Страсть, страсть, страсть! 7 страница

Когда я начинал раскручивать Learning Annex в 1980-е годы, компания росла так быстро, что мне сразу же понадобился финансовый директор. Но я никак не мог найти подходящего человека. Я давал объявления, расспрашивал знакомых и даже нанял «охотника за профессионалами», который мне обошелся в кругленькую сумму, да к тому же раз за разом присылал совершенно неподходящих людей. И вот однажды утром я завтракал в небольшой закусочной в Гринвич-виллидж и обратил внимание на официанта, который показался мне знакомым. Так оно и было: это был Клайв Кабатзник, парень, с которым я был знаком еще в колледже, — умный, очень головастый тип. Я никак не мог понять, каким образом он оказался в закусочной в роли официанта!

Мы разговорились, нашли общий язык. Сам он из Южной Африки, в Штаты приехал, чтобы покататься по стране, — а когда деньги кончились, устроился официантом, чтобы подработать. Вскоре я понял, что он готов взяться за любую работу. Но единственная вакансия, которая была в моей компании, — это пост финансового директора. Я подумал: «Парень умен. Доверие он вызывает. Что я теряю?»

Клайв оказался прекрасным финансовым директором. Даже сейчас, когда он уже давно не работает в Learning Annex, я получаю от него регулярные консультации и советы. Он стал очень успешным предпринимателем, заработавшим миллионы на раскрутке и продаже разных компаний. Так что я всегда ищу прежде всего умных людей.

Когда в 2001 году я снова выкупил Learning Annex, я задумался о самых умных людях, которых я знал и которым мог бы доверять. Как мне собрать их всех под крышей своей компании? Мой старинный друг Энди Хайамс был одним из самых умных людей, которых я знал. Мы дружили с четвертого класса. Потом Энди поступил в Гарвард, на юридический, и позже закончил там же факультет здравоохранения, сделав прочную и успешную карьеру в государственных учреждениях. Я всегда с уважением относился к его работе, но в то же время мне казалось, что достигнутая планка все-таки низковата для него. Когда он рассказывал о своей работе, энтузиазма в его голосе не ощущалось.

Я хотел переманить его в Learning Annex, но при этом не хотел на него давить. И вдруг я увидел свой шанс. Я сказал Энди:

— Я даю тебе билет на семинар Тони Роббинса «Раскрой силу, таящуюся внутри», на этот уик-энд.

Обычно семинар длится три дня, а среди прочего участники семинара бегают босиком по раскаленным углям. Я сомневался, что Энди будет участвовать и в этом забеге, но Тони Роббинсу было что предложить и помимо его знаменитых экзотических упражнений.

Энди отнесся к моему предложению скептически, вывалив целую кучу аргументов и оправданий, чтобы не ехать на семинар Роббинса. Однако в конце концов он сдался — и поехал.

К концу уик-энда он позвонил мне из Сан-Диего.

— Жизнь изменилась, — сказал он.

— Ты серьезно?

Я был просто счастлив. Это было самое главное. Но все-таки я не удержался:

— А по углям ты ходил?

Он ответил:

— Да. Когда вернусь на работу, тут же напишу заявление. Хватит. Я собираюсь открыть собственную юридическую фирму.

— Великолепно, — сказал я. — Буду счастлив стать твоим первым клиентом.

Мне говорили, что я чокнутый: нанять юриста с нулевым опытом в бизнесе, контрактах, корпорациях и налоговом законодательстве. Я отвечал:

— Не беспокойтесь. Во-первых, он умен, он прекрасный аналитик — и он не раздут от самомнения как воздушный шар. Во-вторых, если он чего-то не знает, то с легкостью научится. В-третьих, если даже он не сумеет этому научиться, он наймет для нас консультантов, потому что он относится к деньгам нашей компании как к своим собственным.

Все это оказалось правдой. Энди работал усердно и умно — а для меня было истинным удовольствием видеть его рядом, на нашем общем пути к успеху.

Как и сказал Дональд Трамп: «Превыше всего цените лояльность».

Нанимая людей на работу, я прибегаю к не самым обычным методам, и, честно говоря, большинство из тех, кто начинает работать со мной, вскоре уходят. Главная причина в том, что у меня очень высокие требования к людям. Будучи предпринимателем, я усвоил, что лидер должен показывать пример. Для меня это нетрудно, потому что требования к самому себе у меня чрезвычайно высокие.

Я работаю помногу и подолгу — и того же требую от своих менеджеров. Я работаю по выходным и по праздникам — и ожидаю того же от своего коллектива. Если кто-то хочет работать с девяти до пяти — прекрасно, никакого преступления здесь нет, но со мной такие люди работать не будут.

Если кандидат на интервью спрашивает, сколько часов у нас длится рабочий день — интервью закончено. Для меня вполне обычное дело — обмениваться электронной почтой с сотрудниками в час, а то и в два ночи. Чтобы выдерживать такую нагрузку, нужна твердая профессиональная этика. Нужна страсть к тому, что ты делаешь, — и желание сделать это лучше, чем кто бы то ни было другой. Я люблю рисковать — и охотно беру на работу рисковых людей.

В 1986 году молодой парнишка обратился ко мне с заявлением на работу. Я с ходу отказал, потому что никакого опыта у него не было. Но он продолжал заваливать меня письмами и при каждом случае заглядывал в офис. После полугода такого карнавала он заявил, что согласен работать бесплатно. Конечно, совершенно безумное заявление, но оно показывало, насколько он рвется в бой. Он хотел войти в игру любой ценой. И что же? Я взял его на работу. Гарри Джавер работает со мной вот уже двадцать лет и руководит нашими Expo и текущими мероприятиями.

Еще одна выдающаяся личность в моей команде — Хезер Мур. У нее был опыт управленческой работы в ночных клубах. Она понятия не имела, как покупается реклама в СМИ. Но она подошла к делу тщательно, вдумчиво и с отношением «я могу все, за что возьмусь». Сегодня Хезер руководит нашим PR-департаментом, расходуя на продуманную рекламу 20 млн долларов в год. К тому же она заведует и нашим издательским отделом.

У моих менеджеров на визитных карточках не проставлены их титулы и должности. Почему? Потому что на разных совещаниях и конференциях мы часто играем разные роли.

Есть и еще целый ряд сотрудников и коллег, с которыми я работал годами, — все они отличаются общими свойствами. Это страстность, лояльность, прилежание. А главное, все они разделяют мою убежденность в том, что «предел для нас — только небо». Есть поговорка: «Посредственность всегда стоит на пути величия», — и я всегда помню о ней, принимая людей на работу. Если у них нет способности к росту, к тому, чтобы идти на побитие рекорда, — они будут просто занимать место. Причем занимать место того, кто мог бы пойти на рекорд.

У предпринимателей нет удобных подушек в виде гигантского раздутого бюджета и огромного штата. Им приходится нанимать людей, каждый из которых будет работать за десятерых. Поэтому я, как правило, беру на работу людей умных, гибких и универсальных. Когда мне нужен будет узкий специалист, я найму консультанта. А если вы нанимаете умных людей, готовых работать день и ночь, вам не нужен раздутый штат. И пирог дохода можно резать на меньшее количество частей!

И это еще один важный момент. Я твердо убежден, что людей надо вознаграждать за проделанную работу. Люди, которые подолгу работают со мной, получают очень серьезную финансовую компенсацию. Мы занимаемся проведением массовых слетов-семинаров Expo, но функционируем мы как классическая фирма с Уолл-стрит: в дележке пирога участвуют все. Эту же стратегию я использую, имея дело с сотрудниками, консультантами — со всеми, с кем приходится пересекаться в работе. Люди, которые вкалывают, должны получить свою достойную долю. Нет ничего страшного в том, чтобы заплатить людям с лихвой, с перебором — если они того заслуживают. Если же кто-то работает спустя рукава, кое-как — избавляйтесь от такого человека немедленно, прежде чем он заразит всю вашу компанию страшной болезнью посредственности.

Четыре года назад у меня был сотрудник, работой которого было приглашать и уговаривать лекторов — знаменитостей и профессионалов. Работал он нормально — но не более того. Я повел его на обед, чтобы поговорить о делах, и понял, что он едва сводит концы с концами. Нью-Йорк — дорогой город, а у моего сотрудника была тяга к хорошей одежде и обуви, так что можно понять, что денег у него практически не водилось. Он проводил все свое время, думая не о том, как добраться до самых лучших и знаменитых лекторов, а о том, как бы решить свои финансовые проблемы. Пока мы шли из ресторана в офис, я никак не мог решить, что же мне с ним делать. На Пятой авеню он внезапно увидел в витрине костюм от Версаче.

— Да, вот это костюм… — протянул он.

— Давай войдем и рассмотрим его поближе, — предложил я.

Мы вошли в магазин. Он примерил костюм — и тот оказался действительно прекрасным. С не менее прекрасным ценником: $7000.

В то время мне нужно было заманить на наши выступления доктора Николаса Перриконе, известного специалиста по уходу за кожей, для туров по нескольким городам. Я знал, что мой сотрудник неделями пытался достучаться до «звезды», но доктора Перриконе было просто невозможно поймать. И я сказал:

— Добудь мне Перриконе, и я куплю тебе этот костюм.

Мы вернулись в офис, но через несколько часов я увидел, как он направился к выходу.

— Ты куда? — поинтересовался я.

— Забрать свой костюм, — ответил он.

Я посмотрел на доску, где мы отмечали лекторов и «звезд», которых хотели заполучить. Перриконе был помечен крестиком: взят!

Бизнесменам стоит усвоить важную истину: если вы хотите, чтобы ваш подчиненный добился немыслимого результата, вы должны предложить ему столь же немыслимое вознаграждение. Этот сотрудник уже не работает у нас, но уходя, он поблагодарил меня за возможность побить все собственные рекорды. Простая формула, но слишком многие бизнесмены скуповаты — а этим они вредят только себе и своему бизнесу. Если какой-то мой сотрудник вывернулся наизнанку и в результате заработал для компании $100 000, то по моему убеждению, бонус в $25 000 — сущий пустяк!

ПОДВОДЯ ИТОГ

Мир — ужасен и жесток. Львы убивают ради пищи, но люди убивают просто из развлечения. У каждого из нас есть такие друзья, которые были бы рады оставить нас без гроша за душой. Им нужны наши деньги, наш бизнес, дом, машина, жена — даже собака. И это — друзья. Что же говорить о врагах? Нужно уметь защищать себя и свои интересы.

Жадность, из-за которой люди грабят, воруют и убивают во время стихийных бедствий, пожаров и наводнений, живет и работает внутри самых обычных нормальных людей. Она прячется в глубине, а когда вы менее всего этого ожидаете, она вдруг выбрасывает свою змеиную голову вперед и впивается в вас зубами. Это факт — и примите его как данность. Мир — жестокое место. Люди уничтожат вас просто так, развлечения ради — или ради того, чтобы произвести впечатление на других. Всегда надейтесь найти в людях лучшее — но готовьтесь к худшему.

Снимите и выбросьте свои розовые очки. Станьте параноиком. Будьте очень осторожны, нанимая людей. Если у вас не будет глаз на затылке, они вас обязательно обдерут. И не беспокойтесь о том, чтобы быть любимым. Не важно, любят вас ваши подчиненные или нет. Но сделайте все, чтобы они вас уважали. Раньше я говорил: «Нанимай лучших — и доверься им». Теперь я поумнел и говорю: «Нанимай лучших — и не доверяй им».

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

► Избавьтесь от иллюзий. Мир — жесткое место, полное жестоких людей.

► Каждый мечтает убить лучшего стрелка. Львы убивают ради пищи, люди — для удовольствия.

► Добейтесь уважения и наплюйте на то, любят вас или нет. Будьте профессионалом в том, что делаете, — и уважение вам обеспечено.

► Всегда одевайтесь так, чтобы вызывать уважение.

► Нанимайте самых лучших, но не доверяйте им.

► Внушайте людям командные ценности.

► Превыше всего цените лояльность.

► Прощайте людям их первые непреднамеренные ошибки.

► Никогда не прощайте подлецов и мошенников.

► Предъявляйте высокие требования своим сотрудникам и следите, чтобы они им соответствовали.

Наши рекомендации