Денежный оборот и система расчетов.
Денежный оборот – это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах.Денежный оборот составляет основу функционирования финансов корпорации. Реальный денежный оборот – это экономический процесс, опосредующий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.
Денежные расчеты корпораций можно классифицировать следующим образом:
По виду операций:
1. расчеты по товарным операциям – т.е. операциям, связанным с движением товара (расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками);
2. расчеты по нетоварным операциям – т.е. операциям, не обусловленным движением товара и связанным лишь с движением денежных средств (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, кредитными организациями).
По виду объектов:
1. внутренние расчеты – выплата заработной платы, выплата подотчетных сумм работникам, выплата дивидендов акционерам.
2. внешние расчеты – оплата поставок продукции, оплата закупок сырья и материалов, уплата налогов, получение, возврат кредита.
1. По виду расчетов: наличные и безналичные.
При наличных расчетах происходит передача собственно денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных – передается право на определенную сумму денежных средств путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам, открытым корпорациям в кредитных организациях.
Осуществление расчетов наличными денежными средствами для юридических лиц существенно ограничено. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности осуществляются, как правило, в безналичном порядке. Без каких–либо ограничений наличными денежными средствами могут рассчитываться только физические лица и только по операциям, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Для обеспечения текущей деятельности корпорации могут осуществлять расчеты наличными денежными средствами в пределах небольших денежных сумм. В настоящее время лимит по одной сделке установлен в сумме 100 тыс. руб.
Операции, связанные с принятием, хранением, выдачей денежной наличности кассами корпораций, называются кассовыми операциями.
В соответствии с действующим российским законодательством корпорации могут иметь в кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями корпораций.
Выдача наличных денежных средств из кассы корпорации сотрудникам может производиться на следующие цели:
1. на выплату заработной платы;
2. под отчет на хозяйственные и операционные расходы;
3. на командировочные расходы;
4. на выплату пособий по социальному страхованию и стипендий;
5. на выдачу ссуд и др.
Расчетные счета открываются юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность независимо от формы их собственности.
Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, не противоречащие действующему законодательству.
Филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям корпорации, расположенным вне места его нахождения как юридического лица, открываются субрасчетные счета, которые используются, как правило, для аккумулирования выручки с целью последующего перечисления на основной расчетный счет корпорации.
Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между корпорацией и банком договора банковского счета, в котором фиксируются взаимные права и обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету.
При этом банк берет на себя обязанность по комплексному расчетно–кассовому обслуживанию клиента, в частности:
1. проведение расчетов клиента;
2. выдачу ему денежных и расчетных чековых книжек;
3. обеспечение сохранности денежных средств, поступивших на счет и др.
Корпорация, в свою очередь, обязуется:
1. оформлять свои платежно–расчетные операции в соответствии с нормативными документами;
2. предоставлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность;
3. уведомлять банк в установленные сроки об изменении своего правового статуса, замене лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, изменении своего юридического адреса и т. п.
.
Платежное поручение – письменное распоряжениекорпорации –владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств на его (получателя) счет, открытый в этом или другом банке. Расчеты с использованием платежных поручений – наиболее распространенная на практике форма безналичных расчетов, современные банковские технологии позволяют проводить электронные платежи «день в день». Основной отличительный признак этой формы безналичных расчетов заключается в том, что инициатива платежа исходит от плательщика.
Платежное требование–поручение – это расчетный документ, требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов стоимость поставляемой по договору продукции, выполненных работ, услуг. Это также достаточно распространенная форма безналичных расчетов. Платежное требование–поручение как фopмa paсчeтoв yдoбнa пoкyпaтeлю, пocкoлькy oнa пpoизвoдитcя тoлькo пocлe oтгpyзки тoвapa. B cлyчae, ecли пoлyчeнный тoвap нe cooтвeтcтвyeт кaким–либo xapaктepиcтикaм, yкaзaнным в дoгoвope, пoкyпaтeль имeeт пpaвo oткaзaтьcя oт aкцeптa тpeбoвaния.
Для пpoдaвцa плaтeжнoe тpeбoвaниe–пopyчeниe имeeт двa cyщecтвeнныx нeдocтaткa:
1. oтcpочкa пoлyчeния плaтeжa;
2. пoкyпaтeль мoжeт oткaзaтьcя oт oплaты тoвapa или к мoмeнтy pacчeтoв oкaзaтьcя нeплaтeжecпocoбным.
Поэтому данную фopмy pacчeтoв peкoмeндyeтcя иcпoльзoвaть тoлькo тoгдa, кoгдa пocтaвщик тoвapa yвepeн в xopoшeм финaнcoвoм пoлoжeнии пoкyпaтeля.
Аккредитив – поручение банка плательщика, банку получателя средств, производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в поручении. Аккредитивная форма расчетов применяется в расчетах только между юридическими лицами – за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Это форма расчетов, которая является обещанием банка выплатить поставщику товара (продавцу) за счет покупателя определенную сумму в согласованной валюте, если продавец представит в установленный срок документы, предусмотренные в аккредитиве. Через банк, который здесь действует как посредник между продавцом и покупателем, после ряда операций осуществляется платеж: против представления соответствующих документов продавец получает от банка предусмотренную в аккредитиве сумму.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
1. покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
2. отзывные или безотзывные.
Чек как форма безналичного расчета представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение корпорации–чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы корпорации–чекодержателю.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.
Различают денежные чеки и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для выдачи наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродукции и т. д.
Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов, и представляют собой ничем не обусловленный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя .Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между корпорациями за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа – векселя.
Вексель – расчетный документ, представляющий безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право при наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы.
Взаимозачет – периодический расчет по зачету встречных требований корпораций. Такой взаимозачет применяется, когда несколько корпораций имеют постоянные хозяйственные связи по взаимному отпуску товарно–материальных ценностей
Для того чтобы провести зачет взаимных требований (полностью или частично), нужно выполнить три условия:
1. встречные требования должны быть однородны;
2. срок исполнения требований наступил либо не указан или определен моментом востребования;
3. должно быть заявление одной из сторон о зачете.