Принципы проведения налогового аудита
Вариант 1
3. Ситуация:
По решению учредителей в декабре 2010 г. в организации провели инициативную аудиторскую проверку. Стоимость проверки составила 70 000 руб., кроме того, НДС – 12 600 руб.
Аудиторской проверкой достоверности финансовой отчетности выявлено, что в бухгалтерском учете стоимость договора включена в себестоимость, а НДС отнесен к вычету из бюджета. При этом в бухгалтерском учете сделаны следующие бухгалтерские проводки:
Д-тсч. 26 К-т сч. 76 – 58 000 руб. – получен счет за аудиторские услуги;
Д-тсч. 19 К-т сч. 76 – 12 600 руб. – отражена сумма НДС;
Д-тсч. 76 К-т сч. 51 – 70 000 руб. – перечислены денежные средства аудиторской фирме.
Аналогично вышеуказанные расходы, включая НДС, включены в налоговую базу по налогу на прибыль. Охарактеризуйте суть допущенного нарушения и приведите перечень нарушенных нормативных актов. Сделайте исправительные и правильные бухгалтерские проводки, определите налоговые санкции.
Принципы проведения налогового аудита
Налоговый аудит – выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.
Принципы, регулирующие аудит, делятся на две основные группы: профессиональной этики и методологические принципы.
Принципы профессиональной этики в обязательном порядке должны учитываться при проведении аудита.
Методологические принципы могут носить обязательный и рекомендательный характер. Обязательный или рекомендательный характер регламентируется конкретными стандартами аудита.
Основными принципами, которыми должен руководствоваться аудитор, являются:
- честность, объективность и независимость;
- профессионализм и компетентность;
- конфиденциальность.
Независимость, честность и объективность. При выполнении любых аудиторских услуг аудитор должен сохранять объективность и честность, быть свободным от интересов конфликта, беспристрастным, не должен заведомо искажать факты или подчинять свое суждение мнению других лиц.
Честность должна быть основной чертой характера аудитора, необходимой для профессионального признания. Это качество, на котором основывается доверие заказчика, общества, по которому аудитор должен выверять все свои решения. Честность требует от аудитора соблюдения принципов объективности, независимости и надлежащего внимания.
На независимость аудитора влияют ряд объективных факторов. К основным из них относятся:
- возможность лишиться нрава работы по специальности из-за нарушения профессиональной этики;
- потеря репутации;
- сопротивление любому посягательству на объективность аудитора.
Принимая решение о запрете какого-либо типа отношений аудитора с клиентами, необходимо оценивать как размер угрозы для независимости аудитора, так и противодействующие этой угрозе силы.
При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы должны быть независимы от проверяемого субъекта хозяйствования или от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторских организаций, в которых они работают.
Объективность выводов основывается на непредвзятом, внимательном изучении состояния дел на предприятии, результатов его производственно-финансовой деятельности, использовании достоверных данных и надежных аналитических методов при проведении экономического анализа и составлении аудиторского отчета по результатам проверки. Таким образом, внимание к интересам клиента не должно мешать исполнению долга аудитора перед обществом, который заключается в сохранении независимости, честности и объективности. Такая двойная ответственность - и перед клиентом, и перед обществом - требует высокого уровня этического сознания и поведения.
Доброжелательное отношение к клиентам предполагает отсутствие тенденциозности, которая могла внести элемент предубежденности, и отрицательно отразиться на характере проводимых проверок, а также на взаимоотношениях с клиентами. При оказании консультационной помощи аудитор должен стремиться к максимальной защите интересов клиентов, отыскивать и рекомендовать пути, облегчающие их коммерческую деятельность. Ни в коем случае аудитор не должен превращаться в сборщика отрицательных фактов, разоблачителя и обвинителя. Имеющиеся замечания в адрес клиента должны быть доведены до него в максимально корректной форме как пожелания, советы, рекомендации и т.п. Необходимо помнить о том, что и у клиента, и у аудитора, в конечном счете, одни и те же цели - это эффективное функционирование рыночной экономики.
Аудитор должен быть вежливым и предусмотрительным с клиентом. И хотя такт и дипломатичность очень важны, у клиента должна быть полная ясность в позиции аудитора по основным вопросам, ни один профессионал не подчинит соображениям вежливости свои суждения и выводы и не изменит лишь из вежливости свое объективное мнение.
Профессионализм и компетентность. Аудитор должен обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности, знании и навыков для оказания аудиторских услуг.
Профессиональная компетентность делится на две стадии: приобретение профессиональной компетентности и поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.
Приобретение профессиональной компетентности предполагает наличие высшего экономического или юридического образования, стажа работы по специальности не менее пяти лет и лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.
Поддержание профессиональной квалификации аудиторов подразумевает постоянное обновление знаний путем систематического изучения утвержденных и принятых законодательных, нормативных и инструктивных материалов, норм и стандартов по аудиту, а также посредством участия в семинарах по различным вопросам финансовой, экономической деятельности.
Конфиденциальность. Аудитор обязан строго соблюдать и хранить производственные и коммерческие секреты своих клиентов, ни в коей мере не разглашать их с тем, чтобы не нанести клиентам ущерба.
За разглашение секретов своих клиентов аудитор несет ответственность по закону, а также моральную ответственность перед коллегами согласно профессионально-этическим нормам.
Однако существуют некоторые исключения из этого правила. Аудитор может сообщать информацию о деятельности контролируемого предприятия (фирмы) по просьбе руководящих органов фирмы, согласно решению общего собрания акционеров, в соответствии с решением суда, а также органам Государственной безопасности, если в процессе аудирования будут установлены факты нарушения государственной тайны.
1.Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.
Перечень аудиторских заданий по выполнению налогового аудита и сопутствующих услуг по налоговым вопросам, которые могут быть поручены аудиторской организации:
1) Оценка правильности определения налогооблагаемой базы.
2) Оценка правомерности применения налоговых льгот.
3) Оценка правильности расчета налоговых обязательств.
4) Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.
5) Налоговое сопровождение - текущее консультирование по вопросам применения норм налогового законодательства.
6) Экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения.
7) Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
8) Защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
9) Задания, получаемые от государственных органов, связанные с налогообложением.
10) Постановка налогового учета.
11) Представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.
12) Разработка и представление:
а) рекомендаций и предложений по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
б) оптимальных механизмов исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
в) рекомендаций о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот;
г) предложений по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков;
д) предварительного расчета налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;
е) рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;
ж) рекомендаций и предложений по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов;
з) предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.
2. В рамках настоящей методики к налоговым органам относятся:
а) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации;
б) Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения;
в) государственные органы исполнительской власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, осуществляющие в установленном порядке прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой;
г) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы по решению вопросов, связанных с налоговым законодательством, установленных Налоговым кодексом;
д) органы государственных внебюджетных фондов;
е) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения.
3. Проведение налогового аудита не освобождает экономический субъект от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.
4. При проведении налогового аудита, оказании сопутствующих услуг по налоговым вопросам и оформлении их результатов аудиторская организация должна руководствоваться положениями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним" и "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям".
5. Перед проведением налогового аудита и (или) оказанием других сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудиторская организация должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение специального аудиторского задания, относительно цели и характера предстоящей работы, содержания подготавливаемых итоговых документов, а также в определении состава и круга лиц, которые будут знакомиться с результатами работы.
6. Специальное аудиторское задание по проведению налогового аудита оформляется договором в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. При заключении договора аудиторская организация должна руководствоваться положениями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг".
7. В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита и (или) других сопутствующих услуг налогового характера следует четко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.
8. В процессе проведения налогового аудита и оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) "Использование работы эксперта" и (или) работу другой аудиторской организации в соответствии с правилом (стандартом) "Использование работы другой аудиторской организации". Использование работы эксперта и (или) другой аудиторской организации не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых услуг.
9. Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов, в частности:
а) предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;
б) проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
9.1. Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта включает в себя:
а) общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
б) определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
в) проверка методики исчисления налоговых платежей;
г) правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
д) оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
е) предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
9.2. Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.
9.3. Этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.
9.4. Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.
10. Помимо проведения налогового аудита аудиторская организация может оказывать иные сопутствующие услуги по налоговым вопросам (см. приложение 1). При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у экономического субъекта при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве.
Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.
11. В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательство противного.
Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.
12. Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация может сообщить лицу, заказавшему выполнение налогового аудита, о своих профессиональных подходах к проведению работ, рассчитанном уровне существенности и использовании выборочного метода.
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ ОБЩАЯ СТРУКТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ АУДИТОРСКИМ ЗАДАНИЯМ
Название документа в целом: "Заключение по специальному аудиторскому заданию"
Адресат
Вводная часть
Представление аудиторской организации, выполнившей специальное аудиторское задание.
Объект специального аудиторского задания.
Определение ответственности исполнительного органа экономического субъекта за составление бухгалтерских документов, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей.
Аналитическая часть
Описание работы, выполненной аудиторской организацией.
Описание и обоснование методов, примененных аудиторской организацией в ходе выполнения специального аудиторского задания.
Изложение вопросов, которые аудиторская организация полагает существенными.
Итоговая часть
Мнение аудиторской организации по результатам выполнения специального аудиторского задания.
Подпись руководителя аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно.
Дата выдачи заключения
2. Аудит налогообложения, связанного с отчислениями на социальное страхование:
Аудитором получено специальное задание по поводу подтверждения информации в отчетности по отчислениям на социальное страхование.
Требуется: