Покупатель как активный партнер
Специалисты по стратегиям и маркетингу все чаще рассматривают покупателей не как пассивные цели, а как активных участников процессов приобретения товаров и услуг. Так, например, покупатели компании Cisco помогают ее сотрудникам в разработке необходимых решений; пациенты порой участвуют в выборе способа лечения; с появлением «TiVo» (устройств, в которых можно запрограммировать запись телепередач по названию или даже по жанру) контроль телезрителей над телепрограммами еще более возрастает; пользователи Интернета имеют простой доступ к информации, а потому обладают значительной рыночной властью. В соответствии с этим менеджеры должны:8
• Идти на активный диалог.Контакт с покупателями следует рассматривать как диалог равных сторон. Пример общения с клиентами (как виртуального, так и реального) предоставляющей финансовые услуги компании Schwab показывает, насколько прочные отношения могут быть установлены при помощи активного диалога.
• Мобилизовать сообщества покупателей.С развитием Интернета формируются прочные и широкие онлайновые сообщества покупателей. Задача состоит в том, чтобы организовать их, предоставить покупателям виртуальную «среду обитания», с тем чтобы она дополняла впечатления от марки и становилась источником обратной связи.
• Управлять разнообразием покупателей.Покупатели высокотехнологичных продуктов характеризуются значительными различиями в объемах знаний о товаре, поэтому компании необходимо научиться работать с разными типами клиентов. Наиболее активными партнерами являются самые знающие покупатели.
• Участвовать в создании впечатлений.Онлайновый торговец цветами может не просто предложить несколько готовых Зукетов на
Часть II. Стратегический анализ
выбор, но и предоставить возможность покупателю самостоятельно собрать композицию и подобрать вазу. Участие в создании впечатлений о товаре — больше чем кастомизация (простая подстройка предложения под нужды конкретного покупателя).
Неудовлетворенные потребности
Неудовлетворенные потребности — это покупательские нужды, которые не удовлетворяются текущими товарными предложениями. Например, лыжным курортам необходимы способные добраться до самых крутых склонов машины для создания искусственного снега. В свое время фирмы осознали неудовлетворенную потребность во временных услугах юристов, технических специалистов и врачей и тем самым существенно расширили индустрию соответствующих услуг. Компания Executive Jet Aviation предлагает небольшие реактивные самолеты в аренду за одну восьмую часть их стоимости фирмам, нуждающимся в индивидуальных воздушных перевозках, но не готовым к покупке и содержанию собственного парка самолетов.
Стратегическая значимость неудовлетворенных потребностей обусловлена тем, что они представляют собой возможности для увеличения доли рынка, вторжения на рынок, создания новых рынков. В то же время с точки зрения многих давно существующих фирм неудовлетворенные потребности являются угрозами, так как их насыщение конкурентами нередко инициирует переделы рынков. Компания Ariat, например, проникла на рынок обуви для конного спорта, предложив жокеям взамен традиционных сапог и ботинок высокотехнологичные спортивные продукты. Следуя убеждению, что жокеи — тоже спортсмены, Ariat создала торговую марку и товарную линию, обеспечивающую неудовлетворенную потребность.
Иногда покупатели и не подозревают о существовании у них неудовлетворенных потребностей, поскольку давно смирились с ограничениями существующих продуктов. Потребности фермера 1890-х гг., скорее всего, ограничивались желанием заполучить лошадей, которые работали бы больше, но при том их рацион был бы существенно ограничен. Вряд ли кто-нибудь из аграриев задумывался о возможности появления трактора. Идентификация неочевидных неудовлетворенных потребностей — весьма сложная задача, но для агрессивных фирм их определение и насыщение открывает широчайшие возможности, поскольку предпринимаемые ими действия вряд ли вызовут немедленную реакцию со стороны конкурентов. Самое сложное здесь — найти эту неудовле-
Глава 3. Внешний анализ и анализ покупателей 87
творенную потребность, а затем подобрать технологию для ее насыщения.
Определение неудовлетворенных потребностей с помощью покупателей
Основным источником информации о неудовлетворенных потребностях являются сами покупатели. Вопрос в том, как заставить их определить и сообщить обо всем том, в чем они нуждаются. Прежде всего необходимо провести исследование рынка с помощью индивидуальных или групповых интервью. Обычно такое интервью начинается с обсуждения опыта использования существующего товара. Какие проблемы при этом возникают? Что вызывает разочарование? Как этот опыт выглядит на фоне впечатлений от других товаров? На фоне ожиданий? Нет ли проблем в самой системе использования, частью которой является товар? Как его можно улучшить? Подобные вопросы помогли компании Dow создать «Spiffits» — линию увлажненных одноразовых чистящих полотенец в ответ на неудовлетворенную потребность в пропитанных чистящим составом салфетках.
Из контактов с покупателями можно почерпнуть весьма полезные мысли. Когда компания Black & Decker разрабатывала линейку инструментов средней ценовой категории «Quantum», она собрала группу из 50 «мастеров на все руки», имеющих более шести электроинструментов.9
Руководители Black & Decker посещали дома участников группы, чтобы лично увидеть, как они используют технику и какие проблемы и пожелания при этом возникают. Одной из проблем была малая емкость аккумуляторов беспроводных дрелей (источники питания приходилось заменять раньше, чем удавалось закончить работу). В качестве решения была создана дрель со съемным аккумулятором, на зарядку которого уходило не более часа. Проблемы с опилками были решены с созданием пилы и шлифовального станка с накопителем, действующим как мини-пылесос. Для решения, проблем с безопасностью началась установка автоматических систем отключения питания.
Товары, предложенные пользователями -
В свое время компания IBM разработала для внутреннего применения автомат по установке печатных плат уникальной конструкции.10
Создав и протестировав опытный образец, IBM отправила чертежи местному производителю подобного оборудования и заказала у него восемь автоматов. Производитель выполнил этот и последующие заказы и обратился
88 Часть II. Стратегический анализ
к IBM за разрешением на создание аналогичного аппарата для открытой продажи. Корпорация согласилась, в результате чего ее партнер превратился в ведущего игрока на рынке оборудования для монтажа компонентов.
В начале 1970-х гг. владельцы и продавцы магазинов южной Калифорнии стали замечать, что молодежь навешивает на свои велосипеды выхлопные трубы и рычаги управления (с тем чтобы они были похожи на настоящие мотоциклы). Одетые в мотоциклетные шлемы и футболки с символикой мотоциклов «Honda», подростки носились на своих велосипедах по грязным трассам. Производители не замедлили пойти им навстречу и создали совершенно новую серию моделей для кросса. В Калифорнии пошли еще дальше и превратили их в то, что сейчас называют маунтинбайками (горными велосипедами). Таким образом, идеей моделей велосипедов, где для переключения передач (21 скорость) не надо снимать руки с руля, производители обязаны калифорнийским подросткам. Фирмы — производители горных велосипедов стремительно наращивают производство и по-прежнему не сводят глаз с покупателей с Западного побережья.
Большую роль в определении неудовлетворенных потребностей играют не только опросы покупателей, но и правильное обращение с жалобами. USAA, успешная техасская финансовая компания, каждый год рассылает покупателям 500 тыс. анкет с вопросами (без вариантов ответов) о возможных проблемах и идеях. Во многом благодаря предложениям клиентов фирма создала несколько взаимных фондов. В компании Hewlett-Packard за каждую жалобу отвечает конкретный работник. Он должен не только убедиться в том, что покупатель получит ответ, но и определить, не подсказывает ли проблема идею нового товара или услуги.
Структурный подход, известный как исследование проблемы, предполагает составление списка возникающих в процессе приобретения и использования товара потенциальных проблем.11
Далее проблемы ранжируются (100-200 респондентов должны оценить каждую из них по следующим показателям: (1) значимость проблемы, (2) частота ее возникновения и (3) возможное решение). Сумма набранных баллов и определяет общую оценку проблемы. Например, исследование проблемы корма для собак показало, что покупателям не нравится его запах, что они считают цену продукта слишком высокой и заинтересованы в упаковках различного объема для разных собак. Впоследствии фирма сумела учесть все эти пожелания. В результате другого исследования авиакомпания модернизировала салоны авиалайнеров, увеличив расстояние между рядами кресел, с тем чтобы пассажиры чувствовали себя более свободно.
Глава 3. Внешний анализ и анализ покупателей
Исследователь из МП Эрик фон Хиппел, который занимался изучением покупателей в качестве источников инноваций, утверждает, что наиболее плодотворным для выявления неудовлетворенных потребностей и новых концепций товара является общение с ведущими пользователями. К ведущим пользователям относятся потребители:12
• которые испытывают потребности, которые будут характерны для всего рынка, но через несколько месяцев или лет. Если предположить существование тенденции к потреблению полезных для здоровья продуктов, то ведущим пользователем можно считать человека, который очень внимательно относится к правильному питанию и свойствам продуктов;
• для которых использование нового способа удовлетворения потребностей позволяет получать существенные выгоды. Ведущими пользователями решений по автоматизации офисов можно считать фирмы, которые уже сегодня умеют воспользоваться выгодами, сопряженными с применением технологических новинок.
Идеальный опыт
Помимо всего прочего, определению неудовлетворенных потребностей может помочь концептуализация идеального опыта. Крупное издательство, занимающееся выпуском справочников, провело опрос среди своих покупателей, обратившись к каждому с просьбой дать описание их идеального опыта в процессе общения с компанией. Издательство выяснило, что его самые крупные клиенты (лучшие 4%, которые обеспечивали 45% доходов компании) хотят, чтобы при решении возникающих проблем они имели возможность обращаться к одному конкретному сотруднику; товары были подстроены под их конкретные нужды; чтобы их консультировали по вопросу обслуживания и помогали им отслеживать результаты. Более мелким клиентам, напротив, были нужны две вещи: простой процесс оформления заказов и чтобы их не тревожили. Полученные ответы помогли издательству повысить уровень обслуживания при одновременном снижении затрат.13
Креативный подход
Нестандартное мышление (или вовсе мышление без каких-либо стандартов) — вот что необходимо для поиска новых предложений, отвечающих неудовлетворенным потребностям. Иной подход к созданию товара или услуги может вылиться в создание новой товарной категории или изменение существующей, а то и в появление новых стандартов
Часть II. Стратегический анализ
де-факто, которым конкуренты вынуждены будут следовать. Что может быть лучше?
Возьмем для примера туристические путеводители. На протяжении многих лет это была весьма зрелая пассивная товарная категория. Но кому-то из сотрудников компании Rough Guides пришла в голову простая идея о том, что многим 30-40-летним туристам хотелось бы отойти в сторону от наезженной колеи. Компания начала выпускать путеводители не только по городам и странам, но также по конкретным интересам, чтобы людям не нужно было покупать толстые справочники, на 90% состоящие из бесполезной информации. На веб-сайте Rough Guides предлагаются путеводители по 14 тыс. городов мира, а также великое множество другой полезной информации и новостей из сферы туризма плюс предложения по страхованию.14
Креативное мышление — путь к идеям, открывающим новые значительные возможности роста (предложение кофе «Folgers» в новой упаковке, новая рекламная кампания или открытие сети кофеен Starbucks). В основе процесса творческого мышления лежат три принципа, которым может следовать любая организационная единица. Во-первых, необходимо разделить процессы генерирования идей и их оценки. Вместо того чтобы сразу отвергать идеи, хоронить их под критическими «завалами», предоставьте всем им право на существование, и, быть может, они наведут вас на действительно хорошие мысли. Во-вторых, подходите к проблеме с разных ментальных и физических сторон (лодка в океане, палаточный лагерь в штате Мэн, характер куклы Барби, все что угодно). И наконец, у вас должен быть механизм, который позволит доводить наиболее перспективные идеи до совершенства, превращать их в потенциальных «чемпионов» рынка. Более подробно некоторые аспекты креативного мышления будут рассмотрены в главе 13.
Главные идеи
• Внешний анализ влияет на стратегию через определение возможностей, тенденций и стратегических неопределенностей. Его конечная цель состоит в улучшении качества стратегических решений (решений о том, где и как вы будете конкурировать).
• Сегментирование (определение групп потребителей, в отношении которых необходимо применение различных конкурентных стратегий) может осуществляться с помощью множества характеристик покупателей, к которым относятся, в частности, такие как искомые выгоды, лояльность и предназначение.
Глава 3. Внешний анализ и анализ покупателей
• Анализ мотивации покупателей показывает, какие активы и навыки необходимы фирме для успешной конкуренции, а также указывает на возможные УКП.
• Неудовлетворенные потребности, представляющие собой возможности (или угрозы) для фирмы, можно определить посредством прогнозирования развития технологий, идентификации и опросов ведущих пользователей, а также при помощи систематического творческого мышления.
Темы для обсуждения
1. Для чего необходим стратегический анализ? Каковы его цели? Какие три основных фактора, по вашему мнению, определяют полезность и необходимость стратегического анализа? Существует ли у проведения полного стратегического анализа оборотная сторона?
2. Рассмотрите «горячие клавиши» покупателей, описание которых приведено в этой главе. Что их использование может дать такой компании, как Betty Crocker? Какие новые сферы деятельности этой фирмы могут рассматриваться при анализе каждой «клавиши»? Ответьте на эти же самые вопросы для сети продовольственных магазинов, такой как Safeway.
3. Что покупатель приобретает в Nordstrom? В Gap? В Old Navy?
4. Выберите для анализа какую-либо компанию или торговую марку. Каковы ее главные сегменты? Каковы мотивы покупателей в каждом из сегментов? Каковы неудовлетворенные потребности?
Примечания
1. Andrew Tilim, «Will the Kids Buy It?», Business 2.0, May 2003, pp. 95-99.
2. International Data Group, «How to Target: A Profit-Based Segmentation of the PC Industry», November 1993.
3. Patricia Sellers, «Keeping the Buyers You Already Have», Fortune, Autumn/ Winter 1993, pp. 56-58.
4. Melinda Cuthbert, «All Buyers Not Alike», Business 2.0, December 26, 2000.
5. Abbie Griffin and John R. Hauser, «The Voice of the Customer», Marketing Science, Winter 1993, pp. 1-27.
6. George S. Day, «Creating a Superior Customer-Relating Capability», Sloan Management Review, Spring 2003, pp. 82-83.
7. Подробнее о приоритетах покупателей см.: Adrian J. Slywotzky, Value Migration, Harvard Business School Press, Boston, 1996.
Часть II. Стратегический анализ
8. С. К. Prahalad and Venkatram Ramaswany, «Co-opting Customer Competence», Harvard Business Review, January-February, 2000, pp. 79-87.
9. Eric von Hippel, «Lead Users: A Source of Novel Product Concepts», Management Science,July 1986, p. 802.
10. Susan Caminti, «A Star Is Born», Fortune, Autumn/Winter 1993, pp. 45-47.
11. E. E. Norris, «Seek Out the Consumer's Problem», Advertising Age, March 17, 1975, pp. 43-44.
12. Eric von Hippel, «Lead Users».
13. George S. Day. Op.cit.,p. 81.
14. Michael Lynton, Comment, Fast Company, January 1999, p. 78.
Глава 4
Анализ конкурентов
Заставьте конкурентов отказаться от инвестиций в товары,
услуги и рынки, которыми вы намереваетесь заняться... вот
фундаментальное правило стратегии.
Брюс Хендерсон, основатель Бостонской консалтинговой группы
Ничто так не воодушевляет, как пролетевшая мимо пуля.
Уинстон Черчилль
Самый лучший и самый быстрый способ овладеть азами нового вида спорта — наблюдение за чемпионом и повторение его
действий.
Жан-Клод Килли, горнолыжник
Существует огромное количество детально рассмотренных факторов успешного проникновения японских автомобильных компаний на рынок США в 1970-е гг. Одним из них, впрочем, является то обстоятельство, что в сравнении со своими американскими «коллегами» японцы намного лучше осуществляли конкурентный анализ.1
Вот как описывает в отчете о состоянии автомобильной промышленности принятый в японских компаниях процесс Дэвид Халберстам: «Они собирались в группы... Они оценивали, фотографировали, рисовали эскизы, все что могли, записывали на пленку. Их вопросы были чрезвычайно точны. Они были удивлены открытости американцев».2
Изучали японцы и опыт европейских автопроизводителей, и прежде всего, их подходы к дизайну. Американцы же, согласно Д. Халбер-стаму, слишком поздно обнаружили угрозу со стороны Японии, и уж тем более не сумели проанализировать деятельность японских компаний и понять возникшие в новой конкурентной среде стратегические императивы.
Анализ конкурентов — второй этап внешнего анализа. Здесь ставится та же цель: изучение факторов, способных повлиять на решение об инвестициях в товарный рынок, т. е. на усилия по созданию или поддержанию УКП. Конкурентный анализ должен быть сконцентрирован
Часть И. Стратегический анализ
на определении возможностей, угроз или стратегических неопределенностей, создаваемых новыми или потенциальными действиями рыночных соперников, их сильными и слабыми сторонами.
Анализ начинается с определения актуальных и потенциальных конкурентов. При этом выделяют два основных способа идентификации текущих рыночных соперников. Первый основывается на позиции покупателя, которому приходится выбирать среди нескольких поставщиков. В этом случае фирмы группируются по степени интенсивности соперничества за выбор покупателя. Второй способ состоит в распределении соперников по стратегическим группам на основе используемых ими конкурентных стратегий.
Идентификация конкурентов позволяет перейти к более подробному изучению их самих и стратегий, которых они придерживаются. Особого внимание требует анализ сильных и слабых сторон каждого соперника или стратегической группы. Основные вопросы, на которые должен ответить конкурентный анализ, представлены на рис. 4.1.