Управление дебиторской задолженностью. Дебиторская задолженность является важным индикатором деятельности организации, отражающим качество управления оборотными активами
Дебиторская задолженность является важным индикатором деятельности организации, отражающим качество управления оборотными активами. Значительная величина дебиторской задолженности указывает на снижение скорости платёжного оборота в результате влияния общеэкономической ситуации в стране и условий хозяйствования данного субъекта. В составе задолженности обязательство покупателей и заказчиков достигают 80 – 90%, поэтому главная задача состоит в своевременном истребовании имеющейся задолженности для обеспечения достаточной платежеспособности.
Политика управления дебиторской задолженностью: часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики, направленная на реализацию расширяемого объема продукции и заключающаяся в оптимизации общего объема задолженности и обеспечении своевременной её оплаты. Она разрабатывается по следующим этапам:
1 этап. Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде:проводится с целью оценки условий и её состава, а также эффективности инвестирования средств в товарный и потребительский кредит по следующим процедурам:
· Оценивается уровень дебиторской задолженности и её динамика в предшествующем периоде с помощью показателя «коэффициент отвлечения»:
· Определение среднего периода возврата дебиторской задолженности и количество её оборотов:
ПО – продолжительность оборота
- количество оборотов дебиторской задолженности
· Оценивается состав дебиторской задолженности АО возрастным группам, исходя из срока обращения;
· Рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности с выделением сомнительной и безнадёжной части;
· Определяется сумма эффекта от инвестирования средств в дебиторской задолженности через показатель прибыли, которая получена в результате увеличения объема продаж за счет кредита и в результате своевременного возврата долга:
- эффект от инвестирования в дебиторскую задолженность
- прибыль, получаемая от инвестирования в дебиторскую задолженность
- текущие затраты по формированию кредита и обеспечению его возврата
- финансовые потери в результате списания безнадежной дебиторской задолженности.
Ø Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции: товарный кредит предоставляется оптовым покупателям на условиях отсрочки платежа на период, превышающий обычные сроки банковских расчетов. Потребительский кредит – форма розничной реализации продукции, которая позволяет потребителям, физическим лица облегчить приобретение товара в результате некоторого материального утяжеления. Товарный кредит предоставляется на срок до 6 месяцев. Потребительский кредит – от 6 месяцев до 2 лет. В зависимости от взглядов руководства возможны следующие типы кредитной политики:
ü Консервативный (жесткий): минимальные риски, при этом сокращается круг покупателей за счет групп повышенного риска, уменьшаются сроки кредитов и размеры, ужесточаются цели, повышается стоимость и четкость истребования долга;
ü Умеренный: ориентирован на средние риски и средний процент;
ü Агрессивный (мягкий): главная цель – максимизация дополнительной прибыль за счет продажи в кредит несмотря на высокий риск. При этом вовлекаются более рисковые группы покупателей, увеличивается период и размер кредита, снижается процентная ставка и возможность пролонгирования.
На выбор типа политики влияют следующие факторы:
· Коммерческая и финансовая политика торговой организации;
· Общее состояние экономики и платежеспособность покупателей;
· Сложившаяся конъюнктура рынка и состояние спроса;
· Потенциальная возможность организации наращивать объем производства;
· Правовые условия взыскания задолженности;
· Финансовые возможности отвлечения средств;
· Финансовые взгляды руководства и собственников;
Ø Определение возможной суммы средств инвестированных в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту: учитывая планируемый объем производства и продажи, в том числе в кредит, средние сроки кредита, среднюю просрочку дога, коэффициент соотношения себестоимости и цены продажи в кредит. Определяют данную сумму средств по формуле:
- планируемая выручка от продажи в кредит
- коэффициент соотношения себестоимости и цены
- средний период предоставления кредита
- средний период просрочки по кредиту
Ø Формирование системы кредитных условий:
· Срок кредита: увеличивая период можно стимулировать рост объема продаж, но при этом требуются дополнительные средства;
· Размер кредита зависит от типа кредитной политики и планируемым объемом продаж в кредит, а также от среднего объема сделок и финансового состояния покупателей;
· Стоимость кредита: система ценовых скидок при немедленном расчете за продукцию, которая совместно со сроком кредита позволяет определить годовую норму процентной ставки за кредит:
- процентная ставка за кредит
- ценовая скидка за немедленный платеж
- срок предоставления кредита, год
· Система штрафных санкций за просрочку платежа: устанавливается за разработку крупных историй и позволяет частично возместить финансовые потери.
Ø Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий кредита осуществляется через оценку кредитоспособности, характеризующую возможность привлечения и погашения кредита в полном объеме и в предусмотренные сроки по следующим процедурам:
· Определение системы характеристик, оценивающих состояние заемщика;
· Формирование и экспертиза информации оценки кредитоспособности заемщика;
· Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности заемщика;
· Группировка покупателей по уровню кредитоспособности;
· Дифференциация кредитных условий по группе.
Критерии оценки кредитоспособности:
ü Для потребительского кредита:
· Дееспособность
· Уровень расходов и их регулярность
· Состав личного имущества
ü Для товарного кредита:
· Операции и их стабильность
· Репутация в деловом мире
· Платежеспособность
· Результативность хозяйственной деятельности
· Ситуация на товарном рынке
· Объем и состав чистых активов покупателей
ü Проводится экспертиза на основании данных предоставляемых покупателями через логическую проверку;
ü Используя статистические, нормативные, экспертные и бальные методы, определения достоверности предоставленной информации в сравнении со средствами, предоставляемыми на рынке;
ü Осуществляется группировка по трем категориям:
· Высоконадежные заемщики
· Заемщики с ограниченным объемом продаж
· Заемщики, которым кредит не предоставляется
Ø Формирование процедуры возврата дебиторской задолженности: осуществляется через определение сроков и форм предварительных уведомлений, а также предельных уведомлений с возможностью продления кредита и порядок возбуждения дел о банкротстве.
Ø Формирование и использование механизмом и методов своевременного рефинансирования дебиторской задолженности, направлен на досрочный возврат средств при необходимости через:
· Факторинг – реализация долга компании или банку с уплатой процентов.
· Учет векселей, т.е. их предъявление КБ с получением части номинальной стоимости;
· Форфейтинг – реализация задолженности по международным торговым операциям через перезаклад переводного векселя в пользу банка с уплатой комиссионного вознаграждения.
Ø Построение эффективных систем контроля за движением и своевременным возвратом дебиторской задолженности осуществляется по критериям А, Б, В, в зависимости от возможности организации и важности соответсвующих видов задолженности.
- доля операционной прибыли в результате продажи в кредит;
- дополнительные операционные затраты в результате возникновения и погашения дебиторской задолженности
- потеря средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность.