Формы, место и время проведения производственной практики

Формы практики – выездная (возможна стационарная форма, так как некоторые студенты могут проходить производственную практику на базе производственных или иных структурных подразделений ВУЗа).

Способ проведения практики – дискретно, т.е.путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.

Производственная практика проводится в учреждениях, организациях, на предприятиях и структурных подразделениях ВУЗа по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК»).

Базами практики являются предприятия аграрного сектора экономики всех форм собственности, с которыми заключены договора. Студенты, обучающиеся на коммерческой основе, могут проходить практику в предприятиях и организациях, направивших их на учебу. Производственная практика проводится в соответствии с учебным планом на 3 курсе, в конце 6-го семестра в течении 4 недель.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении производственной практики на предприятиях, учреждениях, организациях составляет: в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса РФ); в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса РФ).

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Организация производственной практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами практическими профессиональными навыками в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК»).

Производственная практика осуществляется на основе договоров между ВУЗом и предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации предоставляют места для прохождения практик студентов Университета.

Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями и организациями на их трудоустройство, производственную практику проходят в этих предприятиях, учреждениях и организациях.

Производственная практика начинается установочной конференцией, которую проводит кафедра бухгалтерского учета и аудита АБиП «КФУ им. В.И. Вернадского», где разъясняются порядок прохождения практики, ее цель, задачи, содержание и сроки проведения, проводится инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Для руководства практикой, проводимой в предприятиях и организациях, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящих к профессорско-преподавательскому составу ВУЗа, и руководитель (руководители) практики из числа работников предприятия (организации). Для руководства практикой, проводимой в образовательных подразделениях образовательной организации, назначается руководитель (руководители) практики от образовательной организации.

Руководитель практики от кафедры:

- устанавливает связь с руководителями практики от предприятия, учреждения, организации и совместно с ними корректирует, а при необходимости составляет программу проведения практики;

- разрабатывает тематику индивидуальных заданий студентам;

- готовит проект приказа о проведении практики студентов;

- принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

- несет ответственность совместно с руководителем практики от предприятия, учреждения, организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

- осуществляет контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;

- оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий;

- оценивает результаты выполнения студентами программы практики.

Руководитель практики от предприятия (учреждения, организации):

- готовит проект приказа о зачислении студентов на практику;

- составляет график прохождения студентами практики;

- организовывает рабочие места студентам и знакомит их с организацией работы предприятия (учреждения, организации);

- проводит инструктаж по технике безопасности;

- проводит экскурсии на предприятии (в учреждении, организации);

- контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины и правил безопасности;

- руководит работой студентов с целью своевременного и полного выполнения программы практики;

- консультирует студентов по вопросам программы практики и предоставляет помощь в получении необходимой информации;

- контролирует выполнение студентами программы и графика прохождения практики, фиксирует этапы прохождения практики в дневнике практики, проверяет отчет о прохождении практики, дает письменный отзыв и оценивает прохождение студентами производственной практики.

Студент при прохождении практики обязан:

- выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- нести ответственность за выполняемую работ и ее результаты наравне с сотрудниками, а также материальную ответственность за приборы и оборудование;

- вести дневник, где фиксируются все виды работ, выполняемых в течение рабочего дня;

- по окончании практики отчитаться о проделанной работе и представить индивидуальный отчет и дневник руководителю.

Практика завершается заключительной конференцией, на которой подводятся ее итоги и проводится аттестация в соответствии с учебным планом с учетом требований ФГОС ВО.

Студенты, не выполнившие программу производственной практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу производственной практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из ВУЗа, как имеющие академическую задолженность.

6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

6.1. Содержание и структура практики

Номер недели семестра Наименование раздела практики Наименование закрепляемых навыков (знать, уметь, владеть) Количество академических часов, отводимых на каждый вид работ, и формы их выполнения
Количество академических часов всего В том числе
Под руковод-ством руководи-теля от предприятия Само-стояте-льно
Учет внеоборотных активов Способность осуществлять документирование хозяйственных операций, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки, проводить учет внеоборотных активов            
Учет оборотных активов и расчетов Способность осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств и средств в расчетах
Учет капитала Способность осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет капитала
Учет финансовых результатов Способность осуществлять документирование хозяйственных операций, формировать финансовый результат, проводить учет финансовых результатов

6.2. Содержание заданий и форм отчетности по разделам практики

Наименование раздела практики Задание Количество часов, отводимых на выполнение задания Требования к содержанию отчетных материалов и сроки их предоставления  
 
 
Учет внеоборотных активов   - Учет основных средств; - Учет амортизации основных средств; - Учет доходных вложений в материальные ценности; - Учет вложений во внеоборотные активы; - Учет амортизации внеоборотных активов.           Проанализировать оценку внеоборотных активов, способы начисления амортизации, группировку объектов, первичный учет движения активов, регистры аналитического и синтетического учета. Отразить результаты в отчете о практике и дневнике о ее прохождении. Предоставление - по окончанию практики.  
Учет оборотных активов и расчетов Учет материалов; Учет животных на выращивании и откорме; Учет затрат на основное производство и общепроизводственные расходы; Учет общехозяйственных расходов; -Учет готовой продукции; - Учет денежных средств и финансовых вложений       Проанализировать оценку оборотных активов при оприходовании и списании, группировку объектов, первичный учет движения активов, регистры аналитического и синтетического учета. Отразить результаты в отчете о практике и дневнике о ее прохождении. Предоставление - по окончанию практики.  
- Учет расчетов с поставщиками и покупателями; - Учет расчетов по кредитам и займам; - Учет расчетов по налогам и сборам; - Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению; - Учет расчетов с персоналом по оплате труда; - Учет расчетов с подотчетными лицами; - Учет расчетов с учредителями;   - Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами             Проанализировать оценку дебиторской и кредиторской задолженности, методику списания сомнительной дебиторской задолженности, группировку объектов, первичный учет расчетов, методику начисления выплат работникам, регистры аналитического и синтетического учета. Отразить результаты в отчете о практике и дневнике о ее прохождении. Предоставление - по окончанию практики.  
Учет капитала - Учет уставного капитала и собственных акций; - Учет резервного капитала; - Учет добавочного капитала; - Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)     Проанализировать методику формирования структурных элементов собственного капитала, группировку объектов, первичный учет движения капитала, регистры аналитического и синтетического учета. Отразить результаты в отчете о практике и дневнике о ее прохождении. Предоставление - по окончанию практики.  
Учет финансовых результатов - Учет продаж, формирование финансовых результатов основной деятельности; - Учет прочих доходов и расходов, формирование финансовых результатов прочих видов деятельности; - Формирование и учет финансовых результатов отчетного периода; - Финансовая отчетность организации             Проанализировать группировку информации о доходах и расходах по видам деятельности, методику формирования финансового результата основной и прочих видов деятельности, первичный учет доходов, расходов и финансовых результатов, регистры аналитического и синтетического учета Отразить результаты в отчете о практике и дневнике о ее прохождении. Предоставление - по окончанию практики.  

7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ

От современного специалиста по бухгалтерскому учету иаудиту требуется не простая регистрация фактов, а глубокий анализ отраженных в регистрах операций с точки зрения законности, своевременности и правильности их оформления. Изучая постановку, ведение бухгалтерского финансового учета, методы обработки и обобщения учетной информации, студент должен оценивать результаты деятельности предприятия, комментировать смысл и динамику изменений, дать им критическую оценку и изложить свое мнение по их совершенствованию в условиях развития рыночной экономики, делать выводы о неиспользованных возможностях улучшения учета сельскохозяйственного предприятия.

Наряду с изучением применяемых регистров студент должен тщательно изучать законодательные и инструктивные материалы, внутренние нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и разработать предложения по совершенствованию первичного, аналитического и синтетического учета объектов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и представления информации в финансовой отчетности. Если в организации применяются учетные регистры нетиповые (разработанные в данном или другом предприятии), они также подлежат тщательному изучению и возможности их использования в других предприятиях.

8. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

По результатам прохождения практики студент представляет руководителю практики от кафедры отчет и дневник по практике, подписанный руководителем предприятия, учреждения, организации или лицом, ответственным за проведение практики, по формам, приведенным в Приложениях А, Б, В, Г, Д.

Материалы отчета должны излагаться в последовательности, указанной в программе производственной практики, с приложением изученных документов. Примерный объем отчета: 30-40 страниц машинописного текста (формат А4; установки: кегль шрифта – 14, интервал – 1,5; поля: верхнее – 2,0 см; нижнее – 2,0; левое – 3,0 см; правое – 1,5 см). Абзацные отступы - 1,25 см; нумерация страниц – сквозная, начиная со второго листа отчета; номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Полужирный шрифт не применяется. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Отчет должен быть подписан руководителями практики от предприятия и ВУЗа и заверен печатью (на титульном листе отчета).

К отчету прилагается:

- дневник прохождения производственной практики, подписанный руководителями практики от предприятия и ВУЗа и заверенный печатью предприятия (учреждения, организации);

- индивидуальное задание, подписанное руководителями практики от предприятия и ВУЗа.

Оценка по практике является дифференцированным зачетом и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Критерии оценки сформированности компетенций определяются следующим образом (присваивается наивысший в сумме балл = 100 баллов):

1. Постановка общенаучной проблемы, оценка ее актуальности, обоснование задачи исследования (Способность разрабатывать новые идеи, выявлять фундаментальные проблемы, формулировать задачи и намечать пути совершенствования бухгалтерского учета) = 20 баллов.

2. Качество представленного материала по бухгалтерскому учету (широта кругозора, навыки анализа и обработки информации). (Способность использовать современные методы обработки и интерпретации учетной информации) = 20 баллов.

3. Выбор и освоение методов: планирование экспериментов (Способность самостоятельно выполнять исследование, использовать современную аппаратуру и вычислительные средства, навыки работы в коллективе, способность к профессиональной адаптации) = 20 баллов.

4. Научная достоверность и критический анализ собственных результатов (ответственность за качество; научный кругозор). Корректность и достоверность выводов (Ответственность за качество выполняемых работ) = 20 баллов.

5. Качество презентации (умение оформлять соответствующие приложения первичных документов и учетных регистров, формулировать, докладывать, критически оценивать результаты и выводы своей работы, вести дискуссию) (Способность профессионально оформлять и представлять результаты исследований, способность к самокритике) = 20 баллов.

Распределение баллов, которые получают студенты за выполнение разделов производственной практики (профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК»)

Текущий контроль и оценка работы Индивидуальное задание Итоговый контроль (защита) Сумма
Раздел 1   Раздел 2   Раздел 3   Раздел 4  

Шкала оценивания

Сумма баллов за все виды учебной деятельности ОценкаECTS Оценка по национальной шкале  
90 – 100 А Отлично
82-89 В Хорошо
74-81 С
64-73 D Удовлетворительно
60-63 Е
35-59 FX Неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи
1-34 F Неудовлетворительно с обязательным повторным изучением дисциплины

По окончании производственной практики студент защищает отчет на заключительной конференции, проводимой на кафедре бухгалтерского учета и аудита АБиП «КФУ им. В.И. Вернадского» с участием руководителей практик, преподавателей кафедры и студентов.

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В ходе прохождения производственной практики по профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК» и при выполнении отчета о ее прохождении рекомендуется использовать следующие материалы и информационные ресурсы:

Наши рекомендации