Организационная структура службы
Положение о службе маркетинга
- Общие положения.
1.1. Настоящее Положение устанавливает в общем виде цели и задачи Службы маркетинга (далее по тексту “Служба”), состав, обязанности, права и ответственность его сотрудников.
1.2. Служба маркетинга является самостоятельным структурным подразделением ЗАО "Икс".
1.3. Служба маркетинга создается и ликвидируется распоряжением Генерального директора ЗАО " Икс".
1.4. Служба маркетинга подчиняется непосредственно коммерческому директору.
1.5. Службу возглавляет Директор по маркетингу, назначаемый на должность и освобождаемый от должности распоряжением Генерального директора.
1.6. Работники службы маркетинга назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Генерального директора, Директора Службы маркетинга.
1.7. В своей деятельности Служба маркетинга руководствуется:
- законами Российской Федерации;
- постановлениями правительства РФ;
- уставом предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, этическим кодексом и настоящим положением;
- иными организационно-распорядительными документами и инструкциями.
Цели и задачи отдела
2.1. Цели деятельности отдела:
- внедрение концепции маркетинга в деятельность всех подразделений предприятия.
- ориентация и приспособление ЗАО "Икс" к требованиям рынка, выпускаемой продукции;
- удовлетворение требований покупателей;
- обеспечение роста продаж за счет достижения превосходства над конкурентами;
- достижение установленных показателей прибыли;
2.2. Достижение целей деятельности обеспечивается выполнением следующих задач:
- разработка маркетинговой стратегии предприятия;
- проведение маркетинговых исследований, включая выделение и изучение перспективных рынков сбыта, динамики и специфики спроса на продукцию, а также исследование возможностей и состояния собственного предприятия;
- разработка прогнозов и текущих планов маркетинга по каждому виду продукции;
- участие в работе по созданию новой и совершенствованию выпускаемой продукции с учетом результатов маркетинговых исследований;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы товародвижения;
- организация работ по созданию фирменного стиля предприятия;
- организация работ по рекламе, стимулированию сбыта и PR и оценка их эффективности;
- разработка рекомендательных программ-стратегий по каждому виду продукции;
- организация и проведение маркетингового контроля на предприятии;
- организация информационно-обучающих мероприятий по основам маркетинга для сотрудников предприятия.
Организационная структура Службы
3.1. Структура Отдела определяется возложенными на него задачами и спецификой выпускаемой предприятием продукции.
3.2. Структуру и штатную численность Службы маркетинга утверждает генеральный директор ЗАО "Икс" по согласованию с Директором по финансам, по представлению Директора Службы маркетинга.
3.3. Положение о Службе утверждается Генеральным директором предприятия по согласованию с Директором по финансам, а распределение обязанностей между сотрудниками Службы производится Директором Службы маркетинга.
3.4. Служба маркетинга подчинена Коммерческому директору ЗАО "Икс"
3.5. За выполнение отдельных функций маркетинга отвечают менеджеры по маркетингу и рекламе, каждый из которых ответственны за определенные регионы; менеджер по маркетинговым исследованиям; менеджер по стимулированию и PR; дизайнер, мерчендайзер.
3.6. Функции между сотрудниками распределяет Директор Службы маркетинга. Перечень функций каждого сотрудника Службы определяется его должностной инструкцией.
3.7. Организационная структура управления Службы маркетинга, в основу которой положен регионально-функциональный принцип, имеет следующий вид:
Функции службы маркетинга
4.1. Организация процесса маркетинговых исследований и прогнозирования рынка:
- изучение перспектив развития отрасли;
- изучение перспектив развития имеющихся рынков сбыта, а также выявление потенциальных рынков;
- изучение поставщиков сырья и комплектующих для предприятия (имеющихся и потенциальных);
- изучение и систематизация сведений о конкурентах;
- изучение возможностей собственного предприятия (в сопоставлении с данными об основных конкурентах);
- разработка и представление руководству прогнозов по конъюнктуре и емкости рынков сбыта;
- прогнозирование изменения различных слагаемых издержек производства, соотношения между спросом и предложением и на этой основе прогнозирование цен на данную продукцию;
- систематическое наблюдение за рынками сбыта и корректировка прогнозов;
- создание и ведение баз данных по всем направлениям исследований;
- определение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- разработка и представление руководству и специалистам предложений по созданию новой и модернизации выпускаемой продукции для удовлетворения требований новых сегментов рынков сбыта;
- разработка стратегий маркетинга на основе анализа конъюнктуры рынка, прогнозов развития отрасли и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- осуществление маркетингового контроля, в частности, за соблюдением избранных стратегий по каждому продукту, совершенствованию информационных связей между подразделениями предприятия;
- участие в разработке планов производства, технологической подготовке производства, технологического перевооружения, других планов;
- анализ эффективности фирменного обслуживания, организации сбыта, маркетинговых исследований и разработка предложений по их совершенствованию;
- анализ объемов производства и реализации продукции, организации сбыта, рекламы и фирменного обслуживания в филиалах и разработка предложений по их совершенствованию;
- проведении обучающих мероприятий по основам маркетинга для сотрудников предприятия.
4.2. Анализ и планирование ассортиментной политики:
- анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства, других экономических показателей, дизайна с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями;
- анализ соответствия выпускаемой предприятием продукции запросам рынков сбыта в планируемом периоде (год, пять лет);
- организация обратной связи с потребителями. Изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции, привлечение для этого внештатных сотрудников. Анализ рекламаций и их влияния на сбыт продукции. Разработка предложений по повышению технического уровня и качества продукции по итогам полученных результатов изучения мнения потребителей и анализа рекламаций;
- анализ организации технического (гарантийного) обслуживания и его влияния на сбыт продукции, разработка рекомендаций по повышению качества обслуживания;
- подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и качеству, исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции;
- разработка предложений по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой и новой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств с учетом мнения пользователей и передовых достижений;
- подготовка отчетов, информационных и аналитических материалов по вопросам конъюнктуры рынка и спроса на продукцию предприятия.
- анализ эффективности расположения товаров в салонах продаж.
- оформление витрин, выставочных залов во всех точках продаж компании ЗАО "Икс".
4.3. Организация продвижения (рекламы и стимулирования сбыта) товаров:
- разработка стратегии продвижения продукции;
- определение объектов рекламы и сегментов рынка, на которых необходимо рекламировать продукцию;
- анализ эффективности средств рекламы, стимулирования сбыта, их влияния на сбыт продукции, информированность потребителя о продукции предприятия;
- выбор и применение наиболее эффективных методов проведения рекламы, учитывающей особенности рекламируемой продукции, а также особенности рынка;
- разработка и представление на утверждение квартальных и годовых планов проведения рекламных кампаний;
- определение совместно со специалистами характеристик и экономических показателей рекламируемых изделий и выявление наиболее важных особенностей выпускаемой продукции для проведения рекламы;
- организация рекламы при помощи средств массовой информации: газет, журналов, телевидения, радио;
- осуществление прямой почтовой рекламы (плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами);
- организация участия предприятия во всероссийских и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах. Подготовка необходимых документов и материалов;
- обеспечение филиалов постоянной рекламной поддержкой;
- обеспечение представителей предприятия, направляющихся в командировки, на выставки, ярмарки, выставки-продажи рекламными проспектами и другой рекламной продукцией;
- организация работ по формированию фирменного стиля предприятия;
- подготовка и заключение договоров с поставщиками и подрядчиками по проведению рекламных компаний, изготовлению рекламных материалов;
- постоянная работа с вендорами по вопросам продвижения;
- изучение и анализ организации рекламы на аналогичных предприятиях в стране и за рубежом и разработка предложений по использованию передового опыта;
- составление медиапланов, смет затрат на проведение рекламных мероприятий, и осуществление контроля за ее соблюдением;
- составление отчетности по осуществлению рекламных мероприятий и мероприятий по стимулированию сбыта.
Права
Служба маркетинга имеет право:
5.1. Давать указания структурным подразделениям предприятия по вопросам, относящимся к компетенции Службы и вытекающим из функций, которые перечислены в Настоящем Положении.
5.2. Требовать и получать от структурных подразделений предприятия материалы, необходимые для осуществления деятельности Службы.
5.3. Вести переписку по вопросам, входящим в компетенцию Службы и не требующим согласования с руководителем предприятия.
5.4. Представлять предприятие по вопросам, относящимся к компетенции Службы, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями.
5.5. Вносить предложения Директору по персоналу и руководству предприятия о перемещении работников Службы, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.
5.6. Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Службы.
5.7. Проводить и участвовать в конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам маркетинга.
5.8. Знакомиться и вносить корректировки в планы разработки и производства продукции, в зависимости от конъюнктуры рынка.
5.9. Вносить предложения по приостановке решений руководителей других подразделений, которые могут привести к ухудшению позиций предприятия на рынках сбыта, повредить его имиджу.
5.10. Требовать соблюдения фирменного стиля.
5.11. Иметь доступ к базам данных клиентов, информации о количестве товара на складе.
5.12. Директор Службы маркетинга визирует все документы, связанные с деятельностью Службы (планы, договоры, отчеты, сметы, справки и пр.).
Ответственность
6.1. За своевременное и качественное выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением, а также выполнение оперативных заданий дирекции.
6.2. За своевременную подачу достоверной маркетинговой информации руководству и подразделениям предприятия.
6.3. За научно-экономическую обоснованность рекомендаций по стратегии продвижения предприятия, по выбору рынков сбыта и разработке новых видов продукции.
6.4. За обоснованный выбор средств рекламы и стимулирования сбыта, эффективность их использования.
6.5. За обучение сотрудников предприятия принципам и методам маркетинга.
6.6. За соблюдение финансовой и производственной дисциплины.
6.7.Ответственность сотрудников Службы маркетинга устанавливается должностными инструкциями.
6.8. На Директора Службы маркетинга возлагается персональная ответственность в случае:
- несоответствия законодательству издаваемых Службой инструкций, приказов;
- необеспечения или ненадлежащего обеспечения руководства предприятия информацией по вопросам работы Службы маркетинга;
- несвоевременного, а также некачественного исполнения документов и поручений руководства предприятия.
Согласовано:
Коммерческий директор ЗАО «Икс» _____________________
Ф.И.О.
Подготовил:
Директор по маркетингу ЗАО «Икс» ______________________
Ф.И.О.