Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.
Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:
1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:
1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;
2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.
Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.
§ 8. Компетенция выборных должностных лиц
местного самоуправления
Выборными должностными лицами местного самоуправления, согласно действующему законодательству субъектов Российской Федерации, являются глава муниципального образования, глава администрации, председатель представительного собрания, председатель городской, районной Думы, председатель муниципального Совета, старосты и другие. Каждый субъект Российской Федерации и каждое муниципальное образование самостоятельны в названиях.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1995 г.) выборным должностным лицом называл лишь главу муниципального образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 этого Закона глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
В Федеральном законе 1995 г. лишь в общем упоминалось о компетенции главы муниципального образования. Часть 1 ст. 16 устанавливает, что глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления.
Других каких-либо полномочий Федеральный закон не предусматривал.
Рассмотрим компетенцию трех видов должностных лиц: главы муниципального образования, главы администрации и председателя представительного собрания.
8.1. Компетенция главы муниципального образования
Закон "Об общих принципах..." (2003 г.) раскрывает более подробно статус главы муниципального образования, в том числе в части его полномочий. В соответствии со ст. 36 глава муниципального образования:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Если глава муниципального образования избран представительным органом, то он исполняет полномочия его председателя. Если же он избран населением, то он может быть председателем представительного органа либо возглавляет местную администрацию, т.е. может занимать одну из этих должностей, но не может совмещать эти должности.
В сельских поселениях и внутригородских муниципальных образованиях глава муниципального образования в соответствии со ст. 36 (ч. 3) Закона "Об общих принципах..." (2003 г., в ред. Закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) вправе совмещать все три должности.
Компетенция главы муниципального образования определяется уставами муниципального образования.
В уставах муниципальных образований используется различный подход к определению компетенции главы муниципального образования.
В одних уставах устанавливается перечень вопросов, отнесенных к компетенции главы муниципального образования, в других указывается, что глава муниципального образования решает все вопросы, за исключением тех, которые отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Однако основная тенденция определения компетенции глав муниципальных образований состоит в том, что уставы муниципальных образований закрепляют за ними конкретный перечень полномочий и предметов ведения. Такой подход способствует четкому разграничению компетенции между всеми элементами местного самоуправления и определению ответственности за порученное дело.
Согласно уставам муниципальных образований компетенцию глав муниципальных образований можно подразделить на сильную и слабую.
Под сильной компетенцией следует понимать компетенцию, дающую возможность главе муниципального образования самостоятельно решать большую часть вопросов местного значения без согласования с представительным органом. Этим отличается глава муниципального образования, возглавляющий администрацию. Слабая компетенция предполагает согласование целого ряда вопросов с представительным органом.
8.2. Компетенция председателя представительного органа
местного самоуправления
Председателями представительного органа местного самоуправления, как уже было сказано, могут быть по должности главы муниципальных образований, а иногда и должностные лица, специально избранные на эту должность и не выполняющие какие-либо иные полномочия в системе органов местного самоуправления.
Компетенция председателя представительного органа местного самоуправления устанавливается, как правило, уставами муниципальных образований и регламентами представительных органов местного самоуправления.
Председатель представительного органа:
1) возглавляет деятельность городского Совета;
2) организует работу Совета в соответствии с регламентом;
3) ведет заседания Совета;
4) представляет Совет как в городе, так и за его пределами;
5) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов городского Совета, созывает и ведет его заседания;
6) подписывает принимаемые городским Советом решения и другие акты;
7) руководит работой аппарата городского Совета, осуществляет, в соответствии с действующим законодательством, прием и увольнение его должностных лиц и служащих;
8) открывает и закрывает расчетные и текущие счета городского Совета и является распорядителем по этим счетам;
9) от имени городского Совета подписывает исковые заявления;
10) по вопросам своей компетенции издает распоряжения;
11) выполняет другие полномочия.
Глава XIV. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В результате освоения данной главы обучающийся должен:
знать:
- основные формы гарантирования местного самоуправления в России, виды гарантий местного самоуправления;
- порядок осуществления и особенности судебной защиты местного самоуправления;
- пределы и возможные формы контроля со стороны государства за местным самоуправлением;
уметь:
- анализировать основные направления защиты прав местного самоуправления;
- толковать и правильно применять правовые нормы, регламентирующие охрану и защиту прав местного самоуправления;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам использования соответствующих гарантий в муниципально-правовой сфере;
владеть:
- навыками определения в конкретных ситуациях законных, обоснованных и наиболее эффективных форм и способов защиты нарушенных (оспоренных) прав в сфере местного самоуправления с учетом установленных законодательством правил подведомственности и подсудности решения соответствующих дел;
- использования правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации для защиты прав местного самоуправления;