Методические рекомендации к выполнению
АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА
ИССЛЕДОВАНИЯ
Этот раздел является ключевым в курсовой работе и содержит следующие подразделы:
– общая характеристика хозяйствующего субъекта;
– анализ темы исследования;
– исследование конъюнктуры рынка;
– исследование маркетинговой среды;
– оценка используемых элементов комплекса маркетинга;
– разработка мероприятий по совершенствованию темы исследования;
– расчет показателей эффективности предложенных мероприятий.
Общая характеристика хозяйствующего субъекта
Здесь приводятся:
– общие сведения о предприятии (полное наименование хозяйствующего субъекта, дата основания, учредители, форма собственности, краткая история, основные направления деятельности, организационная структура и структура управления, география работы, перечень основного оборудования и т.п.);
– динамика технико-экономических показателей деятельности предприятия за последние 2-3 года: объем продаж, себестоимость, прибыль, численность работающих и другие финансово-экономи-ческие показатели (для вновь созданного предприятия сведения представляются за период его функционирования);
– описание организации маркетинговой деятельности, системы принятия решений, управления и контроля;
– структура отдела маркетинга или отдела, на который возложены функции маркетинга, организация работ, должностные обязанности сотрудников и решаемые ими задачи;
– основные исходные данные и характеристики стратегического плана, плана маркетинга;
– описание коммуникативной среды;
– описание имеющихся на предприятии рекламных материалов;
– описание основных элементов программы рекламной деятельности фирмы;
– текущее позиционирование товара и др.
Полученная информация, выявленные недостатки должны быть использованы в проектном разделе работы для разработки предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности.
Анализ темы исследования
Анализ темы исследования представляет собой анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности объекта, а также результатов его маркетинговой деятельности.
Анализу подвергается первичная и вторичная информация, собранная из различных источников (технических, технологических, планово-экономических и финансовых документов), а также полученная в результате наблюдений и опросов специалистов предприятия и т.п. В состав анализируемых данных следует включать блоки информации, полученные в результате анализа ситуации (общего и по направлениям деятельности), определения этапа жизненного цикла товара (товарной группы) или услуги, выявления основных потребителей (клиентов), установления основных преимуществ, анализа конкурентной среды, анализа схем получения заказа, определения потенциальных целевых групп и т.д. Анализу подвергаются имеющиеся на предприятии рекламные продукты, а также документы, регламентирующие маркетинговую деятельность.
Эта часть курсовой работы является важной в практической части, т.к. позволяет выявить недостатки в работе предприятия по анализируемому направлению маркетинговой деятельности и определить возможности их устранения путем разработки соответствующих мероприятий. Для проведения анализа необходимо использовать материал теоретического раздела. Так, если тема курсовой работы связана с изучением рекламной деятельности, то анализ рекламы может быть проведен в нижеизложенном варианте.
Главными задачами анализа рекламы являются:
- анализ общих расходов на рекламу;
- анализ используемых видов рекламы, целей рекламы, разработчиков рекламы, целевого рынка;
- анализ средств распространения информации;
- анализ временного периода рекламы, графика использования средств рекламы.
Анализ расходов на рекламу проводится в следующей последовательности:
– выявляются общие расходы на рекламу по предприятию за год, динамика их изменения по отношению к предыдущему году;
– определяется структура расходов на рекламу – расходы на рекламу предприятия в целом, реклама различных видов продукции и т.п.
Покажем на примере последовательность проведения анализа. В таблице 4.1 приведены данные для анализа за три года.
Таблица 4.1