Понятие пенсионного обеспечения

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, пенсионное обеспечение как самостоятельная отрасль сформировалась в общей системе права относительно недавно.

Несмотря на развитие в последнее время различных видов социальной помощи, пенсия остается основным источником жизнеобеспечения нетрудоспособной части населения.

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в нашей стране представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.

Основным базовым законом, регулирующим пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 2002 года.

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Цель данной работы: выявить и изучить особенности условий назначения пенсии по случаю утери кормильца в соответствии с законом «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

Достижение поставленной цели предполагает решение
задач:

1. Рассмотреть особенности современного состояния реформированной Пенсионной системы в Российской Федерации;

2. Изучит понятие пенсионного обеспечения в России;

3. Изучить условия назначения пенсии по случаю утери кормильца;

4. Раскрыть сущность пенсии по случаю утери кормильца, технологию ее начисления, назначения и размер;

5. Изучить сроки назначения трудовой пенсии и пенсии по случаю утери кормильца.

Объектом исследования являются граждане, имеющие основания получать пенсию по случаю утери кормильца.

Предметом исследования является технология пенсионного обеспечения граждан РФ по случаю утери кормильца.

Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного обеспечения граждан в РФ

Понятие пенсионного обеспечения

Одним из видов источников доходов отдельных категорий граждан является пенсия.

Пенсионным обеспечением населения в России занимается государственное внебюджетное социальное учреждение – Пенсионный фонд. Цель Пенсионного фонда заключается в обеспечении граждан средствами существования согласно установленных законом прав на пенсионное обеспечение.

Используя официальные данные Пенсионного фонда РФ, Федеральной службы государственной статистики и Министерства финансов, рассмотрим основные показатели, характеризующие пенсионное обеспечение России.

Лицам, достигшим пенсионного возраста при наличии трудового стажа не менее пяти лет, а также лицам потерявшим трудоспособность и лицам, потерявшим кормильца, назначают трудовую пенсию.

В 2013 году получателями трудовых пенсий в России было 37,7 млн. чел., а в 2014 году- 38,58 млн.чел.

Пенсионным возрастом по старости в России является 55 летний возраст для женщин и 60 лет для мужчин.

Лицам, не имеющим право на получение трудовых пенсий назначают социальную пенсию. Социальная пенсия назначается лицам имеющим трудовой стаж менее 5 лет (женщинам в 60 лет, мужчинам в 65 лет), инвалидам всех категорий, детям- инвалидам, малочисленным народам Севера, студентам очного отделения до 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей.

Пенсионный фонд как государственный орган, имеющий поступления и статьи расходов представлен бюджетом.

Источниками доходов пенсионного фонда являются: поступления страховых взносов от предприятий, граждан, добровольные перечисления и ассигнования государства. Расходы пенсионного фонда направлены на реализацию его основных функций: выплату трудовых, социальных и военных пенсий, социальные выплаты отдельным группам граждан, социальные доплаты пенсий до минимального прожиточного минимума, софинансирование пенсий, выдача сертификатов на материнский капитал и другие функции.

Таблица 1.1.

Бюджет ПФРФ (в млн. руб.)[1]

Показатель 2010 год 2011год 2012год 2013год 2014год 2015год
Доходы бюджета 4610083,9 5255642,6 6388389,5 6289958,6 6995166,9
Расходы бюджета 4249234,6 5451218,7 6378548,7 6416408,3 7618145,3

За рассмотренный период наблюдается рост как доходной, так и расходной частей бюджета пенсионного фонда. В 2014 году бюджет ПФРФ имеет дефицит в сумме 126449,7 млн. руб., а на 2015 год прогнозируется рост дефицита в 5 раз по сравнению с 2014 годом.

В таблице 1.2 представлены данные среднего размера пенсий граждан по всей России за период на 1 января с 2010 по 2014года.

Таблица 1.2

Средний размер пенсий по РФ на 1 января года, в рублях[2]

Показатель 2010 год 2011год 2012год 2013год 2014год
Средний размер пенсии 6 177,39 7 593,81 8 272,57 9 153,52 10 029,55
Трудовая пенсия 6 314,27 7 810,61 8 509,67 9 405,39 10 312,86
Социальные пенсии 4 244,62 4 730,62 5 206,54 5 919,23 6 446,58

За рассмотренный период наблюдается рост как трудовой (на 9,6% в 2014году по сравнению с 2013 годом), так и социальной пенсии (на 8,9%).

Согласно проекту бюджета Пенсионного фонда, на 2015 год средний размер пенсии по старости, составит 12 045 рублей, размер социальной пенсии – 8 479 руб.

Показатель позволяющий произвести расчет социальной доплаты к пенсии – прожиточный минимум, рассчитанный на основании потребительской корзины.

Таблица 3

Величина прожиточного минимума пенсионера, в рублях[3]

Показатель 2010 год 2011год 2012год 2013год 2014год
В целом по Российской Федерации 4 938 5 564 6 131 6 354

Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на 2015 год составит 7161 рублей, а на 2016 год – 7476 рублей.

Рассматривая прожиточный минимум пенсионера по регионам России наблюдается следующая разница: самый низкий уровень прожиточного минимума на 2014 год в Тамбовской области в сумме 4 802 руб., в Астраханской области 5 382 руб.; самый высокий в Чукотском АО -14 000руб. и в Ненецком АО- 13 420 руб.

На 2015 год пенсионная система подвергается ряду изменений, которые затронули как нынешних, так и будущих пенсионеров.

С 1 января 2015 года вводится новая система формирования и расчета пенсий, а именно трудовая пенсия разделится на два вида пенсий: страховая и накопительная.

Страховая пенсия будет рассчитываться по пенсионным баллам, необходимое количество которых для начисления пенсии по старости в 2015 году составит 6,6 баллов, но к 2025 году эта норма возрастет до 30 и более баллов.

Баллы будут начисляться не только за трудовой стаж, но и за военную службу по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданам старше 80 лет и др.

Стоимость пенсионного балла с 1 января 2015 года составляет 64,1 рубля, а размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 рублей.
К 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты проиндексированы согласно индексу потребительских цен.

Измениться и минимальный стаж для получения пенсии по старости с 5 до 15 лет. В 2015 году требуемый минимальный стаж составил 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – с каждым год по 1 году.

Следовательно, изменения в пенсионной системе должны быть нацелены на улучшение пенсионного обеспечения всех групп граждан, их материального благосостояния и ее устойчивого развития в перспективе.

Наши рекомендации