Глава 40. Двустороннее сотрудничество России с другими странами

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, подписанное 13 августа 1997 г., исходит в первую очередь из того, что нарушения таможенного законодательства наносят ущерб экономическим, налоговым и общественным интересам их стран, а также законным интересам торговли.

Принимая во внимание Рекомендацию Совета таможенного сотрудничества о взаимном административном содействии от 5 декабря 1953 г., а также положения Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Стороны через свои таможенные службы: облегчают и ускоряют пассажирское и грузовое сообщение; принимают согласованные меры упрощенного таможенного оформления (например, могут вводиться единообразные бланки таможенных документов на обоих языках); предотвращают, расследуют, а также пресекают нарушения таможенного законодательства; предоставляют друг другу информацию для применения и соблюдения таможенного законодательства; сотрудничают в области исследования, разработки и испытания новых таможенных процедур, а также по другим вопросам, которые могут потребовать их совместных действий.

В Соглашении определены формы взаимопомощи. Таможенные службы обмениваются опытом, касающимся их деятельности, и информацией о новых средствах и способах совершения нарушений таможенного законодательства; сообщают друг другу о существенных изменениях таможенного законодательства Сторон и о применяемых ими технических средствах контроля и методах их использования.

Предусмотрена такая форма, как наблюдение за лицами, товарами и транспортными средствами. Таможенная служба одной Стороны (по собственной инициативе или по запросу таможенной службы другой Стороны) наблюдает за перемещениями, в частности, въездом и выездом лиц, известных или подозреваемых в нарушении таможенного законодательства государства другой Стороны; незаконным перемещением товаров; любыми транспортными средствами, используемыми с целью нарушения таможенного законодательства, действующего на территории государства другой Стороны, или в отношении которых имеется подозрение в этом; местами, используемыми для хранения товаров, которые могут стать предметом незаконного ввоза на территорию государства другой Стороны.

Соглашение регламентирует метод (форму) контролируемой поставки. Таможенные службы могут по взаимной договоренности использовать метод контролируемой поставки товаров и предметов, являющихся предметом незаконного оборота, с целью выявить лиц, вовлеченных в незаконный оборот этих товаров и предметов. Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия обеих таможенных служб могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением либо полной или частичной заменой незаконной партии.

Значительное внимание уделено борьбе с незаконным оборотом особо важных товаров. В этих целях таможенные службы незамедлительно передают друг другу (по собственной инициативе или по запросу) всю необходимую информацию об установленных действиях, готовящихся или совершенных, которые нарушают или могут нарушить таможенное законодательство, действующее на территории государства одной из Сторон в области: перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; перемещения предметов старины и искусства, представляющих значительную историческую художественную или археологическую ценность для одной из Сторон; перевозки ядовитых веществ, а также веществ, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья людей; перемещения стратегических товаров, которые подвергаются нетарифным ограничениям в соответствии с перечнями, согласованными таможенными службами.

Регламентировано также предоставление информации. Таможенные службы предоставляют друг другу по собственной инициативе или по запросу всю информацию, которая может помочь в обеспечении: взимания таможенными службами таможенных пошлин, налогов и других сборов и, в частности, информацию, которая может помочь в оценке таможенной стоимости товаров и установлении их тарифной классификации; соблюдения запретов и ограничений по ввозу, вывозу и транзиту или освобождению от таможенных пошлин, налогов и других сборов; применения национальных правил происхождения товаров.

Предусмотрена информация о других действиях. Так, таможенная служба одной Стороны (по собственной инициативе или по запросу) предоставляет таможенной службе другой Стороны всю информацию, которая может быть использована ею в связи с нарушениями таможенного законодательства, действующего на территории государства этой Стороны, в частности, касающуюся, физических и юридических лиц, известных или подозреваемых в нарушении таможенного законодательства, действующего на территории государства этой другой Стороны; товаров, которые известны как предметы значительного незаконного перемещения или вызывают подозрение в этом; транспортные средства, используемые при нарушениях таможенного законодательства, действующего на территории государства другой Стороны или в отношении которых имеется подозрение в этом, а также документы (акты, свидетельские показания или заверенные копии документов, содержащие всю имеющуюся информацию, касающуюся действий, готовящихся или совершенных, которые приводят или могут привести к нарушению таможенного законодательства).

Соглашение регулирует процедуру расследования.

В частности, по получении запроса таможенной службы одной Стороны таможенная служба другой Стороны проводит официальные расследования действий, которые противоречат или могут противоречить таможенному законодательству. Результаты такого расследования передаются запрашивающей таможенной службе.

В Соглашении регламентируется использование информации и документов. Запросам, информации, актам экспертизы и другим сведениям, переданным в соответствии с Соглашением таможенной службе одной из Сторон в какой бы то ни было форме, обеспечивается такой же режим конфиденциальности, который существует в ее стране для собственной информации аналогичного характера.

Таможенные службы могут в соответствии с целями и в объеме Соглашения использовать информацию и документы, полученные на основании Соглашения, в своих документах при производстве по делам о нарушении таможенных правил, а также в ходе судебных и административных разбирательств.

Соглашение устанавливает также исключения из обязательства по оказанию содействия. А именно: в тех случаях, когда таможенная служба запрашиваемой стороны считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или любым другим существенным интересам государства этой Стороны, она может полностью или частично отказать в содействии либо оговорить его определенными условиями.

В соглашении установлены форма и содержание запроса о содействии. В частности, запросы, сделанные на основе Соглашения, должны представляться в письменной форме с приложением документов, необходимых для выполнения запроса. В чрезвычайной ситуации может быть принят устный запрос, однако его следует незамедлительно подтвердить в письменной форме.

В запросы необходимо включать следующую информацию:

а) таможенная служба, делающая запрос;

б) вид разбирательства;

в) цель и причина запроса;

г) законы, правила и другие нормативные акты, имеющие отношение к делу;

д) максимально точные и исчерпывающие сведения о физических и юридических лицах, являющихся объектом расследования;

е) краткое описание обстоятельств, имеющих отношение к делу.

Установлена также процедура реализации Соглашения, что означает: содействие осуществляется непосредственно таможенными службами. Эти службы взаимно согласуют документы, необходимые для его реализации; они могут предусмотреть установление прямых каналов связи между своими центральными и местными подразделениями.

Еще один важный момент. Соглашение не затрагивает законодательства Европейского Союза, регулирующего обмен любой информацией по таможенным вопросам между компетентными службами Комиссии Европейских Сообществ и таможенными службами государств-членов.

Таким образом, как свидетельствует анализ Соглашения, оно регулирует вопросы сотрудничества, касающиеся различных аспектов таможенного дела: правоохранительной деятельности таможенных органов; таможенных платежей; борьбы с контрабандой; нарушениями таможенных правил; информирования и консультирования и других аспектов и направлений, юридически закрепленных в ТК.

Приведенное Соглашение является типичным. Остальные акты подобного рода в целом аналогичны, однако каждый из них имеет и определенную специфику.

Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, подписанное 25 марта 1997 г., включает в сферу своего действия такие вопросы, как обучение кадров, обмен специалистами, а также по другим вопросам, которые могут потребовать их совместных действий; стремятся к гармонизации и унификации их таможенных систем и к усовершенствованию таможенных технологий.

Установлено, что Соглашение предназначено единственно для оказания Сторонами взаимной помощи, его положения не создают для какого-либо лица права получать, препятствовать использованию или отводить любые доказательства либо препятствовать выполнению запроса.

В Соглашении развернуто сформулированы формы сотрудничества и взаимной помощи. Таможенные службы передают друг другу всю необходимую информацию, в том числе:

а) содержащуюся в таможенных документах, относящихся к товарам, перемещаемым между их странами в нарушение таможенного законодательства запрашивающей таможенной службы;

б) способствующую выявлению неточных сведений, содержащихся в таможенных декларациях, в частности, в отношении таможенной стоимости;

в) касающуюся сертификатов о происхождении товаров, счетов или других документов, о которых известно, что содержащиеся в них сведения являются неточными или сфальсифицированными;

г) о подлинности любого официального документа, представленного в дополнение к таможенной декларации, предъявленной запрашивающей таможенной службе.

Предусмотрено, что таможенные службы при условии соблюдения их национального законодательства предпринимают совместные действия в отношения ввоза, вывоза и транзита через территорию их страны товаров, вовлеченных в незаконный оборот. Такие действия могут включать выдачу разрешения на перемещение под их контролем товаров, вовлеченных в такой незаконный оборот.

В Соглашении выделяется предоставление информации в области взимания таможенными службами таможенных пошлин, налогов и других таможенных сборов, в частности информации, которая может помочь в определении таможенной стоимости товаров и установлении их тарифной классификации; соблюдения запретов и ограничений на ввоз, вывоз и транзит или освобождения от таможенных пошлин, налогов и других таможенных сборов; применения национальных правил происхождения товаров.

Интересна формулировка Соглашения относительно передачи информации о нарушениях, касающихся наркотических средств и психотропных веществ. Такая информация может быть передана другим национальным ведомствам Сторон, непосредственно занимающимся борьбой с незаконным оборотом наркотиков.

В Соглашении между Россией и Государством Израиль, подписанном 11 марта 1997 г., обращается внимание на: необходимость развития и совершенствования методов и технических средств проведения таможенного контроля пассажиров и товаров; принятие мер в области исследования, разработки и испытания новых таможенных процедур; стремление Сторон к гармонизации, унификации их таможенных систем, к усовершенствованию таможенной техники.

Соглашение между Российской Федерацией и Турецкой Республикой от 16 сентября 1997 г. в разделе о борьбе с незаконным оборотом товаров, имеющих особо важное значение, акцентирует внимание на таких моментах, как передача друг другу информации о перемещении товаров, облагаемых высокими таможенными пошлинами или налогами; перемещение товаров, которые подвергаются нетарифным ограничениям, в соответствии с перечнями, согласованными таможенными службами Сторон.

Федеральная целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 1996–1997 гг. и на период до 2000 г. предусматривала совершенствование таможенного дела с учетом перспектив вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, постепенное приведение механизма регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации в сочетании с защитой национальных экономических интересов; совершенствование национальной системы применения защитных мер, в частности антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, а также импортных квот с учетом правил Всемирной торговой организации; унификацию акцизов на товары, ввозимые и производимые на территории страны.

Наши рекомендации