Закупочная логистика как основная логистическая подсистема
ЛЕКЦИЯ 2
ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИТКА КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ
1. Закупочная логистика как основная логистическая подсистема
2. Закупочная логистика и материально-техническое снабжение: общее и различия
Закупочная логистика как основная логистическая подсистема
Объектами управления в закупочной логистике являются входной материальный и связанные с ним ИП, Ф и С потоки.
Входным МП в закупочной логистике является сырье , материалы, комплектующие и полуфабрикаты, товары, поступающие от поставщиков в соответствии с договорами поставок.
Решением задач закупочной логистики занимается служба закупочной логистики совместно с планово-экономическим, производственным, торговым и финансовым отделами.
Закупочная логистика является подсистемой микрологистической системы, т.к. обеспечивает вход материального потока в систему и организацию функционирования этой системы.
Например:
|
|
|
|
МП
Производственное предприятие
МП
Торговая организация
Таким образом две приведенные схемы доказывают, что закупочная логистика действительно является важнейшей подсистемой. Без нее производственные предприятия и торговые организации не смогли бы обеспечивать себя всем необходимым для организации производства или торговли.
Отдел (служба) закупок способствует взаимодействию других служб между собой и собственному взаимодействию с другими службами.
2. Закупочная логистика и материально-техническое снабжение: общее и различия
Деятельность любого производственного предприятия или торговой организации зависит от наличия сырья, материалов, комплектующих, деталей и товаров.
Иными словами всем этим необходимо снабдить субъекты хозяйствования.
Осуществление снабжения – это операции, традиционно связанные с закупками и направленные на исключение всех проблем, связанных с отсутствием необходимого предмета снабжения (МР или ГП).
В зарубежной практике деятельность по обеспечению предприятий и организаций необходимой продукцией Purctasing / Procurement – закупки / управление закупками / снабжение.
В зарубежной практике нет единого подхода к терминологии закупки и снабжения.
Так, американские ученые Дж. Бауэрсокс, и Дж. Клосс указывают, что снабжение включает в себя закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов или готовых продуктов от поставщиков на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных или торговых предприятий либо в розничные магазины.
В зависимости от ситуации приобретение материальных ресурсов / товаров обозначают разными наименованиями.
Например:
Снабжение – это связанные бизнес-функции, включающие планирование, закупки, управление запасами, транспортировку, получение, входной контроль и управление отходами.
Закупки – это обеспечение предприятий или организаций материальными ресурсами или товарами заданного качества и количества из правильного источника, доставленных вовремя, в нужное место по правильной цене.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что термин «снабжение» является более широким понятием, чем «закупка».
В настоящее время используют следующую классификацию закупаемой продукции и услуг (их называют внешние ресурсы):
Группа закупаемых внешних ресурсов
I гр. Основные фонды производственного и непроизводственного назначения:
технологическое оборудование, станки, подвижной состав транспорта, компьютеры и прочие фонды, на которые начисляется амортизация, а также специальные услуги.
II гр. МП производственного назначения:
сырье; основные и вспомогательные материалы; полуфабрикаты, сборочные единицы, компоненты и комплектующие для сборки ГП; инструменты; топливо и энергия на производственные нужды, промышленная тара и пр.; услуги контрагентов производственного характера.
III гр. МП непроизводственного назначения: офисные принадлежности; мебель, оргтехника, бумага, канцелярские принадлежности, программное обеспечение; услуги непроизводственного характера.
IV гр. Готовая продукция для перепродажи закупается торговыми оптовыми и розничными организациями.