Понятие корпоративного управления

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Понятие корпоративного управления

Корпоративное управление— это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией орга­низационных структур, построение внутри- и межфирменных отноше­ний компании в соответствии с принятыми целями.

Выделяя корпоративное управление в особый тип, осо­бенности которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как «управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпора­ции, управление, учитывающее реализацию прав собственности, пре­дусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные комму­никации), построенное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам), наконец, это управ­ление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения».

Главная функция корпоративного управления – обеспечение работы корпорации в интересах собственников, т.е. акционеров, предоставляющих корпорации финансовые ресурсы.

Проблема корпоративного управления затрагивалась многими исследователями. Однако пороговыми по выделению ее в отдельную область исследования стали разработки А. Берли и Г. Минза. В своей книге «Современная корпорация и частная собствен­ность» (1931 г.) они впервые детально изучили проблему отделения контроля от собственности в т.н. квазипубличных корпорациях.

Необходимо отметить, что корпоративное управление стало возможным только тогда, когда произошло четкое отделение собственности от управления.

Во­обще, исследования по корпоративному управлению отражали эво­люцию крупных структур, что и обусловило при­стальное внимание экономистов к данной проблеме в 80-е годы — годы массовых слияний и поглощений, тенденций к социально ориентиро­ванным нормам в правовых системах.

Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.

В настоящее время западными учеными предлагается цикл управления фирмой, состоящий из четырех этапов (рис.1).

 
  Понятие корпоративного управления - student2.ru

Рис.1. Цикл управления фирмой

В частности, такую схему предлагают Мескон, Альберт и Хедоури. Однако, такое представление является слишком урезанным и для такого крупного объединения как корпорация не подходит. Для управления корпорацией используется расширенный цикл управления, содержащий семь этапов (рис.2).

Для осуществления цикла управления, представленного на рис.2, управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании.

 
  Понятие корпоративного управления - student2.ru

Рис. 2. Цикл управления корпорацией

Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий направления деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.

Наши рекомендации