Основные цели и задачи логистики
Логистическая стратегия на предприятии направлена на совершенствование управления материальными и сопутствующими потоками. В то же время логистическая система предприятия должна быть ориентирована на потребителя.
Исходя из этого главной целью логистики на предприятии является доставка продукции соответствующего количества и качества, точно в срок и при минимальных затратах на снабжение, производство, сбыт и транспортировку, а также на получение, обработку и передачу информации.
Главная цель логистики для ее реализации декомпозируется (дробится) на следующие подцели: создание эффективной системы контроля, позволяющей наладить систему учета затрат и объема выполнения логистических операций на предприятии; реорганизация организационной структуры предприятия, когда на агропредприятии создается отдел логистики; организация логистического менеджмента на предприятии с учетом особенностей отрасли и места в товаропроводящей цепи.
Подцели логистики интегрируются по вертикали и по горизонтали. По горизонтали осуществляется координация действий подразделений предприятия по прямым и обратным связям в процессе управления потоками. По вертикали осуществляется согласование действий на всех уровнях управления предприятием.
При изучении логистики и анализе логистических систем можно встретить множество физических аналогий. К примеру, аналогия с физическими объектами «цепь» и «сеть». Цепная форма – это последовательное или линейное взаимодействие участников логистического процесса – вертикальная интеграция, относящаяся к администрированию предприятием.
Сетевая форма – взаимодействие между людьми или предприятиями, находящимися на одном уровне логистической системы. С точки зрения надежности, сеть всегда крепче цепи. Если в сети разорвался один узелок, другие части принимают на себя нагрузку. А в цепи разрыв одно звена приводит к нарушению ее функции. В практике деятельности предприятий более устойчивыми являются предприятия, сочетающие в себе горизонтальную и вертикальную интеграцию.
Практическая реализация подцелей логистики требует решения соответствующих задач, которые по степени значимости делятся на три группы: глобальные, общие и локальные.
Глобальные задачи: моделирование логистической системы агропредприятия; разработка условий надежности доставки товаров на предприятие и с предприятия; проектирование цепей поставок при организации сбыта готовой продукции.
Общие задачи: разработка системы учета логистических затрат; координация деятельности подразделений агропредприятий или предприятий перерабатывающей промышленности; разработка логистической стратегии предприятия.
Локальные задачи: выбор логистического или коммерческого посредника при формировании логистической цепи; определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории; выбор места расположения торговой точки или склада; выбор вида транспортного средства.
Таким образом, формирование логистической стратегии осуществляется с учетом корпоративной стратегии на предприятии и направлено на повышение надежности и гибкости логистической системы. Анализ движения материальных потоков связан с решением задач как на уровне предприятия в целом, так и в разрезе логистических функций и операций.
Парадигмы логистики
Парадигма – это методология, методы и способы решения задач, главенствующие в течение определенного периода времени в обществе.
Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. Выделяет аналитическую, технологическую, маркетинговую, интегральную парадигмы логистики.
Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке. Она создана на математической основе, с использованием теории управления запасами, методов математической статистики, экономической кибернетики и т.д. Характерной особенностью аналитической парадигмы является построение сложной экономико-математической модели. Такие модели требуют использования большого объема исходной информации, сложных алгоритмов построения, поэтому использование ее в практике затрудненно, за исключением массового производства.
Использование аналитической парадигмы изначально натолкнулось на две проблемы. Во-первых, детерминированных показателей в экономических рыночных системах очень мало и степень неопределенности, особенно во внешней среде предприятий, исключительно велика. И во-вторых: кроме количественных показателей окружающей нас действительности есть еще и качественные показатели, которые не поддаются математическому моделированию.
Развитие логистики на Западе исторически шло от частного к общему, от логистики предприятия к макрологистическим системам, точно также происходила смена логистических парадигм.
Технологическая парадигма появилась в 1960-х гг. и связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Теоретической основой этой парадигмы является системный подход. Использование информационных технологий направлено на автоматизацию логистических функций и операций, а также сбор и обработки информации. Практическим примером использования технологической парадигмы является система MRP (Manu-facturing Resource Planning), применяемая при внутрифирменном планировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов.
После того, как стало ясно, что с помощью аналитического подхода все проблемы в сфере товародвижения не решить, была сделана ставка на автоматизацию бизнес-процессов с целью внесения определенности в работу предприятий и экономических систем. Но дальнейшее развитие логистического подхода показало, что программное обеспечение является эффективным инструментом снижения затрат и учета на предприятии в условиях устойчивости окружающей среды, поэтому следующим этапом стало изучение закономерностей функционирования макрологистических систем.
Маркетинговая парадигма главенствует с начала 1980 гг. и до настоящего времени. Научная база этой парадигмы кроме математических дисциплин представлена социально-экономическими дисциплинами. Это маркетинг, управление качеством, управление персоналом.
Поэтому кроме количественных показателей для принятия решений используются качественные показатели.
Примером использования маркетинговой парадигмы в практике является концепция SCM (supply chain management – управление цепями поставок), которая используется для усиления конкурентных позиций компании в условиях неопределенности спроса.
Интегральная парадигма развивает маркетинговую и направлена на развитие взаимоотношений между предприятиями. Примером использования этой парадигмы является концепция «точно в срок» (JIT). Конечная цель интегральной парадигмы – объединение всех участников логистического процесса. Развитие логистических систем и технологий управления материальными потоками шло от простых к сложным. Каждая последующая парадигма вбирала в себя предыдущую и в настоящее время концепция логистики включает в себя аналитический и технологический подход, с учетом маркетинговой составляющей. Использование логистического подхода в экономических системах предполагает учет отраслевых закономерностей их функционирования и формирование надежной и эффективной инфраструктуры.
Анализ логистической системы в АПК показывает, что сферы АПК по разному развиты в разрезе парадигм. При этом более развиты в отношении внедрения концепции логистики отрасли производящие средства производства и перерабатывающая промышленность. В сельском хозяйстве частично используется аналитическая и технологическая парадигмы.
Принципы логистики
Принцип – основное, исходное положение теории, учения или науки. Принципы логистики – это обобщенные данные, законы явлений, взятые из наблюдений экспертов.
Различают общеконцептуальные, общесистемные и специфические принципы логистики.
К общеконцептуальным относят следующие принципы:
* комплексность – координация действий участников логистического процесса в агропромышленном комплексе;
* научность – использование научного подхода и расчетного начала при оптимизации материальных потоков в логистических системах АПК;
* конкретность – четкое определение результатов деятельности логистических подразделений агропредприятия;
* конструктивность – оперативное регулирование материального потока и отслеживание перемещения его отдельных элементов;
* надежность – обеспечение непрерывности и безопасности движения потока;
* вариантность – выделение различных вариантов товародвижения и выбор из них оптимального варианта в соответствии с критерием минимума общих затрат.
Само понятие «оптимизация» предполагает разработку нескольких вариантов, затем на основе критерия минимума общих затрат выбор наилучшего варианта из возможных.
К общесистемным принципам логистики относят:
* системность – предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных элементов, рассмотрение логистических систем АПК на макро- и микроуровне;
* эмерджентность – свойства предприятия отличаются от свойств подразделений, составляющих его, то есть оптимальное решение задач в отдельных подразделениях не всегда означает положительный эффект для предприятия в целом; или неравномерное развитие отраслей АПК может привести к снижению продовольственной безопасности страны;
* иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням и переход от низшего уровня к высшему; «иерархия» в переводе с греческого означает «священная власть». Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой и сочетается с автономией нижележащих уровней по отношению к вышестоящим. В управлении логистическими системами используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации, но в то же время непременным условием функционирования логистической системы АПК в целом является участие государства как высшего уровня иерархии;
* интеграция – объединение в целое частей или свойств. Логистическая система благодаря интеграции приобретает синергетический эффект, то есть при совместных действиях элементов системы получается эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов.
Синергетический эффект можно охарактеризовать следующим: 3+3=9. В случае объединения людей, эффективного взаимодействия их между собой возникает эффект синергии. Фактически при этом происходит не сложение сил участников логистического процесса, а умножение. За счет этого возникает положительный результат кооперации в сельском хозяйстве между сельскохозяйственными предприятиями и коммерческими посредниками.
Специфические принципы логистики:
* согласование логистической стратегии с корпоративной стратегией (при наращивании объемов производства нужно учитывать возможности складов готовой продукции);