Система отбора клиентов аудиторскими фирмами и критерии выбора аудиторских организаций экономическими субъектами
В современных условиях взаимный выбор участников рынка аудиторских услуг занимает важное место в системе общественно-экономических отношений хозяйствующих субъектов.
Причем этот выбор должен основываться не только на правовых аспектах, но и на соблюдении требований морально-этических принципов. От правильного взаимного выбора участников рынка аудиторских услуг в значительной мере зависит их материальное и моральное благополучие, а также минимизируются риски.
Поэтому, чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки аудитор и аудиторские фирмы должны иметь надлежащие критерии оценки потенциальных клиентов.
Если результаты перечисленных процедур (см. Рис.10) обнаруживают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоёмкой для аудиторов, то клиенту отказывается в обслуживании.
В аудиторской фирме должны регистрироваться все факты обращения клиентов.
В крупных аудиторских фирмах имеются контрольные листы, на основании которых осуществляется оценка потенциальных клиентов по шкале риска.
В настоящее время в РФ действует большое количество аудиторских фирм и перед экономическими субъектами стоит проблема выбора.
Основные критерии отбора аудиторских фирм:
1) численность персонала и его опыт;
2) оборот фирмы;
3) наиболее крупные клиентские фирмы;
4) уровень цен на услуги;
5) возможные предоставляемые льготы;
|
Рис. 9. - Основные процедуры отбора клиентов аудиторскими фирмами
1) степень ответственности за качество аудита;
2) наличие финансов в регионе;
3) продолжительность работы на рынке;
4) ассортимент предоставляемых услуг.
Численность персонала и оборот аудиторской фирмы можно узнать из регулярно публикуемых в прессе рейтингов аудиторских фирм. Поскольку в условиях рынка цена на аудиторские услуги различна в разных фирмах, экономические субъекты имеют возможность выбора аудиторских фирм и по этому параметру.
Некоторые аудиторские фирмы предоставляют своим постоянным клиентам определенные льготы в цене на услугу, времени оказания услуги, предоставлению конкретных аудиторов и т.д. Этот фактор также следует учитывать при выборе аудиторской фирмы.
Аудиторские фирмы в своих рекламных буклетах или в другой форме перечисляют наиболее известных своих клиентов для дополнительного подтверждения своего статуса, солидности и значимости на рынке аудиторских услуг.
Важным критерием для выбора аудиторской фирмы является та степень ответственности за качество своей работы, которую аудиторская фирма готова взять на себя по договору на проведение аудита. Тем более что размер ответственности, которую согласна взять на себя аудиторская фирма по договору на аудит, имеет очень широкий диапазон.
Время работы на рынке аудиторских услуг также является хорошим критерием, т.к. свидетельствует об имеющемся опыте.
Наличие филиалов в регионах является лишь вспомогательным критерием в тех случаях, когда это важно для экономического субъекта.
Конечно, экономическому субъекту следует убедиться в том, что аудиторская фирма имеет лицензию на соответствующий вид услуг и эта лицензия не является просроченной.
Чем шире ассортимент услуг, которые предоставляет аудиторская фирма, тем удобнее экономическому субъекту т.к. при необходимости в одном месте можно получить исчерпывающую информацию по решению той или иной проблемы.