Бюджетный дефицит и методы его финансирования
Бюджетный дефицит – превышение его расходов над доходами. Профицит – доходов над расходами.
С 1990 по 1995 гг. бюджетный дефицит покрывался за счет эмиссии денег, что влекло за собой инфляцию.
С 1995 г. эмиссия не используется, дефицит финансируется за счет государственных ценных бумаг: ГКО с 3, 6 и 12-месячными сроками погашения, ОФЗ с переменным купоном, казначейские обязательства, сберегательные займы, золотые сертификаты, внутренний валютный облигационный государственный займ.
В связи с финансовым кризисом 1998 г. было принято решение о проведение ограниченной эмиссии под обеспечение золотовалютных резервов.
В 2000 году доходы и расходы бюджета были сбалансированы.
Начиная с 2001 по 2008 год наблюдался профицит федерального бюджета.
С 2009 г. и в период до 2014 предполагается дефицит бюджета, который будет покрываться за счет Резервного фонда.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или снижение поступлений доходов в бюджет, то вводится механизм секвестра расходов, заключающегося в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (з/п, стипендии, пенсии, государственные пособия, приобретение медикаментов и пр.).
Задачи в области финансирования дефицита (координация выпуска ценных бумаг, привлечение средств населения, предприятий, организаций, инвесторов, сокращение внешних заимствований).
Единая бюджетная классификация
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджета всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, что обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней.
В соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации» бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ: группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ: направление средств на выполнение основных функций государства;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ: группировка расходов по экономическому содержанию;
- ведомственная классификация расходов бюджетов РФ: распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и внешних активов РФ.
Законодательные органы субъектов РФ и местного самоуправления могут проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального, местных бюджетов и бюджетов субъектов федерации.
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Хотя в различных странах продолжительность стадий различна, но для большинства из них весь процесс длиться примерно 3 года.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня в РФ регулируются Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» и Бюджетным кодексом РФ, с дополнениями и изменениями .
Участниками бюджетного процесса в РФ являются:
§ Президент РФ и органы законодательной (представительной) власти;
§ органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, местного самоуправления, финансовых органов и другие уполномоченные органы);
§ органы денежно кредитного регулирования;
§ органы государственного и муниципального контроля;
§ государственные внебюджетные фонды;
§ главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении; составление проекта бюджета и его исполнение, составление отчета – функции исполнительной власти: Правительства РФ, совета министров республик в составе РФ, органов исполнительной власти субъектов и местных органов.
Организационная, методическая и практическая работа по составлению и исполнению бюджета возложена на Министерство финансов.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года: ФРГ – 6 месяцев, Япония – 7, Франция – 14, США – 18, Россия – не менее 10. Бюджетный год – это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. Он не всегда совпадает с календарным, это объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламента. В Великобритании, Японии, Канаде бюджетный год с 1 апреля по 31 марта, в США - 1 октября – 30 сентября, во Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, России – совпадает с календарным.
Составлению проекта государственного бюджета предшествует разработка планов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также сводных финансовых балансов.
Министерство финансов, разработав основные характеристики федерального бюджета, функциональную классификацию расходов федерального бюджета, а также проектировку расходов и доходов бюджета на среднесрочную перспективу, направляет их Правительству, которое затем указанные документы представляет в виде информации Федеральному собранию. После утверждения Правительством Минфин осуществляет распределение бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией и по получателям бюджетных средств. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и согласовывают показатели проекта федерального бюджета до 15 июля.
С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает следующие представленные документы:
q прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;
q проекты федерального бюджета и внебюджетных фондов на очередной финансовый год;
q проект перспективного финансового плана;
q прогноз консолидированного бюджета;
q основные направления бюджетной и налоговой политики;
q адресная инвестиционная программа;
q принципы и расчеты взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
q структура муниципального и федерального долга;
q программа внутренних и внешних заимствований для покрытия дефицита бюджета;
q оценка ожидаемого исполнения бюджета;
q предварительные итоги социально-экономического развития за истекший год.
После утверждения Правительством РФ перечисленные документы выносятся на рассмотрение и утверждение законодательных органов – Федерального собрания, законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления не позднее 15 августа.
Этот проект федерального закона представляется Президенту РФ.
Совет Госдумы в течение суток после его получения направляет все материалы в Комитет по бюджету для подготовки заключения, в котором либо решается вопрос о принятии Проекта федерального бюджета на рассмотрение Госдумы, либо возвращается Правительству на доработку.
Госдума рассматривает Проект в трех чтениях.
На первом чтении, обсуждаются концепция и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, доходы по классификациям и распределение их по бюджетам, общий объем расходов, дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах.
При рассмотрении в первом чтении Госдума заслушивает доклад Правительства, Комитета по бюджету и профильных комитетов, Счетной палаты и выносит решение.
В случае отклонения проекта в первом чтении Госдума может:
- передать законопроект в согласительную комиссию в составе представителей Федерального Собрания и Правительства для уточнения характеристик;
- вернуть в Правительство на доработку;
- поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Согласительная комиссия в течение 10 дней разрабатывает новый вариант проекта и выносит его на рассмотрение в первом чтении и процедура повторяется.
При повторном отклонении в первом чтении после работы согласительной комиссии ставится вопрос о доверии Правительству.
Во втором чтении Госдума утверждает расходы по функциональной классификации, размер ФФПР.Госдума утверждает расходы по разделам функциональной классификации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем уровням функциональной классификации, распределение средств ФФПР, а также расходы на финансирование целевых и инвестиционных программ.
В третьем чтении заканчивается принятием закона о федеральном бюджете в целом, внесение в него поправок не допускается.
Принятый Госдумой проект в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который обсуждает федеральный бюджет в течение 14 дней одобряет его или нет в целом. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту и обнародование.
Отклоненный Советом Федерации закон о федеральном бюджете передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит согласованный бюджет на повторное рассмотрение в Госдуму. Новый вариант федерального бюджета Госдума рассматривает в одном чтении. Если Дума принимает бюджет, то он передается в Совет Федерации, в случае несогласия – бюджет считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Думы.
При отклонении Президентом федерального закона о бюджете он передается в согласительную комиссию.
В случае непринятия бюджета до начала финансового года, Госдума принимает закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года.
Исполнение бюджета начинается после утверждения федерального бюджета Парламентом и подписи его Президентом. Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение финансового года, на который утвержден бюджет.
Сумма превышение доходов над расходами в процессе исполнения бюджета зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит.
В случае недопоступления доходов или увеличения расходов действия следующие:
1) если снижение поступлений доходов не выше 5% годовых, то руководитель финансового органа самостоятельно принимает решение о введение режима сокращения расходов;
2) от 5 до 10% годовых, то Правительство РФ, орган исполнительной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления принимают решение о режиме сокращения расходов;
3) более 10% годовых, орган исполнительной власти направляет законодательному органу власти проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете. Если закон не принимается, то орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов.
При исполнении бюджета важное значение имеет бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Сводная бюджетная роспись составляется Минфином и утверждается министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвержденная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное собрание и Счетную палату РФ.
Организация исполнения бюджета и внебюджетных фондов возложена на Федеральное казначейство, которое состоит из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Федеральное казначейство осуществляет регистрацию поступлений доходов в бюджет; регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств (т.е. расходование средств); совершение разрешительной надписи на право расходование средств в рамках выделенных лимитов; производит платежи от имени получателя средств федерального бюджета.
При исполнении бюджета все операции и средства бюджета отражаются на балансовых счетах Федерального казначейств а в ЦБ РФ и кредитных организациях. Федеральное казначейство обеспечивает принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов и осуществление расходов с единого счета бюджета. Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы.
Федеральное казначейство регистрирует все операции по поступлению доходов, финансированию расходов и дефицита в Главной книге Федерального казначейства, которая ведется на основе плана счетов, утвержденного Федеральным казначейством.
Исполнением доходной части бюджета также занимаются Министерство финансов по налогам и сборам и налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы.
Финансовый год завершается 31 декабря, принятие обязательств после 25 декабря не допускается, счета по исполнению бюджета закрываются 31 декабря.
Работа по составлению отчета возложена на Минфин РФ, Министерство по налогам и сборам, налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет. Отчет об исполнении бюджета направляется Правительству РФ, которое не позднее 1 июля направляет его в форме федерального закона в Госдуму и Счетную палату РФ. Дума рассматривает проект в течение 1,5 месяцев после представления заключения Счетной палаты и принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или его отклонении. Ненадлежащее исполнение бюджета считается нарушением бюджетного законодательства и влечет применение санкций к нарушителю.