Этап 3 – Преобразование матрицы.
Преобразование исходной матрицы осуществляется на основании следующей формулы:
Aij = Ai х Kj х Pj х aij (1)
Затем производится суммирование полученных оценок по строкам и столбцам матрицы.
На основе анализа данных матрицы производится разработка выводов и подготовка рекомендации.
ПРИМЕР проведения SWOT – анализа условной организации, предоставляющей услуги доступа в Интернет.
Предположим, что экспертами сформулированы следующие сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы:
Сильные стороны:
S1 – квалифицированный персонал
S2 – высокое качество услуг
S3 – развитая инфраструктура сети
Слабые стороны:
W1 – недостаточная известность
W2 – дефицит финансовых ресурсов
W3 – низкая мотивация персонала
Возможности:
О1 – рост спроса на услуги вследствие внедрения инноваций во многих сферах бизнеса
О2 – реализация крупных проектов («Электронная Россия», «Образование»)
О3 – выход на федеральный уровень
Угрозы:
Т1 – отток пользователей к конкурентам
Т2 – переманивание квалифицированного персонала конкурентами
Т3 – внедрение конкурентами новых технологий.
-5-
Кроме того, экспертами установлены балльные оценки S, W, O и T , а также значения Ai, Pj и Kj приведенные в таблице 6.
Таблица 6
(Ai) | Возможности (О) | Угрозы (Т) | |||||
О1 | О2 | О3 | Т1 | Т2 | Т3 | ||
Вероятность появления (Pj) | 0,5 | 0,45 | 0,35 | 0,5 | 0,5 | 0,25 | |
Коэффициент влияния (Kj) | 0,7 | 0,9 | 0,75 | 0,9 | 0,6 | 0,75 | |
Сильные стороны (S) | |||||||
S1 | |||||||
S2 | |||||||
S3 | |||||||
Слабые стороны (W) | |||||||
W1 | -4 | ||||||
W2 | -3 | ||||||
W3 | -3 |
Проведя необходимые вычисления по формуле (1) получим результирующую матрицу (см. таблицу 7)
Таблица 7
(Ai) | Возможности (О) | Итого | Угрозы (Т) | Итого | |||||
О1 | О2 | О3 | Т1 | Т2 | Т3 | ||||
Вероятность появления (Pj) | 0,5 | 0,45 | 0,35 | 0,5 | 0,5 | 0,25 | |||
Коэффициент влияния (Kj) | 0,7 | 0,9 | 0,75 | 0,9 | 0,6 | 0,75 | |||
Сильные стороны (S) | |||||||||
S1 | 5,25 | 3,65 | 2,36 | 11,26 | 4,05 | 2,70 | 0,0 | 6,75 | |
S2 | 5,25 | 6,08 | 3,94 | 15,26 | 6,75 | 0,0 | 0,0 | 6,75 | |
S3 | 5,25 | 3,65 | 3,94 | 12,83 | 4,05 | 0,0 | 0,0 | 4,05 | |
Итого: | 15,75 | 13,37 | 10,24 | 14,85 | 2,70 | 0,0 | |||
Слабые стороны (W) | |||||||||
W1 | -4 | -7,0 | -8,10 | -5,25 | -20,35 | -9,0 | -2,40 | 0,0 | -11,40 |
W2 | -3 | -3,15 | -6,08 | -3,94 | -13,16 | -5,40 | -4,50 | -1,69 | -11,59 |
W3 | -3 | -2,10 | -3,65 | -2,36 | -8,11 | 0,0 | -4,50 | 0,0 | -4,50 |
Итого: | -12,25 | -17,82 | -11,55 | -14,40 | -11,40 | -1,69 |
-6-
На основании выполненных расчетов можно сделать следующие выводы:
1) Наиболее сильными сторонами компании, которые помогают ей воспользоваться имеющимися возможностями являются высокое качество услуг (15,26) и развитая инфраструктура сети (12,83).
2) Наиболее сильными сторонами компании, которые помогают защититься от угроз являются квалифицированный персонал (6,75) и высокое качество услуг (6,75).
3) Наиболее важными возможностями для интернет-провайдера, воспользоваться которыми можно при помощи сильных сторон являются:
- рост спроса на услуги вследствие внедрения инноваций во многих сферах бизнеса (15,75);
- участие в реализации крупных проектов («Электронная Россия», «Образование») (13,37).
Однако они являются наиболее уязвимыми из-за существующих слабых сторон (-17,82; -12,25).
4) Самой слабой сторон является недостаточный финансовый потенциал (наблюдается дефицит финансовых ресурсов – 20,35), недостаточная известность компании (-13,16). Более всего сильные стороны компании помогают защититься от угрозы оттока пользователей (14,85). Сильные стороны не защищают от угрозы внедрения конкурентами новых технологий. (0).
5) Слабые стороны компании (дефицит финансовых ресурсов, низкая мотивация персонала) более всего усугубляют угрозу оттока пользователей к конкурентам (-14,40) и возможность переманивания квалифицированного персонала конкурентами (-11,40).
ЛИТЕРАТУРА
1. В.Н.Попов, В.С.Касьянов, И.П.Савченко. Системный анализ в менеджменте/ 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 302 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / 5-е изд., стер. – М.: магистр: ИНФРА – М., 2014. – 576 с.
-7-
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
Сильных и слабых сторон исследуемой (условной) организации, а также возможностей и угроз
Сильные стороны:
S1
S2
S3
Слабые стороны:
W1
W2
W3
Возможности:
О1
О2
О3
Угрозы:
Т1
Т2
Т3
-8-
Приложение 2
Величины балльных оценок взаимосвязи aij S, W, O и T , а также значения Ai, Pj и Kj для исследуемой (модельной) организации.
Интенсивность (Ai) | Возможности (О) | Угрозы (Т) | |||||
О1 | О2 | О3 | Т1 | Т2 | Т3 | ||
Вероятность появления (Pj) | - | ||||||
Коэффициент влияния (Kj) | - | ||||||
Сильные стороны (S) | - | - | - | - | - | - | - |
S1 | |||||||
S2 | |||||||
S3 | |||||||
Слабые стороны (W) | - | - | - | - | - | - | - |
W1 | |||||||
W2 | |||||||
W3 |
-9-
Приложение 3
Матрица SWOT – анализа