Вопрос 54: Показатели рентабельности производства
Рентабельность - относительный показатель эффективности производства, характерный уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. На нее влияют следующие факторы:
-экстенсивные факторы - рост прибыли за счет роста объема работ и влияния инфляции на уровень цен
-интенсивные факторы - новые технологии, прогресс, совершенствование организации труда и производства.
Показатели можно разделить на следующие группы:
1) Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства. (Характеризует прибыльность различных продукции, всей товарной продукции и рентабельность предприятия в целом).
Рассчитывается как: (прибыль в расчете на единицу продукции/себестоимость единицы продукции)*100
2) Рентабельность реализации продаж. (Показывает какой % прибыли получит предприятие с каждого рубля реализации).
Рассчитывается как: (прибыль от реализации продукции/выручка от реализации)*100
3) Рентабельность собственного капитала. (Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала (в том числе после уплаты налогов) .
Рассчитывается как: (чистая прибыль/собственный капитал)*100
4) Рентабельность активов. (Характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов). Рассчитывается как: (прибыль /совокупные активы)*100
Рентабельность текущих активов. Рассчитывается как: (прибыль/текущие активы)*100
Рентабельность чистых активов. Рассчитывается как: (прибыль/чистые активы)*100
Вопрос 55: Понятие и содержание планирования.
Планирование - разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и в перспективе.
Планирование и прогнозирование являются важнейшими составными частями управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная работа предприятия. Они позволяют:
-предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
-более рационально использовать все ресурсы предприятия;
-избежать риска банкротства;
-более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
-своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
По срокам планирования:
1) перспективные (стратегические)
-долгосрочные (10-15 лет)
-среднесрочные (5 лет)
2)текущее (годовое) планирование
Осуществляется в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели
3)оперативно-производственное.
Уточняет задание текущего годового планирования на более короткие отрезки времени (месяц и так далее). И такое планирование производится по отдельным подразделениям (цех, бригада).
Вопрос 56: Принципы и методы планирования на предприятии.
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.
К основным принципам планирования относятся:
-непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы;
-научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе. -нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;
- планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.
Методы планирования:
1) Балансовый метод - обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана.
2) Расчетно-аналитический - используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей
3) Экономико-математические методы - позволяют разработать экономические модели, отражающие зависимость факторов друг от друга, подготовить несколько вариантов и выбрать оптимальный.
4) Графо-аналитический - позволяет отобрать результаты экономического анализа графическими средствами
5) Програмно-целевые методы - позволяет составить план в виде программы (комплекс задач и мероприятий, которые объединены одной целью и приурочены к определенным срокам).