Управление государственным кредитом и долгом

Высшим органом управления госкредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита и кредитования за счет средств бюджета.

Предельный объем выпуска тех или иных государственных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: 1) Программы государственных внешних заимствований и 2) Программы государственных внутренних заимствований . Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

1) минимизации стоимости долга для заемщика;

2) недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;

4) обеспечения своевременного возврата кредитов;

5) максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранение иностранных капиталов в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

- безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

- единство учета – учет всех видов ц.б., эмитированных федеральными органами власти, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- единство долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления госдолгом со стороны центра по отношению к субъектам и муниципальным образованиям;

- согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

- снижение рисков – выполнение всех необходимых действий по снижению рисков кредитора и инвестора;

- оптимальность – создание структуры госзаймов, позволяющей выполнять обязательства с минимальными затратами и риском и наименьшим отрицательным влиянием на экономику страны;

- гласность – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным лицам.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Минфином ведутся Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица РФ и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством. В соответствии с Бюджетным кодексом ЦБ РФ бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или уполномоченная им организация. ЦБ РФ осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг осуществляется ЦБ РФ. Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк. Распоряжением Правительства ему также переданы права ведения учета операций по обслуживанию и погашению государственных кредитов, предоставленных Правительством РФ правительствам государств-участников СНГ. Задолженность этих государств по ранее выданным Правительством РФ кредитам передана на баланс Внешэкономбанка.

Управление госдолгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль.

Управление госдолгом осуществляется с использованием следующих методов:

1) рефинансирование – погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств;

2) конверсия – изменение доходности займа;

3) консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;

4) новация – соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

5) унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

6) отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

7) дефолт – отказ государства от уплаты госдолга.

РФ входит в Парижский и Лондонский клубы. В рамках Парижского клуба у России 5 крупнейших должников – Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик, Эфиопия.

Наши рекомендации