Наименование изделия | Емкость рынка, шт | Фирма «Студент» | Фирма «Конкурент 1» | Фирма «Конкурент 2» | |||
объем, шт | цена, руб/шт | объем, шт | цена, руб/шт | объем, шт | цена, руб/шт | ||
Изделие 1 | |||||||
Изделие 2 | |||||||
Изделие 3 | |||||||
Изделие 4 | |||||||
Изделие 5 | |||||||
Изделие 6 | |||||||
Изделие 7 | |||||||
Изделие 8 | |||||||
Изделие 9 | |||||||
Изделие 10 | |||||||
Изделие 11 | |||||||
Изделие 12 | |||||||
Изделие 13 | |||||||
Изделие 14 | |||||||
Изделие 15 | |||||||
Изделие 16 |
При проведении первых торгов в эту таблицу необходимо проставить рассчитанные в разделе 2 данные в столбец фирмы "Студент". При проставлении предлагаемых к продаже объемов продукции необходимо иметь ввиду, что на торги выносится 1/2 произведенной подразделением продукции за год.
Продукция i-го вида считается полностью проданной, если цена на нее у фирмы "Студент" меньше цен конкурентов, а емкость рынка не менее предложенного данной фирмой объема реализации продукции. Продукция i-го вида считается непроданной, когда у фирмы "Студент" самая большая цена. Возможна ситуация, когда продается часть продукции (цена у фирмы "Студент" находится в диапазоне между ценами конкурентов). Объем реализации в этом случае определяется как меньшее из двух величин:
- разность между емкостью рынка и предложенным объемом реализации конкурента, имеющего наименьшую цену;
- предлагаемый объем реализации продукции фирмы "Студент".
После первого полугодия необходимо рассчитать финансовый результат (прибыль или убыток):
П1 = S (Цi · niпродан) - ОР/2 , i=1 |
где niпродан – количество проданной в первом полугодии i-го вида продукции фирмой «Студент», шт.
Анализ финансового результата должен служить основой выработки стратегии участников торгов на второе полугодие. Конечной целью каждого студента должно быть обеспечение стабильного положительного роста финансового результата. Для достижения этой цели студентом могут быть предприняты следующие шаги:
1.Изменение объемов производства нового цеха в рамках существующей номенклатуры продукции.
2.Изменение рентабельности продукции, выпускаемой цехом.
После принятия решения о внесении изменений в объемы производства и рентабельность продукции следует провести расчет параметров нового цеха в соответствии с формулами, приведенными в разделе 2. При этом следует иметь ввиду, что если на торги для реализации выставляется 1/2 годового объема, то расчет по формулам раздела 2 предназначен для годовых объемов производства.
Новые годовые объемы производства по каждому виду продукции может быть любыми (от 0 до 99999 шт), но при этом должно выполняться условие сохранения трудоемкости производственной программы:
0,9 · S Трj j=1 | < | Трудоемкость новой годовой производственной программы | < | 1,1 · S Трj j=1 |
Новая рентабельность может быть выбрана персонально для каждого вида продукции, но при условии:
0 % | < | Рентабельность i-го вида продукции | < | 50 % |
В результате расчетов по новой годовой программе формируются основные параметры фирмы «Студент», необходимы для проведения вторых торгов - торгов за второе полугодие. Они выполняются аналогично первым – на торги выставляется 1/2 годового объема продукции. Также аналогично первому полугодию рассчитывается финансовый результат за второе полугодие.
По итогам проведенных торгов выполняются расчеты основных финансово-экономических показателей (себестоимость продукции, ожидаемая выручка, прибыль, рентабельность производства и продукции) как по полугодии, так и в целом за год и делаются выводы об экономической эффективности успешной работы нового цеха. Оценивается правильность выбранной стратегии и конкретных практических шагов, способствовавших повышению эффективности.