Теории государственных финансов.
Зарубежные ученые:Основатель А.Смит. В труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» разработал отд.положения о сущности финансов государства, кот. опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде. Произ.труд-труд, кот. обменивается на капитал, а непроизв. -на доход, те зарплату и прибыль. Смит дал характеристику финансам-доходам и расходам. Гос.доход, полученный за счет налогов, расходуется непроизводительно, гос.расходы сокращают возможности накопления капитала. Вывод Смита: надо уменьшить затраты гос-ва. Смит сформулировал 4 принципа организации налогообложения:
1) Налоги уплачиваются в соответствии со способностями и силами подданных;
2) Размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены;
3) Время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика;
4) Обеспечиваются мин.издержки при сборе налогов.
Д.Рикардо труд «Начала полит.экономии и налогового обложения». Исходя из трудовой стоимости считал, что налоги влияют на капитал или на доход. Любые налоги на товар и ЗП влекут за собой увеличение ЗП и вызывают понижение прибыли.
Д.С.Милль выступил с предположением внести изменения в сферу распределения доходов. Разработал принцип рациональной налоговой системы, а так же «налоговую теорию услуг», согласно которой каждый человек должен отдать гос-ву часть своего дохода за получаемую от него поддержку.
1870-е гг. возникает историческая школа (М.Вебер, А. Вагнер и др). Вагнер предложил решение накопления капитала с помощью гос-ва. Финансы могут использоваться гос-вом для достижения справедливости распределения доходов в стране.
До конца 19 века фин.наука находилась под влиянием марксистского учения. Маркс и Энгельс большое внимание уделяли налогам. Маркс отдавал предпочтение прямым и подоходному налогу, выступал за прогрессивную систему налогообложения. Основной вопрос бюджета – это сальдо бюджета.
Конец 19 начало 20 вв.- теория предельной полезности. Ее представители выступал против трудовой теории стоимостей, заменив ее анализом цены. Гос.расходы и налоги рассматривались ими как индивид.сделки между гос-вом и частными лицами, предельная полезности гос.услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов.
Регулирование производства и распределения налогов стало осуществляться в годы первой мировой войны.
Теория Дж. Кейнса, работа «Общая теория занятости, процента и денег». В ней обосновывается необходимость вмешательства гос-ва в экономику в условиях обобществления капитала и труда. Основной инструмент вмешательства- гос. расходы. Гос-во обязано поднять уровень расходов и воздействовать на личное и инвестиционное потребление. Особое значение уделялось налогам и их воздействию на основной «психологический закон», согласно которому люди склонны увеличить свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведет к падении спроса на товары и сокращению производства. Формула:Сбережения+налоги=ивестиции+гос.расходы
Российские ученые:
Социал-демократическое течение в эконом. науке. Представитель В.И.Ленин. Главное содержание его работ в области финансов – это критика фин.политики России.
С переходом к директивным методам управления экономикой и финансами появляется необходимость подчинения их классовой борьбе. Результатом этого стало развитие науки о финансах СССР. Финансовой классикой советского периода считают В. Дьяченко. В его работах были разработаны основы теории финансов: сущность, функции, роль и тд.
Современная финн.политика России еще не в полной мере выполняет свои функции. Причин много. Одна из них: исследование вопросов финансов затруднено из-за неподготовленности многих экономистов к применению современной методологии изучения явлений рын. экономики. Необходима подготовка финансистов, владеющих этой методологией. Для этого нужны спец.учебники.