Организация как система: определение, признаки, свойства, f
Организация – f упр-ия, целью α является достижение миссии, задачей – формирование структур, обеспечение необходимым д/ ее нормальной работы-материалами, оборудованием, денежными средствами, знаниями, персоналом и т.д.
Организация (как объект) – объединение людей выполняющее определенные f.
Организация (как процесс) – это сов-ть мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь. Организация (как воздействие) – налаживание функционирования объекта.
Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, имеющее набор взаимосвязанных целей.
Процесс: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду. На входе – материалов; на выходе – продукт. Д/ эффективности, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, организационную культуру и др.Внеш. среда организации неопределенная и изменчива. Организация как открытая система вынуждена приспосабливаться к быстро меняющейся внешней среде, реагировать на появление новых угроз и возможностей, быть адаптивной и гибкой, чтобы противостоять угрозам и суметь реализовать возможности. Внутр. среда вкл.: - цели организации; - структуру организации; - людей, работающих в организации; - используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов; - задач упр-ия; - орг. культуру.
Подсистемы организации:соц – сов-ть людей, работающих в организации, со сложным комплексом отношений м/у ними; основу этой подсистемы составляет работа с персоналом;производственно-техническую – комплекс машин, оборудования, сырья, материалов и др., участвующих в процессе переработки входящих ресурсов в готовую продукцию;информационную – сов-ть организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации информацией д/ эффективных коммуникаций;экономическую – сов-ть экономических процессов, происходящих в организации, таких, как движение денежных средств, соотношение затрат и доходов и др.;
маркетинговую – включающую организацию изучения рынка, создания системы сбыта продукции, оптимального ценообразования и т.д.
Внешняя среда-набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации. 2 составляющих внешней среды:1.макроокружение (дальнее окружение);2.непосредственное окружение (ближнее окружение).То есть внешняя среда любой организации имеет как бы два кольца окружения: ближнее и дальнее.Ближнее окружение(клиенты, потребители; поставщики и др партнеры по бизнесу; Оно состоит из факторов прямого воздействия на организацию. Также орг-я может влиять на свое непосредственное окружение.Дальнее окружение (эк. составляющая; полит. составляющая; правовая составляющая; соц. составляющая). Относятся элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния организации.
Оценить влияние макроокружения можно по ряду элементов макроок-я:
· система ценностей, принятых в данном обществе и их приоритеты; ●уровень соц. и полит. развития населения;●полит. ,эк.обстановка в стране и мире;●налоговая система данного государства;
· обычаи местного и м/ународного ведения бизнеса;●характерные природные и общественные катаклизмы;●криминализация внешних связей организации
Д/ реализации целей, д. быть иерархия полномочий и ответственности.
Структура организации- это логические взаимоотношения уровней упр-ия и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наи> эффективно достигать целей организацииКлассификации: - по отношению к главной цели – общественные и хозяйственные.- по отношению к прибыли – коммерчески и некоммерческие.- по отношению к бюджету – бюджетные и внебюджетные.- по форме собственности – гос, мун, общественные, частные - по отраслевой принадлежности – промышленные, транспортные, торговые и пр. -по размеру и численности членов организации – крупные, средние, мелкие.Признаки:1. Обособленность – обозначает замкнутость внутренних процессов 2. Наличие внутреннего центра, который координирует деятельность членов организации, а также обеспечивает единство действий людей. 3. Саморегулирование деятельности, α означает, что орг-ция принимает самостоятельные решения, а также по-своему реагирует на внешние события.4. Наличие целей. Цель объединяет участников орг-ции, а также придает смысл совместной деят-ти.5. Орг культура – сов-ть норм, традиций, α определяют поведение людей в орг-ции.