Приложение1: суд над сократом и его защита
По "Апологии" Платона
Обвинения, взведённые на Сократа, состояли: 1) в том, что он не признаёт
государственную религию, и 2) в том, что он развращает юношей, научая их
неверию в государственную религию.
С Сократом случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством
пророков и учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в
его сознании разумный путь жизни и, указывая этот путь, не мог не отрицать
тех ложных учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени.
И большинство афинян, будучи не в силах вступить на указываемый им путь,
хотя и признавая его истинным, не могло терпеть осуждения всего того, что
оно считало священным, и, чтобы избавиться от обличителя и разрушителя
установленного порядка, предало Сократа суду, который должен был кончиться
смертью приговорённого. Сократ знал это и потому не защищался, а только
воспользовался судом, чтобы высказать афинянам, почему он поступал так, как
поступал, и почему и впредь, если бы ему оставили жизнь, он будет продолжать
поступать так же.
Судьи признали Сократа виновным и приговорили его к смертной казни.
Спокойно выслушав приговор, Сократ обратился к судьям с следующею речью:
"Люди скажут теперь, - сказал он, - что вы, граждане афинские,
неосновательно умертвили мудреца Сократа; скажут, что я был мудрец, хотя я и
вовсе не мудрец, только для того, чтобы укорить вас; скажут, что вы
неосновательно умертвили меня, потому что, если бы вы немного обождали, это
случилось бы само собою, так как я по своему возрасту уж и так близок к
смерти. Ещё же хочу сказать вам - тем, которые приговаривают меня, - то, что
вы напрасно, приговорив меня к смерти, думаете, что я не знаю, чем бы я мог
спастись от смерти. Я знаю это, но не делаю, потому что считаю это
недостойным себя. Я знаю, что вам бы приятно было слушать, если бы я рыдал,
стонал, делал и говорил много другого. Но ни мне, ни кому-либо другому не
следует стараться спасаться от смерти недостойным образом. Во всех
опасностях есть средства избежать смерти, если только не уважать себя.
Избежать смерти нетрудно, гораздо труднее избежать зла: зло быстрее смерти и
скорее захватит. Я вот тяжёл и стар, и меня захватила смерть, а вы, мои
обвинители, вы бодры и быстры, и вас захватило нечто более быстрое - зло.
Так что меня, присуждённого вами, постигнет смерть; вас же, присудивших
меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина. И я
останусь при своём наказании, а вы при своём. Всё это так и должно было
быть, и всё к лучшему.
Кроме того, я хочу ещё предсказать кое-что вам, моим обвинителям. Ведь
перед смертью люди яснее провидят будущее. Так вот я и предсказываю вам,
сограждане, то, что вы будете наказаны тотчас же после моей смерти, -
наказанием гораздо более тяжким, чем то, к которому вы меня приговорили. А
именно, что с вами случится противное тому, что вы ожидали. Умертвив меня,
вы возбудите против себя всех тех осуждающих вас, которых я сдерживал, хотя
вы этого и не замечали, и осудители эти будут для вас тем неприятны, что они
моложе, и вам будет ещё тяжелее переносить их нападки. Так что моя смерть не
избавит вас от порицания за вашу дурную жизнь. Вот это я и хотел предсказать
вам, моим осудителям. Нельзя избавиться от порицания, умерщвляя людей. Самое
простое и действительное средство для этого одно: жить лучше.
Теперь обращаюсь ещё к вам, к тем, которые на суде не обвиняли, а
оправдывали меня. В последний раз беседуя с вами, я хочу рассказать вам
нечто удивительное, случившееся со мной нынче, и то, что я вывожу из этого
необыкновенного случая. Во всей моей жизни, в самых важных и самых
незначительных обстоятельствах я всегда слышал таинственный голос в моей
душе, который предупреждал меня и удерживал от поступков, которые могли
принести мне несчастье. Нынче же, как вы сами видите, несмотря на то что со
мной случилось обстоятельство, которое считается обыкновенно крайним
бедствием, - нынче этот голос не предупреждал и не удерживал меня ни поутру,
когда я выходил из дому, ни в то время, когда я входил сюда - в суд, ни во
время моей речи.
Что же это значит? А то, я думаю, что то, что нынче случилось со мною, не
только не зло, а благо. Ведь, в самом деле, одно из двух: смерть есть полное
уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, только
перемена и переселение души из одного места в другое. Если смерть есть
полное уничтожение сознания и подобна глубокому сну без сновидений, то
смерть - несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведённую им
ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнит с этой ночью те другие ночи
и дни со всеми их страхами, тревогами, неудовлетворёнными желаниями, которые
он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий немного найдёт
дней и ночей счастливее ночи без сновидений. Так что если смерть - такой
сон, то я по крайней мере считаю её благом. Если же смерть есть переход из
этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся
все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо
больше того, чтобы жить там с этими существами? Я желал бы умереть не раз, а
сто раз, только бы попасть в это место.
Так что и вам, судьи, и всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и
помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти.
И потому, хотя намерение тех, которые осудили меня, было то, чтобы сделать
мне зло, я не сержусь ни на осудивших меня, ни на обвинителей.
Однако уже время расходиться: мне - с тем, чтобы умереть, вам - чтобы
жить. Кому из нас лучше - знает только Бог".
Вскоре после суда смертный приговор над Сократом был исполнен тем, что он
выпил чашу с ядом и спокойно умер среди своих учеников. Подробности о его
кончине описаны его учеником Платоном в разговоре "Федон".
(* Свободное изложение, сделанное Толстым, отрывка из "Апологии" Сократа,
написанной Платоном. *)